Как торговец акциями из Татарстана научился продавать упаковку для еды

РБКБизнес

Тема номера / Чемпионы роста / Производство

Обертки и фантики

Как торговец акциями из Татарстана научился продавать упаковку для еды

Татарстанский бизнесмен Айрат Баширов свою продукцию видит буквально повсюду: в любом продуктовом магазине, от маленького ларька у дома до сетевого гипермаркета, есть товары компании «Данафлекс». Она выпускает гибкую упаковку, в которую обернута самая разная еда, от мяса и сыров до конфет и кофе. В этом году «Данафлекс-Нано», один из трех заводов Баширова, впервые вошел в рейтинг быстрорастущих компаний страны

Текст Валерия Позычанюк
Фото Арсений Несходимов для РБК

О том, как начинался упаковочный бизнес, Айрат Баширов рассказывает спокойно, даже с легким недоумением: говорит, ничего необычного в истории компании нет. Это не значит, что все получалось легко и сразу, скорее наоборот — предприниматель «вляпался» во все проблемы, с которыми может столкнуться новая производственная компания, признается он.

В начале 1990-х Баширов уехал из Казани к двоюродному брату в Ригу, чтобы там создать свой бизнес. Довольно скоро брат уехал из Латвии, а Баширов решил задержаться: говорит, хотел «попробовать поработать за границей». В Риге Айрат занимался всем, что могло принести быстрый доход. Например, возил из России мелкие товары вроде набирающих популярность шоколадок «Сникерс»: Латвия как раз ввела в оборот собственную валюту, было выгодно покупать товары за быстро обесценивающиеся рубли и продавать за более стабильные латы. Затем Баширов открыл в Риге бизнес по обмену валюты, главными клиентами которого стали российские военные, получавшие зарплату в рублях. Закономерно, что после возвращения в Казань он первым делом открыл именно пункт обмена валют: курс менялся каждый день, работать было интересно, вспоминает он.

45-летний Айрат Баширов построил три завода по производству гибкой упаковки в Татарстане и готовит к открытию четвертый в Чехии

Первый миллион долларов Баширов заработал в конце 1990-х годов: в 1998-м он открыл в Казани инвестиционную компанию «Диалог-инвест», которая скупала акции различных заводов и компаний республики, от «Татнефти» и Казанского вертолетного завода до местного хлебозавода, и торговала ими на бирже РТС. Около четырех лет бизнес шел довольно успешно, у Баширова появились свободные деньги, которые он тогда вкладывал в акции — в основном в бумаги «Татнефти». Когда в 2001 году его знакомый Азат Габидуллин пришел с идеей инвестиций в проект завода по производству гибкой упаковки, Баширов согласился.

Дело выглядело не очень сложным и прибыльным: в начале 2000 х годов российский рынок упаковки рос на 15–20% в год, при этом практически всю упаковку для своих продуктов производители еды завозили из-за рубежа. В 2000 году, когда предприниматель с партнером стали обдумывать идею, рынок гибкой упаковки в России составлял примерно $50 млн, вспоминает Баширов.

«В это время в России начали расти крупные сети супермаркетов, появлялись гипермаркеты, а у них требования к упаковке были гораздо выше, чем у рынков и небольших магазинов. Спрос на упаковку был огромный, а крупных российских игроков еще не было. Момент выхода на рынок казался очень удачным», — объясняет он. К тому же Габидуллин был человеком из отрасли, он уже занимался производством этикеток и понимал, как должно быть устроено производство.

Но партнеры просчитали не все факторы: в 2001 году вместе с «Данафлексом» на рынок вышли сразу несколько новых «упаковочных» компаний. Конкуренция резко обострилась, маржа начала сжиматься, цены на сырье — резко расти. В тот момент практически все материалы для упаковки были импортными, поэтому цены сильно зависели от растущих курсов валют. «Внезапно оказалось, что удачный момент мы пропустили, никакого легкого заработка не будет, придется выживать», — вздыхает Баширов.

