Путешествие
Ohayōgozaimasu, Tokyo!*
За что я люблю путешествия, так это за моменты, когда ты перестаешь чувствовать себя гостем в новом городе и ощущаешь себя местным жителем. Как сейчас помню: в шестом часу утра выбегала на улицу, наливала кофе, чтобы взять с собой. Воздух в это время всегда пахнет по особенному, вдыхая его вперемешку с глотками кофе, я торопливо шагала к метро вместе со строго одетыми женщинами и мужчинами – все как один в черных костюмах и белых рубашках. У станции Mitsukoshimae громко звенели массивные жалюзи просыпающегося банковского здания. Нажимаю кнопку напротив, лифт спускает меня в подземку. Все по расписанию. Доброе утро, Токио!
*Доброе утро, Токио!
Считается, что туристы приезжают в Японию за экзотикой и с желанием посмотреть на чудо-страну, где собраны все самые передовые технологии, доступные для человечества. Мы приехали сюда еще и как фанаты японских автомобилей – настоящих, праворульных. Побывать на родине «Годзиллы» Nissan GT-R, легендарной «Хачироку» Toyota AE86 и современной GT86, раллийной Toyota Celica GT-Four и чумовой Honda NSX – мечта каждого любителя JDM (Japanese Domestic Market). Нам, фанатам rhd-тачек (right hand drive) и дрифта, облик этого мегаполиса с необычайной сетью дорог и развязок, запал в душу с первых серий фильма «Гонки на автостраде Шуто» и анимационного сериала «Ванганская полночь». И как не вспомнить третью часть культового фильма «Форсаж» – «Токийский дрифт», чего только стоит сцена с проездом в управляемом заносе через самый оживленный перекресток в мире. Скорее вперед – на него обязательно нужно посмотреть вживую!
Дословный перевод с японского названия «Токио» означает «северная столица». Что может сказать о ней человек, который ни разу здесь не был? В его повествовании, скорее всего, будут царить шаблоны. Очень дорогой город с огромным количеством людей, им очень тесно, тут левостороннее движение, автомобили с правым рулем, куда ни глянь – тюнингованные по последнему слову техники, здесь пользуются «умными» унитазами, все роботизировано, в схеме метро разобраться невозможно, по железным дорогам курсируют суперскоростные поезда и все происходит точно по расписанию. Однако оказалось, что большинство этих утверждений – лишь мифы.
Первое «разочарование» в идеальной Японии ждало нас уже в аэропорту Нарита. Поезд, в который мы сели, чтобы добраться до Токио, в обозначенное время не отправился. Более того, на табло высветилась информация, что сегодня на нем мы никуда не поедем. Выходит, никакие передовые технологии от сбоев не застрахованы! Это был следовавший без остановок экспресс, а нам предложили пересесть в обычный пригородный состав. Что впечатлило, разницу в цене билетов вернули тут же. Наконец-то мы в пути. За окном сначала проносились сельские домики, затем они незаметно переросли в дома повыше, казалось, вся дорога проходит по одному сплошному городу. Отчасти это верно, агломерация Токио включает три соседние префектуры, она одна из самых многочисленных в мире с населением в 37 млн человек (по данным 2015 года). Поэтому порой и создается впечатление, что границ между населенными пунктами просто не существует.
Мы вышли из здания вокзала на оживленную городскую площадь и, окинув взглядом улицы, остановились в недоумении. Повсюду сновали такси Toyota Crown, кроме них проезжую часть наполняли всевозможные микролитражки и гибриды. Где же те самые «заряженные японки» всевозможных стилей? Все объяснимо: здесь, в крупных городах, люди чаще всего для передвижения выбирают экономичные и компактные машины, а то и вовсе общественный транспорт. Зато, на удивление, мы встретили на дорогах Токио множество автомобилей с левым рулем, в том числе спорткаров, – в Японии это признак высокого статуса, а где может быть больше состоятельных людей, чем в столице?
Затем нас ждала поездка на метро, том самом, которым пугают абсолютно всех. Стоит отметить, что железнодорожными линиями здесь владеют разные компании, поэтому выбранный маршрут непосредственным образом влияет на цену билета. Разумнее всего купить туристический проездной, но он действует не на все линии метро и поездов, поэтому рекомендую изучить нюансы заранее. Транспортная схема оказалась кристально понятной, под всеми иероглифами следует английская транслитерация, переходы обозначены указателями, а выходы на станциях пронумерованы. Так что не бойтесь, Токио – туристический город!
Перейдем к пресловутой тесноте. Номер японского отеля действительно в большинстве своем представляет собой крохотную комнатку с кроватью и местом для чемодана, плюс небольшой санузел. С первого взгляда – очень тесно, но к этому быстро привыкаешь. Сначала размеры номера нас шокировали, а когда мы заехали в него же через неделю путешествия по стране, он уже показался вполне нормальным. Не знаю, как квартиры в мегаполисе, но реканы (дома в традиционном японском стиле) в небольших городах весьма просторны.
