Золотой мальчик
В четыре года Саша Плющенко уже выступает перед заполненными трибунами дворцов спорта в ледовом шоу «Щелкунчик». Его мама Яна Рудковская пригласила провести день с юным фигуристом и рассказала о правилах воспитания чемпиона.
Впервые Саша вышел на лед в полтора года. После четвертой Олимпиады мужа в Федерации фигурного катания Саше подарили самые маленькие коньки в мире, специально для него сделанные, с надписью «Graf для Александра Плющенко». Мы ничего не планировали, никогда его не заставляли, просто предложили: «Саша, а давай попробуем». И он попробовал: сначала пополз, потом потопал и вскоре поехал. Оказалось, это у него на генетическом уровне: скольжение, осанка, артистизм.
Cегодня Саша нигде, кроме спорта, себя не видит, так и говорит: «Вырасту и буду спортсменом». И я уверена, что у него все получится. Он катается и на хоккейных коньках, и на фигурных, а владеть ими в его возрасте одинаково, выполняя разные элементы или виртуозно работая клюшкой, крайне сложно, ведь это разная техника. И это уникальный случай. Но у сына есть цель, которую ему поставил папа, — в четырнадцать лет выиграть чемпионат мира среди юниоров, как когда-то сам Женя. Саша пришел и сказал: «Хочу все медали, как у папы», — и папа был не против.
Меня часто спрашивают: как у маленького ребенка может быть такая взрослая мотивация? Дело в том, что мы всегда с Сашей разговаривали как со взрослым, объясняли ему, что такое награды и соревнования. Он болел за папу в Сочи в 2014 году, ему тогда было чуть больше года. Всегда заходил к папе в кабинет, а там висят сто пятьдесят три медали — это только с крупных международных соревнований. Четыре награды олимпийские: ни у кого в современной истории такого нет, у Ирины Родниной — три. И маленький Саша спрашивал: «За что эта медаль, за что та?» А мы ему подробно рассказывали, что такое олимпийское золото, золото чемпионата мира, что такое спорт высоких достижений вообще.
Мои старшие дети (от предыдущего брака Яны с бизнесменом Виктором Батуриным. — Прим. Vogue) тоже занимаются спортом, притом что они очень разные. Андрей — ему пятнадцать — ярко выраженный одиночник. Он учится в девятом классе и уже четыре года серьезно занимается гольфом. Мог бы и в соревнованиях участвовать, но Андрей, как и я, перфекционист: хочет сразу претендовать не меньше чем на победу. Иного не дано.
Коле четырнадцать, он командный игрок. В девять у него появилась мечта — он захотел стать футболистом. Для этого пришлось упорно нагонять своих ровесников: на то, что другие обычно проходили за три года, у него был год. Чтобы выдержать жесткий отбор, Коля много занимался и сам, и с тренером. Женя брал его с собой на летние сборы с олимпийской сборной: все бегут в гору десять километров, и он бежит. Вернулся в Москву, сбросив десять килограммов: был плотненький, а приехал совсем худой, подтянутый. Сейчас он играет в «Торпедо», в юниорской команде. Тренируется каждый день.
А вот маленькому Саше хорошо и в командных видах, и в индивидуальных. Надо в команде — значит, надо. Надо самому — может сам. Он очень разносторонний, физически одаренный, ему все удается. Тренер по футболу утверждал, что Саше надо идти в футбол. Тренер по хоккею заявил: «Ребята, это следующий Овечкин». Мы еще спорили, куда ему пойти, когда Сашу увидел Женин тренер, легендарный Алексей Николаевич Мишин. Он сказал: «Неужели у вас есть какие-то сомнения?» К тому же Саша совершенно не боится публики — еще в два с половиной года он сказал: «Да, я хочу кататься, хочу, чтобы зрители мне аплодировали. Хочу получать подарки». Настоящий артист! Когда падает, встает так, будто ничего не случилось, — все, кто это видит, невероятно умиляются.