В запуск первой производственной линии Айрат вложил чуть больше $1 млн собственных денег. «По факту это были две машины: одна печатала упаковку, другая резала. Ни о каком сложном производстве или высоком качестве тогда речи не шло», — говорит он. Довольно быстро стало понятно: нужно срочно наращивать мощности, для того чтобы завод не был хотя бы убыточным. Это означало необходимость новых инвестиций. У Габидуллина денег на развитие компании не нашлось, Баширов выкупил его долю и за следующие два года вложил в бизнес еще $4 млн — все, что у него на тот момент было. И все равно на выходе получил лишь $2 млн убытков.

Жадность против страха

Первые два года все шло наперекосяк, говорит Баширов: компании не хватало заказов, знаний, людей. Наладить продажи не получалось: бизнесмен лично изучил рынок, ездил по производителям, предлагал услуги компании, но «Данафлекс» никто не знал и работать с «ноунеймом» никто из крупных игроков пищевого рынка не хотел. Дело сдвинулось на казанской компании «Холод», выпускавшей популярное в Татарстане мороженое «Батыр». Вообще упаковка для мороженого — один из самых технологически простых продуктов, не требующих наличия серьезного оборудования, объясняет Баширов, но даже этот заказ удалось получить с большим трудом. На нем компания училась делать продукт. «Мы ведь тогда ничего не умели: убили тонны материалов, пока не научились производить качественный продукт», — рассказывал Айрат в интервью казанскому журналу «Деловой квартал».

Чтобы переходить на более сложные продукты, компании нужно было новое оборудование и время на разработку, и все это требовало новых инвестиций. И если бы у Баширова тогда не хватило собственных денег, первые два года компания вряд ли бы пережила — пришлось бы зафиксировать убытки и продать бизнес. «Но жадность победила страх, очень не хотелось терять уже вложенное, поэтому пришлось инвестировать еще и еще. Я продал все акции, которые мне тогда принадлежали, вышел из всех других проектов — все, чтобы «Данафлекс» выжила», — рассказывает он.

Усилия принесли результат: после двух «черных» лет производство начало приносить прибыль, а в середине 2000-х годов «Данафлекс» росла уже примерно на 100% в год в объемах производства. С 2 тыс. т продукции в 2004 году компания выросла до 8 тыс. т к концу 2000-х, а сейчас производит более 65 тыс. т пленок и упаковок в год, утверждает бизнесмен. Упаковку казанской компании закупают бренды Makfa, «Мистраль», «Махеев», Mr.Ricco, Choco Pie, Chupa Chups, KitKat, Lay's и ряд других.

К 2009 году завод на 10 тыс. кв. м приносил примерно 2 млрд руб. выручки в год. Тогда настал критический момент, вспоминает Баширов: нужно было расширяться дальше, но мощностей первого завода не хватало, а на строительство нового компании требовалось около €100 млн, которых у Баширова не было. «Мы могли бы взять кредит в банке, но даже для нас в тот момент это был довольно рискованный проект, поэтому выгоднее было искать инвесторов в капитал, которые разделили бы с нами наши риски», — рассказывает Баширов.

Упаковка в стиле нано

Весной 2007 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию назвал нанотехнологии одним из главных приоритетов в развитии науки и техники и предложил создать в стране «Российскую корпорацию нанотехнологий». Спустя пять месяцев такая корпорация, известная сегодня как государственная компания «Роснано», была официально зарегистрирована и получила в управление 130 млрд руб.

Первые годы корпорация активно искала на рынке проекты для инвестиций: главное условие было в том, чтобы компании занимались нанотехнологиями. «Данафлекс» в это же самое время искала инвестора для своего второго завода, ничего не зная ни о корпорации, ни о нанотехнологиях. «Мы были в поисках, когда услышали об этом предложении. Дело в том, что одна из технологий, которую мы планировали развивать на новом заводе, — это металлизация, нанесение на упаковочную пленку очень тонкого слоя оксидов металла, — говорит Баширов. — Она помогает делать упаковку, даже прозрачную, с очень высокими барьерными свойствами, в том числе от ультрафиолета, это нужно для продуктов, которые лежат на прилавке на свету. Толщина этого слоя приблизительно 15 нанометров, а это и есть те самые нанотехнологии».

В «Роснано» сразу заинтересовались. «Мы тогда как раз пристально рассматривали рынок упаковки. Производств уровня «Данафлекса» в стране были единицы, а отработанной технологией металлизации и производства барьерных слоев на тот момент вообще никто не обладал», — рассказал журналу РБК управляющий директор УК «Роснано» Владимир Коновалов, вошедший в совет директоров «Данафлекс-Нано» после заключения сделки.

