В мире пересматривают стандарты красоты

ОгонёкМода

Неделя | Эпицентр

Прекраснее идеала

В мире пересматривают стандарты красоты: на смену молодым моделям-худышкам идут дамы plus size и их возрастные коллеги. Что теперь будет считаться красивым, разбирался «Огонек»

Материалы подготовили Кирилл Журенков, Мария Портнягина

В нынешнем году индустрия моды и красоты, похоже, оказалась не перепутье, и это символично: 65 лет назад в США провели первый конкурс «Мисс Вселенная», пора подводить итоги. Среди состязаний так называемой «Большой четверки» (куда также входят «Мисс мира», «Мисс интернешнл» и «Мисс Земля») этот конкурс едва ли не самый авторитетный. Ну, например, именно «Мисс Вселенная», проведенная летом 1952 года, подтолкнула конкурентов сделать свои смотры регулярными, то есть фактически запустила гонку конкурсов. Главное, впрочем, в другом — «Мисс Вселенная» все эти годы задавала миру стандарты женской красоты, соревнуясь не только с состязаниями-конкурентами, но и с модной индустрией, с кино, а теперь еще и с интернетом, ведь соцсети сегодня — ключевой элемент в оценке прекрасного.

Кому же доверять в вопросах красоты теперь, когда само это понятие, похоже, размывается? В этом попытались разобраться социологи из Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (СанктПетербург), они изучали сотрудничество моделей и модных журналов с 1975 по 2015 год. Их работа, похоже, подвела черту под целой эпохой: с начала 2010-х на обложках стало появляться все меньше новых, еще не примелькавшихся моделей, а на первый план в индустрии вышли фэшн-блоги и интернет. Более того, на наших глазах стали меняться привычные стандарты красоты: в журналах все больше моделей старшего возраста, женщин plus size (то есть пышных дам) или тех, кто выглядит «авангардно».

С 1960-х, когда был сделан этот снимок претенденток на звание «Мисс Вселенная», стандарты красоты поменялись уже не раз
Фото: Agence France Presse / Getty Images

Именно соцсети начинают задавать сегодня новые стандарты, отмечают СМИ: к примеру, набирает обороты движение за «естественную красоту» — дамы-блогеры (как американка Морган Микенас), не стесняясь, демонстрируют небритые ноги, заросшие подмышки или шрамы. Основной посыл: пора отвергнуть застарелые стереотипы, и вообще, каждый должен делать так, как ему удобно. Примерно то же звучало и сто лет назад — в революцию.

— Стандарты красоты диверсифицируются, что во многом связано с распространением феминистских идей,— говорит Маргарита Кулева из НИУ ВШЭ.— Вспомните рекламу Nike на тему популярной советской песни «Из чего же сделаны наши девчонки» (вместе традиционных «платочков и клубочков, загадок и мармеладок» в рекламном тексте предлагают свой вариант: «из железа, из стремлений, из самоотдачи и сражений».— «О») или кампанию Dove «Будь собой»... Парадокс в том, что сами эти тенденции пока не приобрели широкой поддержки, например популярные бренды не спешат выпускать расширенные коллекции. То есть plus size на обложке — еще не признак революции.

И тем не менее миру моды приходится подстраиваться под новую идеологию красоты, в мае во Франции вступили в силу жесткие законы, касающиеся модельного бизнеса: от моделей теперь требуется медицинская справка, подтверждающая, что их индекс массы тела в пределах нормы (то есть не менее 18,5), за нарушение работодатель может заплатить штраф в 75 тысяч евро! А еще на отретушированных фотографиях в СМИ с октября должно быть это указано... Франция всегда задавала главные модные тенденции, так случилось и на этот раз: в сентябре корпорации Kering и LVMH, отвечающие за такие популярные бренды, как Gucci, Yves Saint Laurent или Louis Vuitton, выступили с совместным заявлением о запрете на наем моделей, размер одежды которых меньше XXS, а также младше 16 лет (для взрослых съемок). И похоже, это только начало...

