Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – силаИстория

Алкуин и Каролингское возрождение

Александр Голяндин

После падения Западной Римской империи ее культура стала медленно гибнуть. Всюду исподволь воцарялось варварство. Оно торжествовало, оно повсеместно сменило античную культуру. Связь времен и поколений окончательно распалась. Впервые побывав в Риме в 774 году, король Карл Великий осознал, в какой дикости и грубости живут его милые франки по сравнению с римлянами, еще сохранявшими в себе неуловимые следы исчезнувшей античной культуры. Древняя антитеза «Рим и варвары» никуда не исчезла, лишь стала именоваться «Рим и франки». Пропасть, разделявшая их, была почти все так же велика, как и много веков назад.

Осознав это и убедившись, сколь мудры здесь, в Италии, ученые мужи, Карл одновременно и ужаснулся тому, как невежественны его франки. Как спасти их из мрачной бездны неведения? Даже христианская вера все еще остается темна и непонятна для них. Воистину, пропасть разверзлась между отцами Церкви, постигшими все потаенные смыслы христианства, и нынешними клириками-франками, многие из которых не желают знать очевидного!

Построение подлинно «христианского государства», о чем мечтал Карл Великий, требовало возрождения знаний и идей, ведомых отцам Церкви, этим христианским философам поздней Античности, а также просвещения собственного народа, воспитания его в христианском духе и обучения всем тайнам христианской мудрости.

Как обрести утраченные знания? Как возродить пришедшую в упадок культуру мышления и познания? Упадок этот начался давно, несколько веков назад – с тех пор, как Рим разграбили готы и вандалы.

Варвар по происхождению, Карл Великий во многом напоминал человека античной эпохи. Подобно людям того времени, он был одержим жаждой знаний. Эта неугасимая страсть отразилась и на его отношении к людям образованным и ученым. Они составляли ближний круг Карла Великого, и он счастлив был награждать их за служение науке: они получали должности, подарки и богатства. Это были люди очень достойные, о них мы помним и сегодня.

Ученые при дворе Карла Великого. Храбан Мавр и Алкуин

Среди неведения и незнания

Королевство франков, как и любое варварское государство, было ограждено от «сокровищниц знания» даже не языковым барьером, а настоящей языковой стеной.

Мир раннего Средневековья – мир невообразимого соседства языков, непонятных друг другу, это настоящий вавилон, раскинувшийся на просторах Европы. Многие люди знали лишь один-единственный язык – свой родной. Переводчиков было мало. В разговорах с чужаками охотно прибегали к жестам, пытаясь объяснить ими самое необходимое. Совершенно же чужих людей, прибывших издалека, даже греков, не понимал почти никто.

Так что в повседневном общении путаница и недоразумения были тогда в порядке вещей. Интеллектуальный обмен между Франкской державой и Византией, между франками и арабами стал чрезвычайно затруднен. Культурная рознь и самодостаточность преобладали над культурными связями. Контакты между различными народами и цивилизациями поддерживались, но были редки и скорее случайны.

В те времена любые появления чужеземцев, будь то посланников, торговцев, путешественников, воспринимали скорее как угрозу. В первый момент ведь мало кто понимал, что можно ждать от этих незнакомцев. Их трудно было понять, их намерения долго оставались неясными, а сами они всегда были подозрительны.

Наиболее интенсивный «межкультурный обмен» происходил во время войны, но сводился, в лучшем случае, к грабежу культурных ценностей (в худшем, к их уничтожению), а вовсе не к «постижению традиций и обычаев других народов». Паломничество в Рим, а тем более в Святую землю было тогда уделом немногих. Можно сказать, что еще в середине VIII столетия франки были «замкнуты в себе» и мало интересовались жизнью других народов.

Ни один из франков, бывавших в Константинополе, не озаботился тем, чтобы описать этот удивительный, красивейший и незнакомый им город. Византийцы, как и, тем более, другие, малые, народы, жившие по соседству с франками, как будто не пробуждали в них вообще любопытства. Все эти народы оставались для рядовых франков совершенно чужими.

По мнению историков, возможно, именно из-за незнания других народов Карл Великий в 778 году, во время похода в Испанию, потерпел тяжелое поражение не от арабов‑мусульман, а от единоверцев‑басков. Карл был уверен в том, что баски встретят его с таким же ликованием, как четыре года назад его встречали в Риме, но этого не произошло.

