ЧВК «Рюрик»
Около 838 года в поле зрения Византии попала группа людей, называвших себя русами. Они прибыли в Константинополь вместе с хазарскими послами и заявили, что обратный путь им отрезан. Император направил русов к своему франкскому коллеге, при дворе которого было составлено первое их описание.
Так кто же они?
Задав этот вопрос, мы неосторожно вступаем в дебри, таящие в себе множество опасностей. В этих историко-идеологических лесах заблудилось немало исследователей, пытавшихся найти торную дорогу происхождения древнерусского государства. Правда, в руках все они держали объёмистый путеводитель — «Повесть временных лет». Но пытаясь прочесть его, мы очень часто находим не просеку, а буреломы и буераки. Величественные фигуры древнейшей нашей Истории, такие ясные в летописи, то и дело оказываются зыбкими миражами. Так, братья варяжского князя Рюрика, Синеус и Трувор, могут при ближайшем рассмотрении обратиться домом и конём, семейством и дружиной, Аскольд и Дир слиться в одного человека, а Олег, прозванный «вещим», не способен правильно понять пророчество волхва.
Осложняет наши блуждания затеянный почти триста лет назад великий спор «норманистов» и «антинорманистов»: кто основал древнерусское государство, варяги или славяне. В разные периоды одна из этих школ становилась официальной, другая — авангардом научной оппозиции. Если в XIX веке «антинорманист» был фрондёром, в сталинском СССР 1940-х годов «норманист» оказывался почти антисоветчиком. Мы с вами живём в парадоксальную эпоху: с одной стороны, профессиональные непредвзятые историки ищут и находят тропинки фактов в чащобе летописных легенд, а с другой — государство решительно рубит исторический лес и прокладывает дороги, которых никогда не было и которые не ведут никуда.
Выхода здесь для нас с вами два. Можно наслаждаться прекрасными и пышными рассказами «Повести», затаив дыхание, следовать за легендарными подвигами Олега, Игоря, Ольги и Святослава — это само по себе благородное и духоподъёмное занятие. Но можно и задать себе вопрос: что нам доподлинно известно о двух первых веках русской истории? Тогда придётся приложить немало усилий и обратиться к источникам, скупым и отрывочным, но при этом гораздо более достоверным, чем рассказ, составленный десятки и десятки лет спустя, вдохновлённый политическими соображениями XII века, времён Владимира Мономаха. Летописец опирается на ряд договоров между русами и Византией, у которых есть вполне точная дата, но остальное пространство он заполняет устными преданиями, вычислением хронологии, скрытыми и явными аналогиями из Священного Писания.
За последнее время вышло довольно много высококвалифицированных работ, посвящённых как самой «Повести», так и свидетельствам современников, которые проливают свет на то, кто такие русы. Я бы вам настоятельно порекомендовал прочесть сборник лекций Игоря Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII века)», его же монументальный труд «Герменевтические основы изучения летописных текстов» (если кто-то сразу испугался названия, поверьте — зря!). И наконец — «Очерки начальной Руси» Алексея Толочко, представляющие собой смелый и обоснованный прорыв в изучении русской древности. Книги эти содержат подробный историографический обзор и дают ссылки на документы и важнейшие работы по интересующему нас вопросу. Так вы сможете проверить то, что написано в этой статье.
Теперь же, после необходимого отступления, вернёмся к русам и Византии далёких веков.
Свеоны на службе у Кагана…
Итак, император Феофил, выслушав русов, отправил их со своим посольством в Ингельгейм-на-Рейне, где в то время держал свой двор Людовик Благочестивый, сын Карла Великого. Учёный монах Пруденций записал непосредственные результаты этого события: «С ними [послами] он [Феофил, император Константинопольский] прислал еще неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и сего помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и всвоей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов (eos gentis esse Sueonum), и, очтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет».