Печальная судьба Катрин Дантес де Геккерн, урожденной Екатерины Гончаровой

Караван историйИстория

Заложница любви

Молодая женщина поднималась в гору, придерживая тяжелый живот. На исходе июль, роды должны быть в сентябре. Только бы дотянуть, домучиться, домолиться... Только бы сын! «Mère de Dieu, aide-moi», - шепчет по-французски баронесса Катрин Дантес де Геккерн, урожденная Екатерина Николаевна Гончарова.

Екатерина Сажнева

Фото: Всероссийский музей А.С. Пушкина/фото репродукции портрета баронессы Екатерины Дантес Де Геккерн работы Жана-Батиста Сабатье. 1838 г

«За что все возненавидели меня после дуэли на Черной речке? За то, что не захотела потерять Жоржа и отказаться от своего будущего? Чем Таша лучше меня? Если бы Жорж не убил Пушкина, тогда вдовой, возможно, осталась бы я». Баронесса подходит к церкви Нотр Дам де Тьеренбах, что в пяти километрах от родового гнезда Дантесов. Ее встречает старый аббат.

— Присядьте, мадам! — исповедник давно знает эту женщину, помнит имена ее дочерей: Матильда-Евгения, Берта-Жозефина и совсем еще крошка Леони. И вот — новая беременность, бедняжка так тяжело ее переносит. — Стоит ли вам приходить сюда каждый день? — участливо спрашивает он.

— Вы же знаете, падре, я поклялась Деве Марии... И вымолю этого ребенка, Жорж так мечтает о сыне, — баронесса запнулась. — Мы с мужем счастливы, безумно счастливы, — поспешно повторила она, будто пытаясь саму себя убедить в этом. — Наши девочки растут здоровыми. Но... Три дочки за пять лет брака и один мертворожденный мальчик. Я тогда грешным делом подумала: не кара ли это за гибель Александра? Но Жоржу ни слова не сказала, он не хочет ворошить прошлое и вспоминать страшную беду, омрачившую первый месяц нашего супружества. Дуэль с Пушкиным, мужем моей младшей сестры.

Аббат не знал погибшего от руки барона русского поэта, но был знаком с самим Дантесом, еще красивым (кажется, ему чуть за тридцать) господином, носившим бородку-эспаньолку. Он производил впечатление человека приятного и дельного. Если уж не в сенаторы Франции, так в мэры их Сульца выбьется наверняка!

— Родные в России забыли меня, — вздохнула баронесса. — Обе сестры, Александрин и Наталья, считают виновной в том, что случилось. Мол, знала о готовящейся дуэли и не предупредила. А как я могла? Упрямый Пушкин все равно решил бы стреляться. Жорж не хотел, но для него честь — превыше всего. Думаю, муж счастлив тем, что имеет сейчас...

— А вы, мадам? Вы счастливы?

Баронесса смешалась. Действительно, счастлива ли? У нее семья, о которой двадцатисемилетняя бесприданница уже не смела и мечтать. И это — самое важное. Она живет в эльзасском Сульце, в котором нет даже канализации, — позже ее для сограждан проведет как раз Дантес. После великолепия Петербурга провинциальный французский городок буквально с двумя улочками поначалу производил странное впечатление: будто изо всех сил стараешься втиснуться в платье, которое мало, но другого-то нет, поэтому остается смириться. И Катя научилась находить в новой жизни мелкие радости: на Рождество наряжает елку — прекрасный обычай, который пока еще не прижился в России. Ездит верхом на своей Калуге. Кобылу назвала в честь родного города, где прошло детство. Жорж на это только пожал плечами — странное решение, ну да ладно. Он хороший муж и отец, хоть и не всегда ее понимает. В семье — ни криков, ни скандалов, ни ругани, от чего отношения кажутся какими-то ненастоящими. Но это лучше, чем любовь-безумие, которая разбивает судьбы. Любовь-амок. До обморока, до головокружения. Катя проходила все это в январе 1837-го. И больше не хотела повторения. «Я безмерно счастлива!» — писала она в недосягаемую Россию брату Дмитрию, единственному, кто регулярно поддерживал с ней связь. Но даже ему никогда не признавалась в том, что именно любовь-безумие и вращает мир, дает силы жить. Без нее не осталось бы даже воспоминаний. И о хорошем, и о плохом. О том, что свое женское счастье пришлось подбирать за Натали. И так было всегда, с раннего детства.