Что принято считать красивым в России? Вопрос непраздный, в сферу неизведанного наши специалисты заглянули лишь совсем недавно. Первой оказалась преподаватель Южного федерального университета Дарья Погонцева: несколько лет назад она впервые в стране провела исследование понятия женской красоты. Момент был выбран не случайно: в конце 2000-х мы переживали настоящий бум прекрасного: открывались бьюти-салоны, клиники эстетической хирургии, росло количество соответствующей рекламы — россияне были увлечены улучшением своей внешности. Вопрос в том, какого именно идеала мы хотели достичь? Чтобы ответить на него, эксперт опросила 464 человека, попросив дать определение женской и мужской красоте.

— У каждого, как оказалось, этот идеал свой, однако кое-что общее выделить все-таки можно,— говорит Дарья Погонцева.— Если говорить об идеальной женщине, то она должна быть не слишком низкая, но и не слишком высокая (идеально, чтобы ниже мужчины), не слишком худая, но и не слишком пышная... Вес, рост, все подобные показатели оказались усреднены. По цвету волос чуть популярнее брюнетки, от темно-русого и темнее. При этом тот или иной словесный стереотип сильно отличался от реального представления о красоте. Спрашиваешь мужчину, какой должна быть идеальная женская фигура, он отвечает про 90–60–90, просишь нарисовать, фигура оказывается совсем другой. Или, допустим, цвет волос: мужчины часто путают оттенки, что для женщин, напротив, очень важно.

На что ориентируются наши мужчины, когда говорят о своем идеале женской красоты? Оказывается, это вовсе не модели, первые места — у актрис. Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Анджелина Джоли — их имена во время опроса звучали чаще всего, мужчины постарше называли и русских красавиц — Валентину Толкунову, Ирину Алферову...

— Победительниц конкурсов красоты не назвал никто,— говорит эксперт.— Топовых моделей вспомнили единицы. Очевидно: модельно-подиумный формат уже не задает у нас понимание красоты. Да и сам стандарт 90–60–90, популярный в 1990-е благодаря фитнес-урокам Клаудии Шиффер, давно сменился. Как сменилась и анорексичная худоба Кейт Мосс, характерная для 2000-х. Мы движемся к эталону среднестатистической женщины, которая ухаживает за собой.

Надолго? Эксперты разводят руками: мода развивается волнообразно и пока однозначно можно быть уверенным лишь в одном — очередная модная революция не задержится. 

Брифинг

Марина Бутовская,
завцентром
кросс-культурной
психологии и этологии
человека ИЭА РАН

С одной стороны, стандарты красоты меняются, а с другой — существуют универсальные критерии красоты. Эти критерии отражают определенные параметры. Первый — принадлежность к определенному полу, то есть мужчины должны выглядеть мужественно, а женщины — женственно. И есть общие критерии, которые говорят о физическом здоровье,— это гладкая кожа, отсутствие уродств на теле и на лице. Для женщины очень важна, а для мужчин менее значима, но при прочих равных тоже используется информация о возрасте, потому что молодые более привлекательны. Это базовые вещи.

Источник: «Радио Свобода»

 

Питер Линдберг,
немецкий фотограф

Понятие «красота» коммерциализировано. Идеал современной красоты — это в первую очередь то, что идеально подходит для продажи. Для меня, когда я работал над календарем Пирелли, главное было — показать, насколько прекрасно естественное. Одно из определений красоты для меня — если ты себя принимаешь, то ты всегда прекрасен. Это самая простая формула красоты — набраться смелости быть собой. В этом случае абсолютно невозможно быть некрасивым. Все эти идеальные отретушированные лица — это никто, этого человека не существует. Как это может быть красивым?

Источник: «Коммерсантъ Стиль»

 

Наталья Мантурова,
завкафедрой РНИМУ
им. Н.И. Пирогова

Нельзя русским женщинам навязывать современные эталоны сексуальности и привлекательности! Сверхразвернутые скулы, сильно увеличенные губы, слишком приподнятые брови… Эти общепринятые стандарты действительно приводят к барбизации самого понятия красоты. <…> Русские женщины — самые красивые в мире! Они многоликие, очень разноплановые по структурности и форме лица. Их черты могут быть нежными и яркими, мягкими и дерзкими. В России необыкновенно разнообразная цветовая гамма глаз. Но все же главная прелесть лиц наших женщин — одухотворенность и правдивость.

Источник: «РИА Новости»

Детали

Равнение на поп-звезд

Идеалы женской красоты в современном мире диктует массовая культура, прежде всего через кино и телевидение

Источник: www.imdb.com, www.fashionmodeldirectory.com, «РИА Новости», соб. инф.

Опрос

Ум — страшная сила?

Кто сказал, что ум в женщине — не главное? Значительная часть российских мужчин готовы с этим поспорить

Источник: ВЦИОМ, 2017 год

Экспертиза

Полюса красоты

Мэган Виртанен,
историк моды,
коллекционер
Фото: из личного
архива

Стандарт женской телесной красоты на протяжении вот уже столетия постоянно колеблется между двумя полюсами. В периоды социальных революций, когда резко меняются взгляды на то, как устроен мир, в моду входит подростковый идеал тела — так было и в 1920‑е, и в 1960-е, и в 2000-е. Отказ от опыта предыдущих поколений символически выражается в визуальном «отказе от взросления». Как только экономическая и политическая ситуация усложняется, идеал резко «взрослеет», и модной становится фигура взрослой женщины, эталонные «песочные часы». Во времена экономической депрессии или войны на первый план выходит образ ответственного взрослого: вот и сегодня экономический кризис, развивающийся с 2008 года, закономерно приводит нас к новому пониманию телесной красоты. Мода на плюс-сайз будет набирать обороты вплоть до новой социальной или технологической революции, которая вновь вернет нас к моде на худобу. Конечно же существуют нюансы, зависящие от духа конкретной эпохи. Так, в начале 1930-х, когда телесный идеал по сравнению с предыдущей эпохой «повзрослел», в моде все же оставались узкие бедра. Объяснение простое — тяжелейшая экономическая ситуация не предполагала идеала плодовитой женщины, а именно так символически считываются в нашей культуре широкие бедра. Только во второй половине 1930-х идеальные бедра, наконец, обретают округлость...

Еще одним нюансом является мода на размер груди. Большая грудь ассоциируется с материнской, это своего рода символ безопасности. Она входит в моду в периоды, когда в воздухе разлита тревожность. Не прямая угроза, но именно постоянное ожидание опасности. Так было в 1950-е, когда мир напряженно ожидал начала ядерной войны, так же случилось и в 2000-е после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке и возникновения угрозы международного терроризма.

Стоит отдельно сказать и о конкурсах красоты. Это уже порождение индустриализации. Впервые они появились в 1920-е и отлично отражали дух эры машин, иначе говоря, конвейерный подход к телу, которое, словно деталь на заводе, должно вписываться в заранее заданные стандарты. Появление международных конкурсов в 1950-е годы стало высшей точкой развития этого явления — соревноваться и вписываться в единый стандарт предлагалось уже представительницам разных национальностей. Естественные различия разных этносов по типу фигуры перестали учитываться, общие идеалы были провозглашены для всего мира. Влияние самих конкурсов сильно уменьшилось за последние десять лет, но все же для многих женщин эти стандарты остаются своего рода компасом — к чему стремиться.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

24 часа наедине с мужчиной 24 часа наедине с мужчиной

Всякий уважающий себя самец должен круглые сутки быть на высоте

Playboy
Сейчас я не чувствую себя свободной, и это прекрасно Сейчас я не чувствую себя свободной, и это прекрасно

Интервью с Еленой Подкаминской

Добрые советы
15 способов улучшить настроение всей семье 15 способов улучшить настроение всей семье

Несколько способов оздоровить атмосферу, посмеяться и стать ближе друг другу

Домашний Очаг
Больше двух говорят вслух Больше двух говорят вслух

Матвей (он же рэпер Мот) и Мария Мельниковы

Glamour
Женский день Женский день

Восьмое марта — это не только и не столько подарки и цветы

Vogue
Звездные роботы Звездные роботы

Как стартап из Колорадо стал производителем игровых роботов для Disney

РБК
Эмма Клайн: Девочки Эмма Клайн: Девочки

Фрагмент «Девочек» Эммы Клайн

СНОБ
Как полюбить уборку: 3 новых способа Как полюбить уборку: 3 новых способа

Создавая чистоту и поддерживая уют, мы самосовершенствуемся и упорядочиваем мысли в голове, утверждают психологи. Но как сделать это занятие приятным?