И еще об одном стереотипе: Япония – это дорого. По факту цены здесь не выше, чем в Москве. В Токио запросто можно найти приличный двухместный номер за 6000 иен (около 4000 рублей). В магазинах по вечерам распродажи продуктов, палочки, ложки и трубочки дают бесплатно на кассе, пищу можно погреть в микроволновке и, зачастую, еще и поесть там же за столиком. В кафе цены доступные, главное – заходите туда, где много местных. Официанты в таком заведении наверняка будут говорить только по-японски, но ведь в меню есть картинки!
С транспортом, жильем и едой разобрались. Теперь можно спокойно изучать город. Первым в нашем списке того, что необходимо увидеть, значился Императорский дворец. Он находится в бывшем замке Эдо – это главное украшение столицы Японии, особый памятник истории и культуры. По периметру расположены старинные башни, каменные стены и глубокие рвы, заполненные водой. На территории находится несколько исторических памятников: усадьба рода Мацудайра, сад Коисикава Коракуэн и дворцовый парк Хама – бывшая усадьба сёгуна Токугавы Иэнобу. Перед комплексом находится небольшой парк с идеально подстриженным газоном, на котором разрешено отдыхать – настоящий оазис посреди крупнейшего мегаполиса.
Отправимся дальше. Выйдя на станции Асакуса и пройдя немного пешком, мы попали в знаменитый торговый квартал Накамисе, раскинувшийся перед храмом Сэнсодзи. Кстати, именно тут самые дешевые сувениры в Токио. Наибольшей популярностью пользуются талисманы манеки неко («денежный котик» с поднятой лапой), кимоно-юкаты, традиционные зонтики и деревянные головы богов. Совершив обряд омовения в храме, идем к причалу, расположенному неподалеку. Небольшие прогулочные кораблики курсируют по всевозможным маршрутам, наш – по реке Сумида к порту Токио. По пути можно полюбоваться красотами города и многочисленными мостами. Сделав остановку у парка Хамарику и перед штаб-квартирой Toshiba, мы берем курс на искусственный остров Одайба. Первое, что открывается взгляду, – футуристическое здание корпорации Fuji TV, спроектированное известным японским архитектором Кэндзо Тангэ в 1997 году. В нем на высоте 125 м расположена смотровая площадка и музей.
Итак, мы на Одайбе. Это молодой район, построенный в Токийском заливе буквально на переработанных отходах – самом настоящем мусоре. Здесь есть торговые комплексы, музеи, офисы, отели, огромное колесо обозрения Palette Town и гигантский робот Гандам. На Одайбе нет суеты, которая царит в центре города, здесь можно прогуляться по набережной залива, а также над ней – по пешеходным улицам примерно на уровне третьего этажа. По фотографиям это место часто путают с… Нью-Йорком, ведь именно на Одайбе установлена уменьшенная копия Статуи Свободы. Непременно стоит побывать здесь вечером, проехав по монорельсовой дороге линии Юрикамомэ, которая проходит через Радужный мост, а затем и через весь остров. Поезда тут автоматические, без машинистов – значит, можно смело занимать панорамное место в первом вагоне и любоваться видами. Также на Одайбе проходят два этапа чемпионата D1 Grand Prix по дрифтингу: весной и осенью.
Обязательно нужно посмотреть на Токио с высоты. С этой целью мы направились к самой высокой в мире телебашне Tokyo Skytree, но из-за погодных условий (сияло солнце, но дул очень сильный ветер) подъем на смотровую площадку был закрыт. Не растерявшись, мы провели время в своеобразном электронном рае – районе Акихабара. Посетить обзорную площадку получилось только вечером, зато бесплатно. Воспользуйтесь такой возможностью и поднимитесь на 45-й этаж Tokyo Metropolitan Government Building, где с высоты 202 м открывается захватывающая панорама города.
Свое путешествие мы подытожили посещением самого оживленного перекрестка в мире – Сибуя. Когда со всех сторон площади одновременно загорается зеленый свет, и пространство заполняется толпами людей, идущих в разных направлениях, – зрелище и ощущения непередаваемые. Здесь нужно обязательно побывать, чтобы прочувствовать энергетику Токио. Рядом с перекрестком, у выхода из метро, находится памятник известной собаке Хатико, это место японцы часто используют для встреч.
Каждая оживленная улица в Токио наполнена какофонией безумных звуков. Специально обученные зазывалы приглашают посетить магазины, другие криками «иращай масэ» заманивают в шумные кафе, по городу ездят автомобили с громкой рекламой различных музыкальных групп, а иногда и сами группы выступают на специальных подвижных платформах. Когда попадаешь в такую атмосферу впервые, голова кружится! И это всего лишь малая часть того, что стоит посмотреть в мегаполисе. Исследовать столицу Японии можно бесконечно, но чем больше ты здесь находишься, тем больше возникает вопросов: как контраст веков, многообразие стилей, природа и передовые технологии существуют в гармонии? Sayōnara**, Токио, мы еще вернемся, ведь с первого раза тебя разгадать невозможно!
Кстати, японские спорткары мы все-таки увидели, но уже не в столице… Продолжение следует.
** Sayōnara в переводе с японского: «до свидания»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl