Яблочки от яблоньки
За каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. А за президентом США Дональдом Трампом — сразу две: его чудные крошки Иванка и Тиффани.
Шептаться о том, что Джареда вот-вот выгонят из избирательного штаба Дональда Трампа, начали прошлой весной. Под зятя Трампа якобы копал сам глава штаба Кори Левандовски. Нет, конечно, во время любой предвыборной кампании сотрудники ведут себя как пауки в банке. Но грызня в команде Трампа поставила рекорд по агрессивности. Левандовски далеко не агнец, за время кампании он уже успел схлестнуться с советником кандидата в президенты Полом Манафортом. Но на этот раз дичь вашингтонскому волку оказалась не по зубам. Джаред Кушнер с каждым днем играл в кампании все более значимую роль. А еще он женат на любимой дочери Трампа Иванке.
Слухи о том, что Левандовски ведет свою игру, не утихали несколько недель. И тогда, по свидетельству человека, знающего ситуацию изнутри, Иванка решила поговорить с папой. Если кто и не справляется, то это сам Левандовски, объясняла дочь. Кори был хорош во время подготовки к праймериз, говорила Иванка, многие в штабе так считают. Но сейчас, когда на носу съезд Республиканской партии, а потом выборы, Трампу нужен кто-то более профессиональный, человек с авторитетом. Утром двадцатого июня, после семейного совета, на который Трампы собирались каждый понедельник в девять тридцать утра, охрана вывела Левандовски из Трамп-тауэр. О своем увольнении он узнал не от Иванки. Но, как выразился в разговоре со мной один из бывших сотрудников штаба, именно «она накрыла его гроб крышкой». Когда я по электронной почте попросил Левандовски изложить свою версию событий, он ответил: «Я никогда не вел никаких разговоров о роли Джареда Кушнера в кампании». С 20 января этого года Кушнер служит старшим советником президента США. В отличие от Джареда, у Иванки пока нет официальной должности в администрации. Однако она уже вышла из семейного бизнеса — передала управление компанией Ivanka Trump ее президенту Эбигейл Клем.
Случай с Левандовски отлично описывает влияние тридцатипятилетней Иванки на отца. Она его копия: такой же политический хамелеон, столь же яркая публичная личность и точно так же не прощает нарушения субординации. Особенно тем, кто встает на пути членов ее семьи. Свое отношение к Левандовски Иванка в разговоре с одним из своих друзей описала так: «Ему были не по силам задачи, которые предстояло решать в будущем, а он этого не понимал, — и добавила: — Конечно, мы не хотим, чтобы рядом с нами были люди, на которых нельзя положиться. Мы семья. Доверие для нас всё».
В избирательной кампании участвовала также ее единокровная сестра, двадцатитрехлетняя Тиффани, которая во всем равняется на Иванку. «Иванка — бренд, личность, звезда инстаграма», — восхищается в разговоре со мной одна из подруг Тиффани. Младшая же сестра только-только окончила Пенсильванский университет, «начинает жить, и ей еще многое предстоит узнать, пообтесаться». Иванка, по рассказам той же подруги, дает Тиффани советы, и не только «в том, что касается политики, парней и девичьих дел». Она учит сестру всему, что узнала сама, став знаменитостью. Например, объяснила, наряды какого цвета стоит надевать на съемки, чтобы выигрышно выглядеть на фотографиях и экране. Подсказала, что, если ты одета в платье, нужно не забывать «скрещивать ноги, когда сидишь». За помадой, которую рекомендовала Иванка, Тиффани помчалась в универмаг Bloomingdale’s — в сопровождении сотрудников секретной службы: дело было уже после избрания отца президентом.
Cтаршая из дочерей — самый известный в мире Трамп после своего отца. Ее тридцатитрехлетний брат Эрик, младший из трех детей Дональда и Иваны Трамп, управляющий собственным фондом, недавно выставил на благотворительный аукцион возможность выпить кофе с Иванкой. Лот был оценен в пятьдесят тысяч долларов. Да, папина дочь стремится сделать деньги почти из всего в своей жизни, но в семействе ее при этом считают самой адекватной. Друзьям она говорила, что президентство отца важнее интересов их клана, что ей хочется внести свой вклад в те сферы политики, которые волнуют ее больше всего. Особенно Иванку заботят защита детей и введение оплачиваемых отпусков по беременности и родам. Эти темы «не входят в повестку Республиканской партии, и я должна это исправить», говорила она подруге. Тандем отца и дочери прекрасен: она никогда не возражает президенту на публике, в кулуарах дает ему советы и, самое главное, старается сделать так, чтобы он выглядел лучше.
