Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – силаИстория

Алкуин и Каролингское возрождение

Александр Голяндин

После падения Западной Римской империи ее культура стала медленно гибнуть. Всюду исподволь воцарялось варварство. Оно торжествовало, оно повсеместно сменило античную культуру. Связь времен и поколений окончательно распалась. Впервые побывав в Риме в 774 году, король Карл Великий осознал, в какой дикости и грубости живут его милые франки по сравнению с римлянами, еще сохранявшими в себе неуловимые следы исчезнувшей античной культуры. Древняя антитеза «Рим и варвары» никуда не исчезла, лишь стала именоваться «Рим и франки». Пропасть, разделявшая их, была почти все так же велика, как и много веков назад.

Осознав это и убедившись, сколь мудры здесь, в Италии, ученые мужи, Карл одновременно и ужаснулся тому, как невежественны его франки. Как спасти их из мрачной бездны неведения? Даже христианская вера все еще остается темна и непонятна для них. Воистину, пропасть разверзлась между отцами Церкви, постигшими все потаенные смыслы христианства, и нынешними клириками-франками, многие из которых не желают знать очевидного!

Построение подлинно «христианского государства», о чем мечтал Карл Великий, требовало возрождения знаний и идей, ведомых отцам Церкви, этим христианским философам поздней Античности, а также просвещения собственного народа, воспитания его в христианском духе и обучения всем тайнам христианской мудрости.

Как обрести утраченные знания? Как возродить пришедшую в упадок культуру мышления и познания? Упадок этот начался давно, несколько веков назад – с тех пор, как Рим разграбили готы и вандалы.

Варвар по происхождению, Карл Великий во многом напоминал человека античной эпохи. Подобно людям того времени, он был одержим жаждой знаний. Эта неугасимая страсть отразилась и на его отношении к людям образованным и ученым. Они составляли ближний круг Карла Великого, и он счастлив был награждать их за служение науке: они получали должности, подарки и богатства. Это были люди очень достойные, о них мы помним и сегодня.

Ученые при дворе Карла Великого. Храбан Мавр и Алкуин

Среди неведения и незнания

Королевство франков, как и любое варварское государство, было ограждено от «сокровищниц знания» даже не языковым барьером, а настоящей языковой стеной.

Мир раннего Средневековья – мир невообразимого соседства языков, непонятных друг другу, это настоящий вавилон, раскинувшийся на просторах Европы. Многие люди знали лишь один-единственный язык – свой родной. Переводчиков было мало. В разговорах с чужаками охотно прибегали к жестам, пытаясь объяснить ими самое необходимое. Совершенно же чужих людей, прибывших издалека, даже греков, не понимал почти никто.

Так что в повседневном общении путаница и недоразумения были тогда в порядке вещей. Интеллектуальный обмен между Франкской державой и Византией, между франками и арабами стал чрезвычайно затруднен. Культурная рознь и самодостаточность преобладали над культурными связями. Контакты между различными народами и цивилизациями поддерживались, но были редки и скорее случайны.

В те времена любые появления чужеземцев, будь то посланников, торговцев, путешественников, воспринимали скорее как угрозу. В первый момент ведь мало кто понимал, что можно ждать от этих незнакомцев. Их трудно было понять, их намерения долго оставались неясными, а сами они всегда были подозрительны.

Наиболее интенсивный «межкультурный обмен» происходил во время войны, но сводился, в лучшем случае, к грабежу культурных ценностей (в худшем, к их уничтожению), а вовсе не к «постижению традиций и обычаев других народов». Паломничество в Рим, а тем более в Святую землю было тогда уделом немногих. Можно сказать, что еще в середине VIII столетия франки были «замкнуты в себе» и мало интересовались жизнью других народов.

Ни один из франков, бывавших в Константинополе, не озаботился тем, чтобы описать этот удивительный, красивейший и незнакомый им город. Византийцы, как и, тем более, другие, малые, народы, жившие по соседству с франками, как будто не пробуждали в них вообще любопытства. Все эти народы оставались для рядовых франков совершенно чужими.

По мнению историков, возможно, именно из-за незнания других народов Карл Великий в 778 году, во время похода в Испанию, потерпел тяжелое поражение не от арабов‑мусульман, а от единоверцев‑басков. Карл был уверен в том, что баски встретят его с таким же ликованием, как четыре года назад его встречали в Риме, но этого не произошло.

