Деньги / Советы от тех, кто умеет зарабатывать
Сергей Кущенко
Один из самых именитых спортивных менеджеров России — о том, как побеждать, бороться со стрессом и делать спорт модным.
Как управлять спортивным проектом
Спортивный проект — это прежде всего команда. Это человеческие характеры. Это тренер, игрок, массажист. Если ты не знаешь всех их проблем, значит, ты не контролируешь ситуацию. Иногда одно звено может разрушить весь коллектив. Например, сотрудник, отвечающий за порядок в спортивной раздевалке, должен быть светлым, позитивным человеком. Нельзя кого попало пускать в раздевалку. Дух спортивной организации должен быть пронизан любовью к работе. В Перми мы ежедневно писали на доске, что сегодня должен сделать каждый человек в офисе, чтобы команда победила.
Как монетизировать продукт
Мы сидели и думали, как заманить на баскетбол людей, которые им никогда не интересовались. Хоккейных болельщиков привлекать бесполезно. «Я хожу на хоккей с фляжкой, наши забили — я отхлебнул. А тут забивают каждую секунду. Я же сопьюсь!» — говорили они.
Мы постоянно проводили опросы: какую музыку слушают жители города, какие фильмы любят? Какая группа поддержки нравится? Какое радио слушают? Какой канал смотрят? И в эти сегменты начали активно вклиниваться. В итоге люди стали покупать билеты, потому что мы предложили им отдых. Пришел к нам — играет любимая музыка, тебя кормят. Все как дома.
Как минимизировать затраты
Все успешные российские спортивные менеджеры пришли в спорт из бизнеса. Я не исключение. Прежде всего, бизнес научил нас с партнерами экономить: мы никогда не тратили лишнего. Мы обсуждали, как сэкономить на карандашах и как меньше потратить на спонсорскую наклейку на паркет. Гнались за дешевизной и часто ошибались (например, дешевая наклейка скользила). Но мы учились на своих ошибках.
Как быть креативными
В нулевые в Перми мы не гнушались никакими способами сделать баскетбол популярнее футбола и хоккея. Как‑то на большом баннере написали: «Пошли все на…». Никто ничего не понимал, все говорили, что «Урал‑Грейт» послал город. Только за три дня до открытия мы дописали: «Пошли все на баскетбол»! С переездом в Москву оказалось, что столица диктует другие правила. В Перми будут любить свою команду, даже если она проиграет. В Москве только победа может сделать тебя королем. Здесь работать нужно было совсем по‑другому. Каждый сезон мы должны делать что‑то, чтобы не останавливаться. Постоянно мониторить рынок, улавливать тренды, привлекать аудиторию. Те вещи, что мы делали в нулевые, были уместны тогда. Реалии круто изменились, сегодня нужно делать funky business.