Psychologies
Александр Петров: «У меня была любовь и война одновременно» Александр Петров: «У меня была любовь и война одновременно»

Еще два года назад он был «одним из», а сейчас 28-летний Саша Петров – «самый». Самый молодой Гамлет в истории, самый яркий, востребованный: «Притяжение», «Полицейский с Рублевки», теперь – громкий кинопроект «Гоголь». В театре им. Ермоловой его называют артистом вертикального взлета. Как же стать «самым» и не сломаться?

Psychologies
Дмитрий Рогозин: Почему нужно говорить о смерти Дмитрий Рогозин: Почему нужно говорить о смерти

Как помочь старикам подготовиться к уходу из жизни и почему это важно

СНОБ
«Я понимала, что, если признаюсь в беременности, ребенка у меня не будет». Монологи женщин, родивших после сорока «Я понимала, что, если признаюсь в беременности, ребенка у меня не будет». Монологи женщин, родивших после сорока

Женщины, родившие в зрелом возрасте, о моральном прессинге

СНОБ
Моя вторая мама Моя вторая мама

По количеству ролей в анекдотах свекровь, конечно, никогда не сравнится с тещей

Cosmopolitan
Первый день оставшейся жизни Первый день оставшейся жизни

Каждый миг может стать последним, утверждает логотерапевт Светлана Штукарева. Мы cпросили ее о том, как прожить его со смыслом.

Psychologies
«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars «Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars

Чем живут скрытные миллиардеры из семьи Марс

Forbes
Мясо, сухое вино и предрассудки. Чего нет в Швейцарии Мясо, сухое вино и предрассудки. Чего нет в Швейцарии

О Швейцарии написан миллион гидов, и порой кажется, что это идеальное место

СНОБ
Мечта детства Мечта детства

Топ-менеджеры «Ростсельмаша» отправляются в поля обслуживать свою технику

Популярная механика
Интерактивные пространства Даана Розегаарде Интерактивные пространства Даана Розегаарде

Сияющая дорога, инсталляции из светодиодов и платья, меняющие прозрачность

Популярная механика
Просто я лучше всех Просто я лучше всех

Женщины редко любят себя безусловной любовью. Но это можно изменить

Cosmopolitan
Евгения Евгения

Рассказ Инги Шепелевой, который можно прочитать как феминистский хоррор

СНОБ
Макс Фрай: Ирруан, доудаль, индера Макс Фрай: Ирруан, доудаль, индера

Рассказ Макса Фрая, в котором будни выворачиваются босхианской изнанкой

СНОБ
У меня есть мысль, и я ее думаю У меня есть мысль, и я ее думаю

Почему мы не можем уснуть по ночам

Psychologies
Куда исчезла материя Куда исчезла материя

Астрофизикам вот уже сто лет не хватает материи во Вселенной

СНОБ
Kickstarter: Oculus Rift Kickstarter: Oculus Rift

Как появился Oculus Rift и почему он стал популярен?

CHIP
Теория малых дел Теория малых дел

Не слишком ли сильно стараются родители, стараясь занять ребенка?

Добрые советы
Голос будущего Голос будущего

Группа компаний cyber Fund работает на блокчейне и криптовалюте

РБК
Сельская аристократия Сельская аристократия

Оба участника не растеряли качеств, которые отличали премиальные универсалы

Quattroruote
Возвращение боярышника Возвращение боярышника

Зачем государство обрекает на смерть невезучих граждан

СНОБ
Вадим Самойлов Вадим Самойлов

Бывший вокалист «Агаты Кристи», а ныне сольный артист ответил за все

Maxim
Jaguar F-Type SVR Jaguar F-Type SVR

От одного лишь звука мотора мурашки по коже

Quattroruote
Письма счастья Письма счастья

Письменные медитации

Yoga Journal
Открыть в приложении