Что будет с рублем, если цена нефти упадет до $25 за баррель, когда начнется экономический рост и какие изменения ждут банковскую систему — об этом рассказала Эльвира Набиуллина.

Forbes

Интервью / Набиуллина

«Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки»

Что будет с рублем, если цена нефти упадет до $25 за баррель, когда начнется экономический рост и какие изменения ждут банковскую систему — об этом рассказала Эльвира Набиуллина.

Текст Николай Усков, Екатерина Кравченко
Фото Владимир Васильчиков для Forbes

Эльвира Набиуллина руководит Центральным банком России уже больше трех лет, причем весьма энергично. 277 банков и небанковских кредитных организаций лишились лицензий. Требуется перестроить систему банковского надзора и вывести ее на новый качественный уровень, считает глава ЦБ. Два года назад в самый разгар финансового кризиса Набиуллина отправила рубль в свободное плавание. С тех пор валютных встрясок случалось немало, но ЦБ методично воздерживается от прямого участия в торгах и воздействует на рынок почти исключительно косвенными методами.

В интервью Forbes Набиуллина подчеркивает, что ее задача как председателя ЦБ — низкая, 4% в год, инфляция. Этот уровень позволяет не слишком много думать об обесценении рублевых активов и обеспечивает достаточную стабильность, аргументирует она. Скептиков много: первоначальные прогнозы правительства предполагали, что это нереалистичная задача. Это действительно сложная, но абсолютно реальная цель, парирует Набиуллина. ЦБ готов и к неблагоприятному развороту внешней конъюнктуры, но такой сценарий потребует пролонгировать жесткую денежно-кредитную политику, предупреждает она.

FORBES: Традиционно в декабре население ждет ослабления рубля: два года подряд эти ожидания сбывались. Чем на этот раз порадуете?

ЭЛЬВИРА НАБИУЛЛИНА: Курс рубля же во многом от нефти зависит. В 2014 и 2015 годах цены на нефть падали. Почти весь 2016 год цены росли, но устойчивой тенденции нет. В своих прогнозах мы придерживаемся консервативного сценария: цены с большей вероятностью будут колебаться в диапазоне $40–50 в ближайшие два года.

F.: Стрессовый сценарий МВФ для российской экономики предполагает, что стоимость барреля может опуститься до $19.

Э. Н.: Мы делаем стрессовый сценарий при цене $25 за баррель. Это маловероятный сценарий, но даже он не катастрофический для России, хотя может привести к ослаблению рубля. Это будет означать, что мы будем дольше проводить жесткую денежно-кредитную политику с высокими ставками, которая не всем нравится.

Высокие ставки никто не любит. Но я не согласна, что ставки заморозили экономику. Увеличение ставок было вынужденным и необходимым шагом, чтобы предотвратить закрепление высокой инфляции. Сейчас инфляция снижается ровно так, как мы и прогнозировали

F.: Бизнес жалуется, что высокие ставки и так заморозили экономику.

Э. Н.: Безусловно, высокие ставки, как и высокие налоги, никто не любит. Но я не согласна, что ставки заморозили экономику. Увеличение ставок было вынужденным и необходимым шагом, чтобы предотвратить закрепление высокой инфляции. Когда рубль ослаб, импортные товары стали дороже, а поскольку доля импорта на российском рынке была очень большой, это сказывалось на инфляции. Сейчас инфляция снижается ровно так, как мы и прогнозировали, и мы будем снижать ставки по мере снижения инфляции.

F.: Можно было бы снижать ставку решительнее, говорят ваши критики.

Э. Н.: Даже если представить, что Центробанк взял бы и снизил ключевые ставки, банки не стали бы давать кредиты предприятиям по более низкой ставке, поскольку инфляция остается высокой. То есть никто не даст кредит по такой ставке, чтобы инфляция съела доход. Без низкой инфляции ставки в экономике не будут ниже. Наша задача — снизить инфляцию и уже на этой базе снижать процентные ставки.

F.: Экономисты утверждают, что ставка не работает — не дает требуемого сигнала рынку.

Э. Н.: Ставка прекрасно работает. Короткие деньги торгуются близко к нашей ставке. На эти уровни ориентируются банки, когда выдают кредиты. Конечно, деньги выдаются по разным ставкам — ниже или выше ключевой ставки, но это зависит от профиля предприятия и рисков, и это оценивают уже банки. Когда мы снижаем ставку, с некоторым лагом ставки в банках также начинают снижаться.

F.: Но средняя ставка по кредитам остается высокой.

Э. Н.: Средневзвешенная ставка по кредитам для предприятий сейчас составляет 13%. Для физических лиц — чуть повыше. Но основные ограничения для экономического роста связаны не с высокой процентной ставкой, а с другими факторами. Практически все согласны, что восстановление экономики сейчас должно быть основано на росте инвестиций, поскольку маловероятно, что цена на нефть, которая выступала драйвером экономики, будет расти высокими темпами. Кредиты на финансирование инвестиций сейчас составляют 8%: вроде бы это низкий уровень, но даже в лучшие времена, в середине 2000-х годов, он составлял около 11%. Кредиты не являются основным источником инвестиций. Для предприятий их главный источник — это собственная прибыль и амортизация. В прошлом году в России был зафиксирован рост прибыли предприятий на 50%, но она не была направлена на инвестиции, а использовалась на выплату дивидендов и прочие нужды. Причина — в общей экономической неопределенности по многим параметрам: где будут располагаться рынки сбыта, что будет с налогами и в целом с экономической политикой. Это сдерживает инвестиции, как и нехватка квалифицированной рабочей силы.

F.: Стремясь свести инфляцию к 4%, вы, может быть, не то лечите?

Э. Н.: Мы могли расти высокими темпами при растущих ценах на нефть: в основном за счет внешнего источника — экспортных доходов и внешних заимствований. Сейчас при инфляции выше 4% инвестиций не будет. Для появления частных инвестиций нужна предсказуемость условий для планирования проектов. Инвесторы учитывают разные параметры: как будут меняться тарифы на электроэнергию, налоги, курс рубля; инфляция в этих расчетах — один из ключевых факторов. Мы к этому не привыкли, поскольку у нас практически не было низкой инфляции, она всегда оставалась высокой, и это было всегда фактором риска.

F.: Почему в качестве ориентира по инфляции выбрана цифра 4%, а не 5%, например? В чем ее магия?

Э. Н.: Давайте я начну с того, почему не 2%, как в большинстве развитых стран. Если бы у нас инфляция сейчас была 4%, Россия оказалась бы все равно страной с очень высокой инфляцией, примерно на 126-м месте из 189 стран. То есть государств, где инфляция выше, не так много. Мировой опыт показывает: низкая инфляция способствует экономическому росту, а когда правительства стараются подстегнуть экономический рост с помощью эмиссии и высокой инфляции, это приводит к долгосрочному спаду. Многие страны с формирующимися экономиками, к которым относится Россия, выставляют ориентиры выше — 3–4%, иногда 5%. В странах, где формируются рынки, происходят масштабные структурные изменения: одни сектора быстрее растут, другие медленнее. Если общий индекс цен составляет 2%, в некоторых секторах цены все равно растут быстрее, а в остальных даже может наблюдаться дефляция. Массовая дефляция вредна: она снижает стимулы для инвестирования, и, чтобы ее избежать в широком спектре секторов, уровень инфляции должен составлять около 4%. Мы об этом сказали три года назад. Важно не менять постоянно цель, иначе не будет доверия и постоянный уровень инфляции не станет своеобразным якорем для экономики.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Железная леди Железная леди

И сегодня 61‑летней актрисе есть что показать и чем поделиться

GQ
Автоматная очередь Автоматная очередь

История игровых автоматов.

Игромания
Пароль второго плана Пароль второго плана

Как «Модный медведь» и «Уютный медведь» совершили главную хакерскую атаку года

Esquire
Время взлетать Время взлетать

Итоги выставок в Германии — беспилотные дроны, экшн-камеры и VR

Популярная механика
Дно Балкарии Дно Балкарии

Водолазы, батискафы и подводный дрон: экспедиция Русского географического общества исследовала в Кабардино-Балкарии самое глубокое озеро-источник в мире — Нижнее Голубое.

GEO
Братство отца Братство отца

Чеховские три сестры мечтали о Москве, о счастливом и недостижимом далёко, способном изменить их жизнь к лучшему. Три брата Делон всегда стремились «к отцу» – чужому и не досягаемому. Они верили: будь он рядом, их судьбы сложились бы иначе. Но так ли это на самом деле?

СНОБ
Кто скажет Кто скажет

Уже скоро мы можем научиться понимать язык зверей

Популярная механика
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Именно сейчас, в конце года, нам всем остро недостает солнечного света. Того и гляди, зимняя хандра возьмет верх над тобой? Не переживай, наши советы помогут справиться с печалью и найти дорогу из сумрака к свету!

Лиза
Kia Sorento Prime Kia Sorento Prime

Корейский кроссовер старается стать ближе к сегменту премиальных автомобилей – списку его оборудования и правда можно только позавидовать

АвтоМир
Кто вы, «нестарый кавказец»? Кто вы, «нестарый кавказец»?

Атрибуция военных портретов — дело сложное

Дилетант
В мастерской — Филипп Паррено В мастерской — Филипп Паррено

С октября Турбинный зал Тейт Модерн занимает проект Филиппа Паррено — художника, известного своими масштабными инсталляциями. Мы заглянули в мастерскую автора, чтобы поговорить о том, как он готовил экспозицию, откуда берутся призраки и как сотрудники Центра Помпиду отказывались покупать его работы.