Но справедливо и обратное заключение: окружающий мир тоже мало что знал о франках. «Процессы межкультурного обмена и обучения протекали тогда очень медленно», – замечает немецкий историк Иоганнес Фрид в книге «Карл Великий: насилие и вера» (J. Fried. «Karl der Große: Gewalt und Glaube», 2013). Люди, всегда интересовавшиеся только «своим», лишь начинали замечать «чужое», «незнакомое» им. Лишь с наступлением Высокого Средневековья этот интерес постепенно охватит все общество. Горизонты мира, окружавшего людей, вдруг распахнутся и явят Неведомое, увлекут людей в Даль.

«При дворе Карла Великого этому процессу было положено начало. Знания о "чужом" накапливались; представления о нем становились всё отчетливее, а информация – всё правдивее и подробнее. Карл Великий умел использовать и то немногое, что открывалось перед ним» (

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экономика будущего глазами футурологов | Economy of the Future Through the Eyes of Futurologists Экономика будущего глазами футурологов | Economy of the Future Through the Eyes of Futurologists

Дискуссия экспертов журнала «Позитивные изменения»

Позитивные изменения
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
Убить пересменщика Убить пересменщика

«Подменыш»: хоррор отцовства

Weekend
Писаная красота Писаная красота

Византийское «наследство» в виде письменности

Дилетант
Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть» Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть»

Было абсолютно очевидно, Лев Дуров так и остался главным человеком в ее жизни

Коллекция. Караван историй
«Вычитание»: иранский арт-мейнстрим про темную и светлую стороны человека «Вычитание»: иранский арт-мейнстрим про темную и светлую стороны человека

«Вычитание» — проект о двойниках, которых главные герои случайно встречают

Forbes
Он такой один Он такой один

История культовой красно-белой «десятки»

Автопилот
Что произойдет с телом, если забеременеть сразу после увеличения груди: хирург рассматривает случай Анастасии Костенко Что произойдет с телом, если забеременеть сразу после увеличения груди: хирург рассматривает случай Анастасии Костенко

Как беременность может сказаться на пластике груди? Случай Анастасии Костенко

VOICE
Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин

Как Игорю Северянину удалось стать «королем поэтов»?

СНОБ
Сияй, звезда Востока! Сияй, звезда Востока!

Несколько весомых причин поехать в Узбекистан

Добрые советы
Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки» Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки»

Как нейросети и другие технологии помогут с выбором верного жизненного пути

РБК
Запретить нельзя печатать. Как появился самиздат Запретить нельзя печатать. Как появился самиздат

Самиздат: неподцензурное производство литературы

СНОБ
Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона Сибирский вайб: 5 перспективных молодых артистов из северного региона

Фрэшмены из Сибири, имеющие все шансы стать звездами

Maxim
Открыто Открыто

Разговор с Авиве Левинсон о семье и фестивале Open House

Seasons of life
Коррупционеры в белоснежных тогах: верно ли мы думаем о Римской империи? Коррупционеры в белоснежных тогах: верно ли мы думаем о Римской империи?

Путешествие в мир алчности и бесстыдства Римской империи

Правила жизни
Домашний офис Домашний офис

Создаем интерьер для комфортной удаленки

Лиза
Сплю и худею Сплю и худею

11 привычек, которые помогают сбрасывать вес даже ночью

Лиза
Красота без изъяна. Как сохранить здоровье груди и не дать мастопатии перерасти в рак Красота без изъяна. Как сохранить здоровье груди и не дать мастопатии перерасти в рак

Большинство женщин, у которых диагностирована мастопатия, находятся в зоне риска

Лиза
Бережный уход Бережный уход

Как построить маршрут к новому, идеальному месту работы?

Добрые советы
Правила жизни атомщиков Правила жизни атомщиков

«Правила жизни» вспоминают волшебников от науки – четверых ученых

Правила жизни
10 современных российских художников, за которыми стоит следить 10 современных российских художников, за которыми стоит следить

Российское современное искусство: на кого обратить внимание?

Правила жизни
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Будь готов! Будь готов!

Как сохранить грибы в морозилке

Лиза
Птичий нюх Птичий нюх

С обонянием птицам не повезло — во всяком случае, так очень долго думали

Наука и жизнь
7 экспериментов на детях, которые изменили систему воспитания 7 экспериментов на детях, которые изменили систему воспитания

Эксперименты, которые пролили свет на то, как работает детская психика

Psychologies
Это мы не проходили Это мы не проходили

Высшее образование становится бессмысленным, но учиться приходится всю жизнь

Men Today
Золото в жилах стынет Золото в жилах стынет

Как добывают самое северное в мире золото

TechInsider
Закрытие сезона Закрытие сезона

Какие ошибки часто совершают дачники в конце сезона и как их исправить

Лиза
Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь

О правилах расхламления, которые по-настоящему работают

Лиза
Сила и мысли Сила и мысли

Чувство мышцы помогает ее растить. Однако есть нюансы

Men Today
Открыть в приложении