«Звучит незнаемая лира…»
К 315-му дню рождения Антиоха Кантемира
Кто я таков – не скажу, а вот мне примета:
Не русак, дик именем, млады мои лета, –
так писал о себе Антиох Дмитриевич Кантемир, один из самых трагических русских поэтов, 315‑ю годовщину со дня рождения которого мы отмечаем 21 сентября.
Кто такой Кантемир? Князь, потомок древнего татарского рода, по семейному преданию восходившего к Тамерлану (отсюда и фамилия Хан Тимур), сын молдавского господаря Дмитрия Кантемира, одного из образованнейших людей своего времени, сподвижника Петра, и греческой аристократки Кассандры Кантакузен, родился в Константинополе. В Россию попал в 1711 году, в возрасте трех лет, а в 1732 году покинул Россию навсегда. В 1744 году, не дожив до 36 лет, умер в Париже. Завещал перевезти свой прах в Россию и похоронить в Никольском монастыре рядом с отцом. Это крайние точки его судьбы. А что скрывает тире между этими датами?
А скрывает оно яркий след во многих областях российской культуры. Жизнь Кантемира полна приключений: он принимал прямое участие в воцарении Анны Иоанновны; был министром, российским посланником в Лондоне и Париже. «России не так-то легко будет заменить посла столь больших достоинств, каким был князь Кантемир», – написал после его смерти Монтескье. Энциклопедически образованный ученый, владеющий многими языками; переводчик Фонтенеля, Горация и Буало, первый русский поэт-сатирик; основоположник русской научно-популярной литературы и книгоиздательской культуры; художник, музыкант… – все это Кантемир.
Самые известные его произведения – сатиры. Начало первой («На хулящих учения. К уму своему») помнит каждый, кто учился на филфаке:
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки…
Хотя этими строчками, как правило, память о Кантемире и ограничивается. Даже у гуманитариев.
Что было у Горация, занял у француза.
О, коль собою бедна моя муза!
Да верна; ума хоть пределы узки:
Что взял по-галльски –
заплатил по-русски.
Так Кантемир описал путь создания грандиозного фонда готового слова, которым русская поэзия пользуется уже четвертый век. Он дал, что изображать, и показал – как. Жизнь во всем ее многообразии – от дальних стран (Перу, Америка, Китай, Италия, Франция) и светил (Солнце, Венера, Юпитер, Сатурн) до повседневных мелочей (квас, пиво, соль, щи). Жизнь человека, жизнь государства, жизнь поэтического произведения – все это есть у Кантемира. Все он описал, для всего нашел слова.
Переиначивая классика, можно сказать, что в сочинениях Кантемира «чего ни хватишься – все есть». Как у Пушкина. Только Кантемир – «зачинатель». А Пушкин – «завершитель».
Кстати, о Пушкине. Многие его персонажи – если внимательно присмотреться – оказываются литературными потомками кантемировых. Вот, например, Онегин. Почему он Евгений? Имя в переводе с греческого значит «благородный». Его прямой предок – Евгений из второй сатиры, где ключевое слово – «благородство». Давно замечено, что Онегин – персонаж сложносочиненный (Ю. М. Лотман). В том числе – и из персонажей Кантемира. Практически для всего, что связано с Онегиным, у Кантемира найдется параллель. Возьмем для примера тему моды. В первой сатире Кантемир дает такой портрет светского молодого человека:
Коли кто карты мешать,