Но справедливо и обратное заключение: окружающий мир тоже мало что знал о франках. «Процессы межкультурного обмена и обучения протекали тогда очень медленно», – замечает немецкий историк Иоганнес Фрид в книге «Карл Великий: насилие и вера» (J. Fried. «Karl der Große: Gewalt und Glaube», 2013). Люди, всегда интересовавшиеся только «своим», лишь начинали замечать «чужое», «незнакомое» им. Лишь с наступлением Высокого Средневековья этот интерес постепенно охватит все общество. Горизонты мира, окружавшего людей, вдруг распахнутся и явят Неведомое, увлекут людей в Даль.

«При дворе Карла Великого этому процессу было положено начало. Знания о "чужом" накапливались; представления о нем становились всё отчетливее, а информация – всё правдивее и подробнее. Карл Великий умел использовать и то немногое, что открывалось перед ним» (

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Она улетела Она улетела

Ракета «Ариан-5» ушла на покой

N+1
Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них

Почему мы мыслим категориями «все они такие» и как победить в себе ксенофоба?

Forbes
Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего

Издревле человек «населял» леса, моря и горы разными мистическими существами

Наука и Техника
Котик на батарейках Котик на батарейках

Откуда в китайском спортседане столько немецкого?

Автопилот
20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки» 20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки»

Фильмы, которые рассматривают интимность и любовные интриги

РБК
Мимо ехали евреи Мимо ехали евреи

«И ясно, что евреи виноваты, осталось только летопись найти»

Дилетант
Глеб Калюжный и Юрий Стоянов Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ru
Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни

Прикроватная тумбочка нужна в каждой спальне. Но чем ее можно заменить?

Лиза
От религиозного уединения до модного отпуска: что такое ретрит и для чего он нужен От религиозного уединения до модного отпуска: что такое ретрит и для чего он нужен

Какие бывают ретриты, в чем их польза для здоровья?

Forbes
Приданое, колдовство, ненависть: что такое фемицид и за что убивают женщин Приданое, колдовство, ненависть: что такое фемицид и за что убивают женщин

Фемицид: что это такое и как на убийства женщин реагирует общество?

Forbes
Как назвать кота: выбираем кличку питомцу Как назвать кота: выбираем кличку питомцу

Идеи-подсказки, как назвать нового друга

ТехИнсайдер
Будущее вопросительно Будущее вопросительно

Алексей Андреев стоял у истоков русскоязычного сегмента интернета

Правила жизни
Марвин Марвин

Правила жизни параноидального андроида Марвина

Правила жизни
«Дома я не хочу лидировать» «Дома я не хочу лидировать»

Ольга Серябкина о силе тайм-менеджмента, воспитании ребенка и романтике

OK!
Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей

Умные помощники способны незаметно менять мышление пользователя

ФедералПресс
Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of life
Сбежавшая дочь и неудачные браки: одиночество Ларисы Удовиченко Сбежавшая дочь и неудачные браки: одиночество Ларисы Удовиченко

Лариса Удовиченко — яркая актриса СССР, которая заплатила за славу одиночеством

VOICE
Лунные костюмы Лунные костюмы

Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдер
Что делать, если подозреваешь у себя дефицит витамина D и почему нельзя принимать его без врача? Что делать, если подозреваешь у себя дефицит витамина D и почему нельзя принимать его без врача?

Как безопасно восполнять витамин D?

VOICE
Наскальные мультфильмы Наскальные мультфильмы

Рисункам из пещеры Шове больше 30 тысяч лет

Вокруг света
«Пиксель. История одной точки» «Пиксель. История одной точки»

Как инженеры создали первые цифровые изображения

N+1
«Мурманский СПГ»: заполярный матч со многими неизвестными «Мурманский СПГ»: заполярный матч со многими неизвестными

Дерзкий проект «НоваТЭКа» зависит от позиции «Газпрома» и государства

Эксперт
«Звучит незнаемая лира…» «Звучит незнаемая лира…»

Кто такой Антиох Кантемир?

Знание – сила
Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия» Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия»

Как развивается дальневосточный туризм и чем в силах помочь коренные народы

ФедералПресс
Работа над ошибками Работа над ошибками

Какую работу над ошибками нужно провести, чтобы сохранить молодость кожи

Добрые советы
Станция «Двадцать лет» Станция «Двадцать лет»

За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь

Эксперт
Осторожно: псевдопсихолог! Осторожно: псевдопсихолог!

Выдуманные заболевания, которые могут тебе приписать

Лиза
Левински Левински

Тель-авивский рынок Левински — гастро-жемчужина Израиля

Seasons of life
Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов

Как понять, что в ваших отношениях что-то идет не так?

Psychologies
АПК зовут в Африку АПК зовут в Африку

В чем потенциал сотрудничества со странами Африканского континента

Агроинвестор
Открыть в приложении