Балетные страсти
Слабость к балеринам питал ещё император Николай I. И этот пример оказался очень заразительным для многих его потомков.
Мужчины из семьи Романовых были живыми людьми, которым не чуждо ничто человеческое, в том числе любовные связи на стороне. Особым успехом у августейших особ пользовались артистки балета. Матильда Кшесинская — самая известная, но далеко не единственная из них.
Танцевальная коррупция
Моду на балерин ввёл Николай I. Но он как мог скрывал свои пороки. А вот его дети уже открыто сожительствовали с танцовщицами. Сначала в балерину влюбился третий сын самодержца — великий князь Николай Николаевич. Его личная жизнь как-то не заладилась. Он женился на принцессе Александре Ольденбургской, которая доводилась ему двоюродной племянницей.
Великая княгиня, как деликатно выразился Сергей Витте, «была в некоторой степени анормальной». Вдобавок к этому некрасивой. К тому же она плохо одевалась, а с мужем была груба и насмешлива.
Неудивительно, что Николай Николаевич сошёлся с другой. Его избранницей стала Екатерина Числова, балерина императорских театров и, между прочим, партнёрша танцовщика Феликса Кшесинского, отца Матильды. Великий князь хорошо знал Кшесинского, был с ним на «ты». Так что Матильда с малых лет знала, что Романовы неравнодушны к женщинам из мира балета.
Николай Николаевич, у которого были жена и двое детей, поселил Числову в доме напротив своего дворца. Когда любовница хотела увидеться с ним, она зажигала две свечи у своего окна. И великий князь летел к ней, как говорится, на крыльях любви.
Александр II, конечно, узнал о похождениях младшего брата. Тем более что тот их особо и не скрывал. Император вознегодовал и даже выслал Числову из Петербурга. Но потом остыл — у него самого начался роман с княжной Екатериной Долгорукой.
А Числова родила великому князю пятерых детей. Им пожаловали дворянство и дали фамилию Николаевы. Про Числову говорили, что у неё несносный характер. Она всегда требовала от великого князя денег. Тем временем началась Русско-турецкая война. Николай Николаевич стал главнокомандующим на Балканах. «Воровство и мошенничество страшное, и казну обкрадывают в огромных размерах», — писал о положении дел в русской армии осведомлённый современник. И не какой-нибудь либеральный борец с коррупцией, а наследник престола Александр Александрович, будущий Александр III.
Пошли слухи, что в махинациях замешана Числова, а через неё и сам великий князь. Была создана специальная комиссия, которая постановила, что Николай Николаевич к хищениям не причастен, а виновен лишь в недосмотре. Впрочем, дела о коррупции в высших эшелонах власти у нас, как известно, почти всегда разваливаются.
Кстати, Числова не единственная балерина, которую подозревали в коррупции. В начале XX века подобные обвинения посыпались на голову Кшесинской. Дескать, она состоит в связи с великим князем Сергеем Михайловичем, он курирует артиллерию, и ни один заказ артиллерийского ведомства не обходится без взятки, которую нужно дать Матильде.
Вернёмся к Николаю Николаевичу. Последние годы его жизни были трагическими. В 1889 году умерла Числова, и великокняжеский рассудок — и до того не слишком крепкий — окончательно отказал. Бывший главнокомандующий начал атаковать всех встречных женщин. Александр III приказал поместить сбрендившего дядюшку в Крыму под надзором врачей и адъютантов. Там он и умер в 1891 году. Все вздохнули с облегчением.