Сила притяжения: почему различия – не помеха любви?
Для настоящего чувства нужны какие-то основания – так мы привыкли думать. Если партнер не нашего круга, не разделяет наших взглядов и привычек, слишком далек по духу – на чем держится любовь?
Свадьбу 23-летние Лена и Снайпер отметили скромно. Хотя отец Лены – владелец сети парикмахерских – настаивал: лимузин, ресторан, концерт для гостей. Но Лена «отбила» вариант с пикником – гитара, незатейливое угощение и самые близкие. Не хотела смущать жениха, который работал в местном НИИ. Кстати, «снайпером» его прозвали еще в школе – то ли за косоглазие, то ли за привычку в минуты волнения «бегать» глазами.
С Леной они были одноклассниками, но почти не общались. После школы поступили учиться: он на физика, она – на журналиста. Встретились снова случайно – на конференции, где она делала сюжет для новостей. В буфете разговорились. Она пожаловалась на цинизм коллег, интриги и «подкаты» начальника. Он рассказал о поисках бозона Хиггса, переписке с нобелиатом Алексеем Абрикосовым и розыгрышах лаборантов. А на следующий день она позвонила и предложила встретиться.
Через полгода родные и друзья узнали новость: молодые люди женятся. Начались уговоры. Разрабатывались многоступенчатые планы, как «открыть глаза» Лене, уберечь ее от «огромной ошибки». Не уберегли. О Ленином браке в ее семье старались не говорить. Но бдительно следили за ее настроением и, когда она выглядела усталой, как бы невзначай заводили разговор про одного одинокого знакомого. Разведен, мол. Деньги, внешность – все при нем. Озолотил бы любимую, но попадаются исключительно стервы. Лена слушала и молчала: ей хотелось домой.
Тайна выбора
Лена смущается, когда ей задают прямой вопрос: почему он? Но видно, что уже привыкла. Поначалу терялась, спорила, обижалась. А теперь даже систему выработала: каждому любопытному – свою легенду. Подружкам – что муж перспективный кадр, работает над секретным проектом. Бабушке с дедушкой – «приворожил, наверное». Маме, которая увлекается астрологией, – «по натальным картам совпали».
Только для себя самой у Лены, похоже, нет объяснения. До той встречи на конференции ей казалось, что ее интересуют совершенно другие мужчины. Андрей (настоящее имя Снайпера) не делал ничего из того, что делали ее прежние ухажеры: не флиртовал, не играл мышцами, не пытался невзначай показать краешек дорогих часов из-под манжеты. Да и общих тем для разговора у них как будто не было. И все же она почувствовала сразу: с ним хорошо…
Если никакой понятный интерес, ни одна явная причина не объясняют любовную встречу, это только подчеркивает иррациональную сторону влечения, считает психоаналитик Софи Кадален (Sophie Cadalen). «Пара – это всегда нечто таинственное. Когда у нас много общего, легко оправдать выбор, – размышляет она. – Но если любовь возникает вопреки рациональным основаниям, это одновременно завораживает и пугает. Завораживает, потому что мы понимаем: вот она, судьба! Пугает – поскольку происходит вопреки планам и ожиданиям».