Семья / Дети
Где мои подарки?
Приближается Новый год – и начинается праздничный невроз: что подарить нашим детям, у которых и так все есть? А если они уже написали письмо Деду Морозу? Мы точно знаем: праздник – это подарки, но что делать, если их становится слишком много?
О чем расскажет подарок?
Анна Кулешова, социолог (ВЦИОМ)
В разные исторические периоды в разных культурах у подарков свои особые функции и особое отношение к ним. В СССР, например, вполне нормально было отказать ребенку в покупке игрушки просто потому, что денег нет, или пообещать купить желаемое, но в награду за хорошую учебу и поведение. Сегодня покупка подарка, маленького или большого, – часть рутины. Более того, общество потребления побуждает нас дарить подарки даже там, где для них маловато поводов (например, взрослые, приехав в гости к другим взрослым, неизбежно везут подарки для детей).
Зачем мы дарим подарки детям? Если задуматься, обнаружится множество вариантов. Например, подарок – это компенсация за неуделенное время и нехватку общения. Или выражение любви, заботы и внимания, или заглаживание вины (я сейчас не могу быть с тобой, но могу подарить игрушку), или даже подкуп. Подарки могут стать способом демонстрации социальной состоятельности: ребенок покажет дорогой телефон в садике, в школе – он не хуже других! Подарки помогают снять напряжение, процесс выбора и радость одаряемого придают силы. Кроме того, порой подарки дают возможность взрослому, купившему безделушку, почувствовать себя добрым, хорошим человеком. Согласитесь, сделать покупку и создать иллюзию заботы проще, чем заботиться по-настоящему.
Это мы их научили!
Когда дети ожидают подарок к Рождеству, 8 Марта, дню рождения и другим праздникам (а их между прочим немало!) – это ролевое ожидание. Они же не родились с идеей, что им все должны дарить подарки, они к этому привыкли – более того, мы их сами к этому приучили, как рыбок приучают плыть за кормом на стук пальца в стекло аквариума. Они выучивают, чему можно и нужно радоваться – в данном случае, подарку. Но можно же радоваться и счастью общения, солнцу, дружбе, многому другому – не вещам. Подумайте, что будет, если войдет в привычку выражать любовь через подарки? Действительно ли это то, к чему стоит стремиться?
Каждый родитель сам расставляет акценты в воспитании и обозначает для ребенка свое мнение. Для многих нормально сосредотачиваться на статусе вещей, уделять материальному миру много внимания, а заодно и приучать детей, что праздники – это подарки, их много, они разные и по любому случаю. Заметьте, даже на день рождения подарок теперь получает не только именинник, а все его гости – такая уж современная традиция.
Получается, что сама привычка к подаркам порождает завышенные ожидания у детей. Они ждут и подарка, и самого факта – подарок непременно должен быть вручен. И постепенно происходит обесценивание – вещей оказывается слишком много, они захламляют пространство, в условиях изобилия приходится совсем иначе организовывать хранение игрушек, подарки и праздники становятся частью повседневности. А часто дети дарят своим сверстникам и родственникам то, что купили их родители. Для самого дарящего ценности в таком подарке нет – и так запускается еще один механизм, ведущий к обесцениванию подарков.
Как можно изменить ситуацию? Очень важно осознать, почему нам проще купить радость, чем создать ее. Чтобы создавать – нужны ресурсы: время, силы, отдохнувшие мама и папа, фантазия, вдохновение. Где их брать? Возможно, стоит начать с того, чтобы разумно распределять время и силы, не попадаться в ловушки общества потребления.
Зачем мы это делаем?
Зачем все-таки нужны многочисленные подарки, и кому они нужны больше – детям, которых мы стремимся порадовать, или нам самим? Если вы таким образом закрываете проблемы в общении с ребенком, отнеситесь к этому осознанно и не дайте ситуации уйти в дурную бесконечность. Чтобы сместить акцент с подарков, нужны другие ценности, их демонстрация и проговаривание: нам нравится вместе что-то делать, чему-то учиться, пробовать новое, планировать прогулки и поездки, играть вместе. Для многих любовь преломляется через потребление: я люблю ребенка, поэтому дарю ему – в его же интересах. Но любовь можно и важно давать и через другое, в первую очередь – через общение.
Случается, что ребенок переживает – у остальных детей есть что-то модное, а у него нет. Или это мы, родители, переживаем на самом деле – вдруг он будет чувствовать себя изгоем, с ним не будут дружить из-за этого? Конечно, идеальный вариант – окружение, где важно другое: умение что-то делать, иметь интересы, достижения, где неприлично «меряться» и выделяться одеждой и игрушками.