Екатерина была старшей дочерью Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны Гончаровых. Фото: Fine Art Images/Legion-media/ Фото репродукции портрета Екатерины Николаевны Гончаровой. Музей-заповедник «Полотняный завод»

...Маленькая Катя вздрогнула, услышав звук пощечины. «Это ты во всем виноват!» — мать с размаху ударила отца по лицу. От ненависти и злости, от того, что изменить ничего уже нельзя: ей — тридцать лет, семья разорена, детей шестеро... А ведь в молодости Наталья Ивановна была чудо как хороша. В положенный срок юная барышня Загряжская была записана в фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны, и в нее влюбился фаворит царицы Алексей Охотников. Но как говорится, не по Сеньке оказалась шапка — скоро Загряжскую чуть ли не насильно обвенчали с Николаем Афанасьевичем Гончаровым, человеком добрым и единственным наследником некогда богатейшего, а ныне почти обнищавшего имения Полотняный Завод, хозяином которого до самой своей смерти являлся его отец.

За Натальей Ивановной оставалась усадьба Загряжских — Ярополец под Волоколамском, и вмешиваться в управление своей деревней своенравная барыня никому не дозволяла. Был еще дом в Москве, где родилась старшая дочь Гончаровых Екатерина. Средняя — Александра — появилась на свет под Петербургом, в поместье княгини Барятинской. Наташа была пятым ребенком из семи детей Гончаровых (Софья, родившаяся в 1818 году, почти сразу умерла) и самой младшей из сестер. Помимо девочек в семье росли еще три сына — Дмитрий, Иван и Сергей. Таша появилась на свет в 1812 году, на следующий день после Бородинского сражения. Гончаровы спешно эвакуировались из Первопрестольной в Тамбовскую губернию. Там в своем имении Кариан их приютила родня.

Фото: А. Курлович/Фотобанк Лори/Legion-media

К середине жизни у Николая Афанасьевича Гончарова открылась серьезная душевная болезнь. Поговаривали, что произошло это вследствие ушиба головы после падения с лошади. Во время приступов безумия барин напивался и бродил по большому дому в исподнем с зажженной свечой, пугая дворовых девок...

Когда супруг заболел, Наталья Ивановна стала главой большой семьи, приняв на себя в двадцать девять лет все заботы о хозяйстве и слабоумном муже. Характер ее, и до этого нелегкий, совсем испортился. В своей несчастливой судьбе она винила всех вокруг, в том числе детей и свекра Афанасия Николаевича — за прижимистость. Тот поначалу выделял родне до сорока тысяч рублей ежегодного содержания, но потом помощь сильно сократилась. Чтобы немного урезать расходы, Наталья Ивановна согласилась отправить одну из дочерей погостить в Полотняный Завод. «Повезло только младшей сестре — Таше, ее забрал к себе пожить дедушка, — рассказывала аббату баронесса Дантес. — Она единственная унаследовала красоту матери. А красота как индульгенция: если имеешь ее, все можешь себе позволить, все простится».

Пребывание в Полотняном Заводе затянулось на три года. Домой в Москву подросшая Таша вернулась в нарядной собольей шубке. Катя очень хотела иметь такую же и впервые испытала по отношению к младшей сестре чувство незнакомое, но острое и болезненное: «Почему ей? Почему не мне?»

Раздраженная мать сорвала с плеч дочери дедовский подарок, бросила шубку на землю и с наслаждением принялась топтать. «Вот ведь старый дурак! — ярилась она. — Лучше бы закладные на имение выкупил!» Девятилетняя Катя стояла, от ужаса сжав руками голову. И вместе с тем где-то внутри наряду с испугом поднималась злая радость от вида запачканной шубки Таши.

В крещенские вечера, когда темнота за окном сливалась с сумраком девичьей, подросшие сестры Гончаровы гадали на суженого — обычное развлечение юных барышень. В очертаниях расплавленного в воде воска Азе грезилась дальняя дорога, Кате — бравый офицер с усами. Наташины видения были самыми непонятными: гусиное перо и абрис дуэльного пистолета.