Переговоры с «Роснано» шли около девяти месяцев: госкомпания проводила экспертизы производства и технологий, изучала Баширова и его компанию. В итоге из примерно 2,5 млрд руб., потраченных на запуск нового завода «Данафлекс-Нано», компания Баширова вложила 1,25 млрд руб., а «Роснано» — 1,2 млрд руб., инвесторы при этом получили 51 и 49% акций соответственно. «Мы сразу договорились, что через пять лет они выйдут из этого проекта; так и вышло, в 2016 году мы выкупили свою долю. За это время компания в целом выросла в несколько раз, и 2016 год мы закрывали с выручкой 9 млрд руб.», — рассказывает Баширов.

«Данафлекс-Нано» — одна из самых успешных инвестиций «Роснано», утверждает старший управляющий директор УК «Роснано» Дмитрий Пимкин: «У нас есть более прибыльные кейсы, например в сфере медицины, но среди производственных проектов «Данафлекс-Нано» — один из самых доходных». На выходе компания получила в два раза больше денег, чем вложила, — около 2,5 млрд руб.

Вместе с деньгами и профильной экспертизой «Роснано» привнесла в бизнес Баширова и «болезнь госкомпаний» — бюрократию, говорит бизнесмен. «Отчетности стало гораздо больше, сильно снизилась скорость принятия решений: раньше я ни от кого не зависел, теперь же нужно было каждую идею проводить через совет директоров», — говорит Баширов. Но к этому можно приспособиться, добавляет он, к тому же у такого подхода есть и плюсы: пока проведешь предложение через совет, пока убедишь всех участников, поневоле задумаешься, правильно ли поступаешь. «В любом случае благодаря этим инвестициям мы вырвались вперед в отрасли, и это того стоило», — подытоживает бизнесмен.

Тонкие технологии

Когда Баширов слышит, что гибкая упаковка — продукт несложный в производстве, он только разводит руками. «Давайте возьмем самый простой и понятный пример, обертку для конфет с твист-эффектом, то есть с эффектом «памяти»: один раз завернули, и она сохраняет форму. Так вот, чтобы сделать такую обертку с нуля, потребуется больше года», — говорит он. Нужно подобрать материалы, разработать рецептуру, провести испытания, подготовить пробные партии, показать заказчику, внести корректировки. И такой процесс сопровождает каждый продукт, выпущенный компанией.

Разработка одной упаковки в зависимости от специфики продукта может занимать от шести месяцев до двух лет. Начинается все с подбора материалов для производства пленок: в одной упаковке или обертке может быть пять-десять слоев из разных материалов с разными свойствами. Каждая пленка производится отдельно, при этом даже пленки из одинакового сырья для разных продуктов могут быть разными: меняется толщина и пропорции разных материалов. «Нельзя просто поставить в подвале машинку для печати и штамповать упаковку — иначе, наверное, этим занимался бы каждый второй», — объясняет Баширов.

Весь процесс разработки упаковки для какого-нибудь продукта компании может идти годами, а результат иногда даже засекречивается: компания подписывает соглашение о неразглашении, если в продукте используются специально созданные для конкретного проекта технологии, например пленки или клеи с особыми свойствами. Работу над каждой упаковкой компания начинает в R&D-подразделении: там подбираются материалы и делаются первые образцы. Часть исследований для «Данафлекса» ведет германское Общество Фраунгофера (Fraunhofer-Gesellschaft) — объединение институтов прикладных исследований.

Такого быстрого роста, как в начале 2000-х годов, больше нет — рынок растет в лучшем случае на 3–5% в год. Объемы требуемой продукции увеличиваются медленно, конкуренция растет, и чтобы бизнес продолжал развиваться, сейчас не остается ничего, кроме как начинать делать продукты, которые в России никто не производит, говорит Баширов. Так, компания первой в стране начала делать тубный ламинат (упаковку для тюбиков зубных паст) и пленки для памперсов. «Это тоже тонкая работа — сделать дышащую пленку, которая пропускает жидкость в одну сторону и не пропускает в другую. Для этого материал нужно растянуть так, чтобы появились микропоры определенной формы», — объясняет Баширов.

В год по миллиарду

Сегодня упаковка, производимая на всех трех производственных площадках «Данафлекса» — двух в Казани и запущенном в начале 2017 года заводе в особой экономической зоне «Алабуга», занимает приблизительно 15% российского рынка. Среди других больших игроков — австрийская Mondi, купившая крупного российского производителя «Уралпластик», санкт-петербургские «Полиграфоформление-ФЛЕКСО» и «Конфлекс», ивановская «Лиматон-Упаковка».

По словам Дмитрия Пимкина, всего на российском рынке около десяти крупных компаний и огромное количество небольших производителей: «Рынок очень фрагментирован: сами подумайте, для запуска простейшего производства достаточно помещения двух-трех единиц оборудования».

В ближайших планах Баширова — отвоевать у конкурентов еще 10–15%, но это будет непросто, признается он. «Даже транснациональным компаниям, которые строят тут свои заводы и скупают местных производителей, занять такую долю сложно, и уж тем более никому из них не удастся и близко подойти к отметке в 50%», — уверен бизнесмен. Все покупатели упаковки предпочитают работать сразу с тремя-четырьмя поставщиками, только так им удается регулировать на рынке цены, объясняет он. Кроме того, упаковка — очень «локальный» бизнес: нужно быть как можно ближе к покупателю, иначе наладить плотный поток поставок не выйдет.

Именно поэтому следующий большой проект Баширова — европейский завод, который уже строится в Чехии и, по плану предпринимателя, начнет работу в сентябре 2018 года. «Европейский рынок упаковки в 15 раз больше российского, а у нас есть опыт, оснащение и технологии, чтобы на нем конкурировать», — уверяет Айрат.

Правда, признает он, доверия к российским поставщикам в Европе нет, компании опасаются сбоев в поставках или проблем на таможне. «Но если у нас будет свой завод на территории ЕС, то это все решаемо. При этом основной объем производства будет в России, в Чехии будет маленький по европейским меркам заводик. Мощностей у нас хватает: каждый год инвестируем по 1,5–2 млрд руб. в строительство и новое оборудование», — говорит Баширов.

По его словам, почти вся прибыль компании реинвестируется в развитие бизнеса. Третий по счету завод в ОЭЗ «Алабуга» обошелся «Данафлексу» приблизительно в $50 млн, европейский проект — еще в €38 млн. Это не только деньги компании: по словам Баширова, доля кредитов во вложениях компании составляет около 70% и лишь 30% вкладываются из прибыли. Но в будущем это соотношение будет меняться в сторону отказа от заемных средств, надеется он.

В ближайшее время Баширов планирует открыть большой исследовательский центр, чтобы ускорять разработку новых пленок и материалов. Говорит, создание принципиально новых решений нужно ставить на поток, иначе конкуренции не выдержать — ни на российском, ни тем более на европейском рынке.


$5 млн вложил Айрат Баширов в основание своего производственного бизнеса

65 тыс. т в год составляет объем производства упаковки и пленки у компании «Данафлекс»

15% российского рынка гибкой упаковки занимает продукция производства «Данафлекса»

Источник: данные компании

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Google — крупнейший блокировщик рекламы Google — крупнейший блокировщик рекламы

Google Chrome блокирует рекламу. Но для индустрии рекламы это не оскорбление

CHIP
Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш? Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш?

Кажется, что малыш умеет только есть, спать и плакать, но это не так

9 месяцев
Фейки и фейлы Фейки и фейлы

С появлением Photoshop Министерства правды по всему миру обрели второе дыхание

Maxim
Осмелиться на яркий жест: почему мы боимся яркого макияжа? Осмелиться на яркий жест: почему мы боимся яркого макияжа?

Синие тени, зеленые ресницы, алые губы… Не каждая девушка решится на такое буйство красок, хотя оно сейчас в моде. Почему же, несмотря на уговоры визажистов, мы с осторожностью относимся к яркому макияжу и стесняемся даже красной помады?