В 2009‑м Иванка опубликовала свою первую книгу The Trump Card: Playing to Win in Work and Life — «Козырь Трампов: игра на победу в работе и жизни» (Trump в переводе с английского помимо прочего значит «козырь»). Это автобиография, но сестра появляется лишь в одном эпизоде: как-то пришла к Иванке с деликатным вопросом, сгорая от смущения. Тиффани — единственная дочь Дональда Трампа от второй жены, актрисы Марлы Мэйплс, — росла в Калифорнии. Иванка с мамой и братьями (у Трампа и Иваны Трамп есть еще старший сын, тридцатидевятилетний Дональд-младший) жили на Манхэттене, в Трамп-тауэр, в нескольких этажах от папы. Разумеется, у Тиффани не было и не могло быть той близости с отцом, какая была у старших детей. Так вот, в тот раз пятнадцатилетняя Тиффани решила посоветоваться с Иванкой, как ей поговорить с папой на непростую тему. Тиффани «нужны были кое-какие деньги», вспоминала на страницах книги Иванка. В отличие от многих друзей, у нее не было доступа к родительским кредиткам. «Она не была избалованной», — писала Иванка, просто подростку хотелось быть как ее ровесники и одноклассники. То, как смущалась Тиффани, заставило старшую сестру ею гордиться: значит, отцу удалось привить всем своим детям правильное отношение к деньгам. Сам Трамп любит похвастать состоянием. Однако детей, пишет Иванка, бездонные трастовые фонды не испортили.
Иванка сочувствовала бедной родственнице. Хотя ни она сама, ни братья не воспринимали отца как банкомат, они в полной мере наслаждались его щедростью и время от времени получали особенные подарки. В книге Иванка перечисляет не все, но вспоминает, например, один из самых дорогих и трогательных: папа пригласил Майкла Джексона посмотреть, как его восьмилетняя дочурка танцует в «Щелкунчике» — она училась в школе New York City Ballet в Линкольн-центре. «Думаю, Тиффани никогда не делали таких сюрпризов — просто из-за того, что она жила на другом конце страны, — пишет Иванка. — А ей лишь хотелось иметь то же, что есть у друзей. Она и имела бы это, живи под одной крышей с отцом». Иванка всегда относилась к Тиффани с теплотой. Вот что она сказала в интервью журналу People: «Тиффани — моя младшенькая. Мы были близки всю ее жизнь, я ее очень люблю». А вот с матерью Тиффани она не в самых теплых отношениях, Иванка тогда это подчеркнула особо.
В общем, старшая сестра успокоила младшую, вымаливать карманные деньги у отца ей так и не пришлось. «Я схитрила и ей, конечно, об этом не сказала, — писала Иванка в книге. — Пошла к отцу и предложила подумать над тем, не подарить ли Тиффани на Рождество кредитку с небольшим ежемесячным лимитом. Конечно же, он так и поступил. Тиффани была в восторге, ей стало гораздо легче. Она очень меня благодарила».
Мораль этой истории, очевидно, в том, что дети Трампа и правда не испорчены деньгами. Но можно сделать еще один вывод: Иванка лучше всех понимает Трампа и знает, как найти к нему подход. В этом смысле все мы, жители Земли, сейчас нечто вроде Тиффани. Мы зависим от того, удастся ли Иванке убедить своего отца поступать правильно на посту президента США.
На протяжении многих лет она была единственной дочерью Трампа, известной широкой публике. Тиффани всегда оставалась где-то на третьем плане. В избирательной кампании она стала участвовать уже на последнем этапе, получив диплом. И даже тогда не выпорхнула из-под крыла сестры. Тиффани выросла в калифорнийском городе Калабасас, неподалеку от Лос-Анджелеса, знакома с семейством Кардашьян, ее мама дружила с Крис Дженнер. На Тиффани как личность это общение вряд ли повлияло, но сейчас ее жизнь, наверное, стала куда больше похожей на жизнь главных сестер Америки.
Сестры Трамп — в отличие от братьев — чувствуют себя в социальных сетях не хуже Ким, Кортни, Хлое, Кендалл и Кайли. Тиффани вообще типичная инстаграмная малышка на миллион. Нежится у бассейна на Бора-Бора. Прогуливается в бикини по пляжу в Мар-а-Лаго — поместье Трампа в Палм-Бич во Флориде. На показе марки Just Drew на нью-йоркской Неделе моды поздравляет своего дизайнера и друга Эндрю Уоррена, внука фэшн-магната и сына инвестора в сфере недвижимости. Среди других конфидентов Тиффани — Гарри и Питер Бранты (сыновья супермодели Стефани Сеймур и миллиардера Питера Бранта), Гая Матисс (праправнучка художника) и Эй Джей Джонсон (сын баскетболиста Мэджика Джонсона).
Однако виртуозом в искусстве всегда оставаться в центре внимания, конечно, является Иванка. Еще подростком, в 2003 году, она снялась в документальном фильме Born Rich о жизни наследников американских состояний. Потом побыла подиумной моделью (ее рост — сто восемьдесят сантиметров). Позаседала в жюри папиного реалити-шоу «Кандидат». Теперь она — безупречно ухоженная мать троих детей — основала компанию по продаже одежды и аксессуаров под брендом Ivanka Trump. Вещи рассчитаны на молодых работающих женщин, стремящихся к «доступной роскоши» где-то посередине между J.Crew и Zara: блуза Ivanka Trump из полиэстера с цветочным принтом стоит шестьдесят девять долларов, босоножки с бахромой на высоком каблуке — сто сорок пять. В прошлом году босоножки, кстати, стали предметом разбирательства в федеральном суде Манхэттена. Итальянская марка Aquazzura обвинила компанию Иванки в том, что та позаимствовала дизайн их популярной модели Wild Thing ценой семьсот восемьдесят долларов. Юристы Иванки обвинения отвергли и подали встречный иск с требованием признать, что на обувь Aquazzura не должна распространяться охрана торгового знака (на момент сдачи номера разбирательство все еще тянется).
В общем, не удивительно, что многие из тех, кто терпеть не может Трампа и его сыновей, совсем иначе относятся к его дочерям. Избирательной кампании они тоже принесли больше пользы, чем прочие дети. Когда девочки с ним рядом, не верится, что мужчина, которого они поддерживают, мог сказать: с женщинами надо «обходиться как с дерьмом», чтобы они знали свое место. А ведь он действительно такое когда-то говорил. Трампа обвиняли в сексуальных домогательствах — он неизменно предлагал публике послушать Иванку: она-то засвидетельствует его положительный моральный облик. В день выборов дочери проголосовали за отца — как и пятьдесят три процента белых женщин Соединенных Штатов.
Фамилия — главное в жизни Иванки и Тиффани. Когда брак Дональда и Иваны трещал по швам, восьмилетняя девочка со слезами на глазах пришла к маме и спросила, значит ли это, что ее больше не будут звать Иванкой Трамп. Позже, подростком, она решила сделать пирсинг пупка. Перед самой процедурой позвонил отец — и Иванка передумала. В «Козыре Трампов» она объясняла: нужно было «хранить и защищать семейное имя и репутацию, ведь в конечном счете это и мое имя, и моя репутация».
Иванка родилась во влиятельной семье, но прилагает немало усилий, чтобы стать своей в респектабельных кругах. Чтобы выйти на лица, принимающие решения в президентской администрации, общаться надо с ней. После победы Трампу позвонила лидер фракции меньшинства в палате представителей, конгрессмен-демократ Нэнси Пелоси. Хотела побеседовать о введении в стране оплачиваемых отпусков по семейным обстоятельствам (за это выступают и демократы, и республиканцы). Избранный президент передал трубку Иванке. С ней же, еще до встречи с папой, обсуждал вопросы изменения климата бывший вице-президент Альберт Гор, на эту же тему Иванка беседовала с Леонардо ДиКаприо. В инстаграме теперь есть аккаунт @dear_ivanka: с гламурными фото дочери президента в нем соседствуют обращения людей, которые умоляют ее рассказать об их проблемах отцу. Каждый пост начинается с обращения «Дорогая Иванка», а содержание у каждого свое. «Меня пугает свастика, нарисованная на моей стоянке», «Меня изнасиловали, и теперь мне нужно сделать аборт», «Я американец-мусульманин, на меня напали в метро». Но Иванку не разжалобишь и не смутишь. «Никто не был до такой степени помешан на победе Трампа, как она», — рассказывает один из ее друзей.