Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет
Эксперты туриндустрии рассказали, как, на чем и за какими впечатлениями мы будем путешествовать по России через 30 лет

«Давайте помечтаем… 2053 год. Вы прогуливаетесь по Тверской и говорите голосовому помощнику: «Что-то хочется в Анапу завтра». Уже через 30 секунд ваш смартфон забронировал вам все услуги, входящие в тур: перелет, трансфер, отель, экскурсии. Например, на основе прошлогоднего бронирования. Если вы хотите поменять отель, вы говорите об этом помощнику и он бронирует другой отель с видом на море.
Подъезжает беспилотная машина и увозит вас в Шереметьево. Поскольку вы прогуливались без паспорта, то в Шереметьево на крышу вашего автомобиля личный дрон сбрасывает загранпаспорт (боюсь, что обеспечить распознавание вашего лица без паспорта аэропорт еще долго не согласится).
Вы прилетаете в Анапу, вас встречает беспилотный автомобиль и везет в отель. Регистрироваться нет необходимости, потому что отель уже получил информацию от авиакомпании, что вы приземлились и едете в город. Дверь в номер распознает вас в лицо и открывается, система управления номером радостно приветствует вас по имени-отчеству и предлагает ваш любимый апельсиновый фреш.
Поскольку номер с доступом к социальным сетям, с вашего разрешения отель информирует друзей, что вы в Анапе, и расшаривает ваши фото. Звучит музыка из вашего плейлиста. Захотелось вздремнуть? «Умные» окна немножко затемняются. Пока вы спите, «умная» кровать замеряет ваш пульс, давление, фазы сна, будит вас в нужной фазе. Вы выходите в город, сервис-гид на вашем смартфоне проводит вам экскурсию по Анапе.
А пока вы в отъезде, ваша беспилотная «Тесла» в Москве по ночам «бомбит» на «Яндекс.Такси», а заработанные цифровые рубли сбрасывает вам в Анапу, чтобы было на что купить круассан. Домой вы возвращаетесь богаче, чем были до поездки. Боюсь, что такому туристу не потребуются ни турагенты, ни туроператоры».
Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР
Звучит утопично, да? С другой стороны, перенесемся на 30 лет назад, в 1993 год. Вы рассказываете там, как два дня назад отдохнули, допустим, уже в Сочи. А ваши собеседники делают круглые глаза буквально на каждом слове: билет можно купить не в кассе, а по компьютеру и без очереди? В санаторий попасть не по путевке, не по знакомству, а просто так? Такси вызвать заранее, приличное, да еще по фиксированной цене и по какой-то коробочке под названием «смартфон»? Ладно бы еще пейджер, поверили бы.
Зато, как и прежде, в дендрарий — толпы, лежак на пляже не достать, а над шашлычными висит ароматный дымок и раздаются мотивы попсовых хитов. Ну хотя бы что-то неизменно.
Внутренний космос
«Многое поменяется за эти годы, но неизменным останется то, что люди точно не перестанут путешествовать», — считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
А вот как они будут это делать — уже другой вопрос. Ломидзе считает, что туристы начнут чаще путешествовать виртуально: в VR-очках, AR-реальности. «Сейчас в мире заметен вектор на оптимизацию, стремление уйти в свой мир и отдыхать без особого напряжения. Доля тех, кто будет использовать виртуальную реальность для путешествий, вырастет. И, соответственно, на этом может возникнуть бизнес. Кто-то захочет путешествовать по мирам, которых не существует, а кто-то — по реальным, но не тратить время и деньги на дорогу, проживание и общение с другими людьми», — сказала она.
Вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что к 2053 году у россиян появится больше свободного времени. Например, рабочая неделя все же сократится до четырех дней. «Это вызовет рост путешествий выходного дня, как это уже происходит сегодня на праздничные даты в феврале, марте и июне, когда можно отдыхать по три дня. Будем меньше работать — будем больше отдыхать», — сказал Ромашкин.
При этом, считает он, ожидания от путешествий останутся «по классике»: то, чего от них хотят последние 50–60 лет, будет и через 30: перезагрузка сознания, воссоединение с семьей, открытие для себя новых городов, лечение, экстрим. «Туристы консервативны и редко меняют свои предпочтения, а следующее поколение часто воспроизводит родительские паттерны отдыха и получения впечатлений», — пояснил Ромашкин.
«Безусловно, есть и другие виды туризма: гастрономический, винный, сельский, но их влияние на массовый туризм ограничено, все они только в начале пути к настоящей популярности», — добавил он.
«Самый большой бум ждет промышленный туризм, он войдет в школьные программы. У нас активно развиваются заводы и фабрики. Они готовы показывать производство, а людям интересно это смотреть», — рассуждает Амалия Акопова, ведущая программы «Дома ХОРОШО!» на радио «Москва FM 92,0». Речь идет и о военных, а также оборонных предприятиях, где смогут организовать туры для простых смертных. «Многие закрытые заводы, территории открываются для туристов, происходит это успешно, что классно», — говорит Акопова. Пример — остров Русский во Владивостоке, Камчатка, города в Мурманской области.