Psychologies
Идет на опережение Идет на опережение

Регина Тодоренко никогда не останавливается

Glamour
Аж вся светится Аж вся светится

Лукерья Ильяшенко похожа на нас — фотографирует котов и борется с комплексами

Glamour
Range Rover Velar Range Rover Velar

Невиданное прежде сочетание внедорожных способностей и драйва на асфальте

Quattroruote
Волшебным образом Волшебным образом

Кратчайшая биография Джастина Тимберлейка

Glamour
Мастер Йода Мастер Йода

Правила жизни Мастера Йоды

Esquire
Опасные порывы Опасные порывы

Что делать с неожиданными хобби партнеров

Cosmopolitan
Анекдот с бородой Анекдот с бородой

Джейсон Момоа спешит спасать мир в новом образе — супергероя Аквамена

Vogue
3 простых способа избежать тоски в холодное время года 3 простых способа избежать тоски в холодное время года

Осень и зима в городе — унылое время, когда легко скатиться в хандру. Но эмоции не вводятся в организм снаружи, а исходят изнутри. Как научиться лучше понимать себя и управлять собственным восприятием, чтобы избавиться от тоски и сохранить бодрое настроение?

Psychologies
Как полюбить себя, приняв свое тело Как полюбить себя, приняв свое тело

Мы не можем любить и быть любимыми, пока не научимся принимать себя. Не так просто убрать фальшивые маски, принять своих близких и найти тех, кто ценит нас такими, какие мы есть. Как научиться любить себя или вернуть эту любовь, если она была потеряна?

Psychologies
Как все запутано Как все запутано

«Зачем просто, если можно сложно?»

Psychologies
Поколение на горошине Поколение на горошине

Такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные

Maxim
Анна Плетнева. Мне пришлось от нее отказаться... Анна Плетнева. Мне пришлось от нее отказаться...

Месяц не могла прийти в себя, началась жуткая депрессия

Караван историй
Александр Носик: В школах нас не учат жизни — а жаль Александр Носик: В школах нас не учат жизни — а жаль

Александр Носик — о своем распавшемся браке и смысле жизни

Караван историй
Давай поговорим! Давай поговорим!

Объясни мастеру салона, что ты хочешь

Cosmopolitan
Промотур в городе света Промотур в городе света

Рассказ Тома Хэнкса из дебютного сборника актера

Esquire
Как полюбить зиму: секреты из Норвегии Как полюбить зиму: секреты из Норвегии

Холод и ветер, сугробы и гололед, короткий световой день и постоянный риск подхватить простуду. Казалось бы, зимой не так много поводов для радости. Однако в Норвегии, где климат еще суровее, большинство людей счастливы. Как они научились получать удовольствие от зимы?

Psychologies
5 вещей, которые портят имидж 5 вещей, которые портят имидж

Многие из наших привычных действий негативно отражаются на репутации

Лиза
Mazda3 – Ford Focus Mazda3 – Ford Focus

На что сегодня делают ставку былые бестселлеры?

АвтоМир
Хорошо устроились Хорошо устроились

Открытый брак — способ разделить постель без раздела имущества

Tatler
Mercedes-Benz A-Класс Mercedes-Benz A-Класс

Третье поколение хэтчбека А-Класса открестилось от своих предшественников

АвтоМир
Лыжники с небес Лыжники с небес

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты

Популярная механика
Мастер церемоний Мастер церемоний

Кто в этом году был ведущим праздников номер один? Конечно, MC Андрей Малахов

Tatler
Как меня слышно? Как меня слышно?

Качество звучания автомобильных аудиосистем становится лучше, чем у домашних

Quattroruote
У-вэй: философия ничегонеделанья У-вэй: философия ничегонеделанья

У-вэй – это особая категория даосизма, которая подразумевает невмешательство в естественный ход вещей. Эту философию еще называют искусством созерцательной пассивности, недеяния или «ничегонеделания». Как ее принципы могут помочь человеку в современной жизни?

Psychologies
Сила притяжения Сила притяжения

Почему различия – не помеха любви?

Psychologies
Продукты, которые не стоит есть на ночь Продукты, которые не стоит есть на ночь

На пустой желудок уснуть сложно. И вот вы открываете холодильник в поисках, чем бы перекусить. Учтите, некоторые продукты не способствуют крепкому здоровому сну.

Psychologies
Открыть в приложении