...Пройдет всего год, и на московском балу известного танцмейстера Йогеля шестнадцатилетнюю дебютантку Натали Гончарову, признанную первой красавицей, увидит знаменитый поэт и вскоре попросит ее руки. Тот самый Пушкин, которым Катя зачитывалась и чьи стихи переписывала в свой девический альбом: «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я...» Пожалуй, никто в семье так тонко не понимал поэзии. Мать виршам предпочитала молитвенник, а к старости — крепкую домашнюю настойку.

Год продлится сватовство Пушкина: будущая теща Наталья Ивановна выкрутит руки безумно влюбленному жениху и заставит его оплатить приданое дочери. Иначе свадьбе не бывать! С Катей через несколько лет мать поступит совсем некрасиво — Дантесу не дадут за невестой и половины того, что пообещают. Была ли Таша влюблена в Александра Сергеевича, когда выходила за него, или просто мечтала побыстрее избавиться от деспотичной матери, в точности Катя не знала, они с Азей продолжали оставаться заложницами в материнском имении. «Вот опять мы сосланы маменькой в Ярополец», — грустила Екатерина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил и Маргарита Морозовы. Кентавр и сказка Михаил и Маргарита Морозовы. Кентавр и сказка

Морозов ревновал, устраивал дикие сцены, выливал свои страдания на бумаге

Караван историй
Путь к любви Путь к любви

3 июня 2016 года умер «величайший боксер всех времен». Мохаммеда Али вспоминает один из главных российских экспертов по боксу Александр Беленький.

GQ
Старый папа Старый папа

Ольга Федянина о триллере о деменции «Отец»

Weekend
Александр Невский:  «Я и представить не мог, что у меня будет столько приключений» Александр Невский:  «Я и представить не мог, что у меня будет столько приключений»

Александр Невский — об американских гонорарах, выборах и химии в большом спорте

Playboy
Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну» Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну»

Дневники Георгия Эфрона как отражение непростой жизни сына Марины Цветаевой

Караван историй
Заходите, гости дорогие Заходите, гости дорогие

Транзитный потенциал России сильно недооценивается. Власти пытаются поправить ситуацию малыми силами. Однако этих усилий пока недостаточно.

АвтоМир
Индустрии будущего Индустрии будущего

Технологии помогают человеку работать, отдыхать, общаться, получать новые знания, развлекаться, перемещаться в пространстве. Cовременный горожанин не представляет себе жизни без них. Но какой станет эта жизнь, когда технологии полностью вытеснят человека из целых сфер и отраслей, оставив ему роль пассивного наблюдателя и получателя услуг? Председатель совета директоров Mail.Ru Group и основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин, конечно, не на стороне тех, кто в расцвете «бесчеловечных» технологий видит признаки грядущего апокалипсиса.

РБК
Корги-культ Корги-культ

Их любит британская королева, за ними следит навальный, жены чиновников тратят на них миллионы. Мир выставок корги причудлив, кишит мошенниками и полон изнурительных тренировок. GQ выяснил, как устроена эта ярмарка тщеславия.

GQ
Пока горит оливье... Пока горит оливье...

В меру безумные сказки-загадки, которыми ты сможешь развлечь ребенка

Maxim
Porsche Macan GTS Porsche Macan GTS

Мощный и быстрый кроссовер из Цуффенхаузена – чистокровный спорткар. Который, тем не менее, вольготно себя чувствует не только на асфальте...

Quattroruote
Лос-Анджелес 2016 Лос-Анджелес 2016

Несмотря на солидный возраст, автосалон в Лос-Анджелесе получил статус международного лишь в 2005 году. Однако похоже, что именно эти коротенькие 10 лет стали переломными в его вековой истории. Потому что теперь калифорнийские смотрины по значимости премьер могут посоперничать с главной североамериканской выставкой в Детройте.