Numéro
Здравствуй, пенсия! Здравствуй, пенсия!

Самого свет­ско­го мил­ли­ар­де­ра Соединен­но­го ко­ролев­ства сгу­би­ла жад­ность. Хозяина Topshop сэра Филипа Грина ру­га­ют за то, что он обанк­ро­тил лю­би­мый бри­тан­ца­ми уни­вер­маг BHS и недо­пла­тил в пен­си­он­ный фонд, а на вы­ру­чен­ные день­ги ку­пил яхту «Львиное сердце».

Tatler
Maserati Levante S Maserati Levante S

В Модене решили расширить горизонты. Казалось бы, новая модель далека от традиций марки. Но когда садишься за руль, все быстро встает на свои места.

Quattroruote
Корабли пустыни Корабли пустыни

Либо на горбу, либо на полном приводе – ни на чем другом по барханам не проедешь. Так что же выбрать – верблюда-дромадера или Land Rover Discovery 4?

Quattroruote
Анатомия торта Анатомия торта

Торты Натальи Ярославской превратились в московскую легенду. За время существования ее кондитерского дома «Vozduh / Воздух» она поняла: торт можно сделать любым – хоть в виде слона в натуральную величину или аэростата. Среди клиентов Ярославской – Герман Греф, семья Михалковых, Наина Ельцина. Кондитер рассказала «Снобу» о самых сложных заказах и о том, что может послужить идеей для очередного кулинарного подвига.

СНОБ
«Зрителю не нравится реальность, которая его окружает» «Зрителю не нравится реальность, которая его окружает»

Сегодня наш гость — кинорежиссёр и продюсер Александр Роднянский. Он обладатель многих наград, с его именем связаны такие фильмы, как «Восток-Запад», «Водитель для Веры», «9  рота», «Елена», «Сталинград», «Левиафан» и другие. Многие его работы известны на Западе, он обладатель премии «Золотой глобус», его картины трижды номинировались на «Оскар». У нас с ним многолетняя творческая и человеческая дружба.

Мир Фантастики
Фабрика песен Фабрика песен

Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

РБК
Наша Катюша Наша Катюша

Этим летом Катя Козлачкова буквально взорвала Интернет: красивая девушка из Москвы на чемпионате мира по тхэквондо побила всех своих соперниц

Лиза
Зачем владелец «Асконы» продает большой бизнес и строит маленький город Зачем владелец «Асконы» продает большой бизнес и строит маленький город

Владимир Седов занялся медициной и отстраивает на свои деньги целый город

РБК
Агриппина: мать, убийца и жертва Агриппина: мать, убийца и жертва

Личная жизнь матери Нерона, её властолюбие и обстоятельства смерти поражают

Дилетант
KIA Optima Sportswagon KIA Optima Sportswagon

Семейная версия примечательна не только багажником, но и ярким поведением, оправдывающем приставку sport в имени.

Quattroruote
Лигалайз. С утра я – пуленепробиваемый Лигалайз. С утра я – пуленепробиваемый

Лигалайз: в России я ни с кем не могу общаться про хип-хоп

Playboy
13 лучших авто года по версии GQ 13 лучших авто года по версии GQ

Признаемся себе: именно эти автомобили мы хотим больше других. Даже те, которые еще до конца не придуманы. Даже если их тринадцать.

GQ
Моя дочь не хочет замуж Моя дочь не хочет замуж

У нашей читательницы Софьи трое взрослых детей. Сыновья женились, а вот дочь не торопится создавать семью. Софья волнуется: вдруг Лиза останется одинокой навсегда?

Лиза
Вертикаль­ный взлет Вертикаль­ный взлет

Дизайнер Марина Мацкевич офор­ми­ла в Алматы квар­ти­ру, в окна ко­то­рой за­гля­ды­ва­ют пики Тянь‑Шаня.

AD
Робокопы – полиция будущего Робокопы – полиция будущего

Искусственный интеллект может быть и угрозой, и благословением

Playboy
Порядок в голове – успех в жизни Порядок в голове – успех в жизни

В конце года вдруг выясняется, что не удалось достичь тех высоких целей, которые ты ставила перед собой? Чтобы не повторить ошибок в 2017 году – приведи в порядок мысли!

Лиза
Нежный возраст Нежный возраст

Главный ре­дак­тор L’Officiel и луч­ший ин­тер­вью­ер «Дождя» Ксения Собчак риск­ну­ла пуб­лич­но об­су­дить со­кро­вен­ное — свою бе­ре­мен­ность — с глав­ным ре­дак­то­ром «Татлера» Ксенией Соловьёвой.

Tatler
Те, кто не забыл Те, кто не забыл

История гауптштурмфюрера СС и девушки из гетто.

СНОБ
Станислав Лем Станислав Лем

Чем больше мы знаем о Леме, тем меньше его понимаем

Дилетант
Открыть в приложении