АвтоМир
Псыхология Псыхология

Если труд и сделал человека человеком, то не один, а вместе с собакой

Maxim
Праздник на работе: веселись с пользой Праздник на работе: веселись с пользой

Кто-то мечтает повеселиться на вечеринке с коллегами, а кто-то мучается от мысли, что придется идти на эту «каторгу». Идти или не идти, конечно, решать тебе. Но если последуешь нашим советам, то и хорошие отношения с коллегами сохранишь, и продвинешься по службе.

Лиза
Вечное сияние Вечное сияние

Вся Москва в ноябре была увешана афишами с ее лицом: спешите видеть «Живое интервью» с Катрин Денев в Доме музыки. Перед концертом с великой звездой французского кино пообщался Сергей Николаевич.

СНОБ
Jaguar XE S Jaguar XE S

Подтянутый облик английского седана прекрасно сочетается с V-образной «шестеркой». Этот «котик» не боится конкуренции с немецкими соперниками.

Quattroruote
Метод Цекало Метод Цекало

Осенью 2016 года крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил права на российский сериал. Им стал «Мажор», выпущенный продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало. Как шоумен, телеведущий и продюсер развлекательных шоу стал производителем «серьезных» сериалов и пробился на международный рынок, разобрался журнал РБК.

РБК
Кейт Уинслет. Работа над ошибками Кейт Уинслет. Работа над ошибками

Звезда "Титаника" и "Чтеца", похоже, собралась разводиться в третий раз

Караван историй
Рождение сверхновой Рождение сверхновой

Елена Темникова сияет сильно и по своим правилам

Glamour
Поймай ее, если сможешь Поймай ее, если сможешь

Ира Горбаче­ва при­зы­ва­ет всех жить се­го­дняш­ним днем

Glamour
Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства. Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства.

Во времена, когда при выборе автомобиля люди все чаще руководствуются рациональными доводами, приходится забыть о спонтанности. Или нет?

АвтоМир
Совсем взрослая Совсем взрослая

Лизе Арзамасовой всего 21 год, а за ее плечами уже множество ярких ролей в кино и театре. Одна из самых многообещающих актрис поколения поговорила с нами о своей профессии, семье и работе в благотворительном фонде.

Добрые советы
Майн кайф Майн кайф

Гитлер был не только вегетарианцем, но и самым настоящим наркоманом

Maxim
Центр притяжения Центр притяжения

26 января в прокат выходит новый фильм режиссера Федора Бондарчука «Притяжение» о пришельцах и бросивших им вызов жителях Чертанова. Но чтобы не спойлерить сюжет фильма, мы решили пока поговорить не о кино, а о самом Федоре — с близкими ему людьми.

GQ
Это VR, детка! Это VR, детка!

Вы могли этого не заметить (и, скорее всего, не заметили), но мы уже пребываем в эпохе виртуальной реальности. На поле вышел третий главный игрок – Sony со своим PS VR.

Игромания
«Всегда носи тем­ные очки» «Всегда носи тем­ные очки»

Виктория Бекхэм пи­шет себе во­сем­на­дца­ти­лет­ней пись­мо. Как вы­жить, если на виду вся твоя жизнь: тело, брак, дети и гардероб?

Tatler
Не просто сон Не просто сон

Видеть сны и оставаться в ясном сознании — невероятно, но реально. Осознанные сновидения — удивительный феномен психики, размывающий границы между сном и явью. Чтобы отыскать их, корреспондент GEO Йоханна Ромберг поставила эксперимент на себе

GEO
«Матрешка» на колесах «Матрешка» на колесах

Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта.

РБК
Полет нормальный Полет нормальный

Двадцать шесть лет, год в статусе премьера Большого театра. Все главные роли в основных балетах страны – его: Спартак, принц Зигфрид и Роберт в «Лебедином озере», Курбский в «Иване Грозном», Хозе в «Кармен-сюите». Денис Родькин рассказал «Снобу» о конкуренции, отношении к творческим неврозам и имиджу в соцсетях.

СНОБ
Инструмент дизайнера Инструмент дизайнера

Создатели LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной.

Forbes
15 мыслей Мартена Фуркада 15 мыслей Мартена Фуркада

В этом сезоне французский биатлонист попробует побить собственный рекорд и стать обладателем Кубка мира шестой год подряд.

GQ
Открыть в приложении