Нонна Гришаева — о своем образе комедийной актрисы и дружбе с «Квартетом И»

Караван историйЗнаменитости

Нонна Гришаева. Глазами клоунессы

В моей семье у всех очень серьезные профессии. Мама, преподавательница английского языка, замечала: "Только ты у нас выродок". Не без иронии, конечно.

Беседовала Мария Черницына

На Нонне: платье Nissa (oz-fashion)

умаю, музыкальные способности достались мне от прапрабабушки и прапрадедушки, которые пели в опере. О них мы с мамой узнали не так давно — журналисты одной телепередачи раскопали мою родословную и составили генеалогическое древо. Выяснилось, что в семье были очень интересные и достойные люди. Надеюсь, что-то мне от них передалось — слух, голос. Мой прапрадед по маминой линии вел переписку с Немировичем-Данченко.

— Вы с детства находились в эпицентре «одесского юмора». Там и зародился комедийный талант?

— Считается, если человек родился в Одессе, значит, с юмором у него все в порядке. Я с этим согласна: до сих пор, приезжая в родной город, убеждаюсь, что люди там шутят как дышат. У них особенный образ жизни — ироничный: даже сами не понимают, когда сказали что-то смешное. И чтобы наблюдать за ними и впитывать как губка, далеко от нашего дома ходить не надо...

Типичный одесский дворик, на лавочке целыми днями сидела соседка и судачила со всеми, кто проходил мимо. Для нее не существовало запретных тем и такой глупости, как личное пространство. Когда я, уже будучи студенткой Щукинского училища, приезжала на лето к родителям, эта дама была первой, кто встречал на подходе к дому. Подбоченясь, сканировала меня и спрашивала с хитрым прищуром: «Ой, боже ж мой, а шо ж такая худая? Шо ж тебя там — не кормят, в этой Москве поганой?» Не успевала я оправдаться, как слышала следующий «деликатный» вопрос: «А шо же замуж еще не вышла? Не берут?» До сих пор она является моей музой: в Щукинское училище тогда вернулась с готовым наблюдением и потом еще много лет показывала эту колоритную соседку в нашем творческом вечере с Сашей Олешко.

— Свои первые пародии проверяли на родителях?

— В моей семье у всех очень серьезные профессии. Мама, Маргарита Евгеньевна, преподавательница английского языка, замечала: «Только ты у нас выродок». Не без иронии, конечно. Она говорит, что я начала петь и танцевать раньше, чем говорить и ходить. В пять лет уже пародировала звезд советской эстрады. А к семи доросла до домашних концертов, на которые в нашей пятикомнатной, бывшей коммунальной квартире собирались все соседи. Даже программки от руки сама писала: первым номером выступает Валерий Леонтьев, вторым — Муслим Магомаев...

На Нонне: платье Ksenia Knyazeva

Любимой всегда оставалась несравненная Алла Борисовна, к образу которой я подходила особенно тщательно: на ночь делала косички, чтобы с утра расплести и обзавестись пышной «пугачевской» шевелюрой, связывала два платка за концы — получалась туника-распашонка, расческа служила микрофоном. При таком параде взбиралась на табуреточные подмостки. Приятно было видеть реакцию моих одесских зрителей, держать их внимание... Должна признаться, что сегодня ощущения от выступлений у меня практически те же, только табуретка стала чуть больше — превратилась в сцену.

Часто говорю, что пришла в профессию благодаря маме. Она в семье отвечала за дисциплину и относилась ко мне очень требовательно. Папа Валентин Гаврилович — это была бесконечная любовь. Я обожала его в ответ, поэтому считаю себя папиной дочкой. Он водил меня в цирк, баловал... В этом и заключается родительская любовь — когда человек сам получает удовольствие от общения с ребенком. Не могу сказать, что папа не участвовал и в каких-то моих творческих поисках. В первом классе играла бабочку в «Мухе-цокотухе» — таким стал мой дебютный выход на сцену. Требовались крылья, а в те времена их невозможно было приобрести в магазине. Чудо сотворили для меня папа с бабушкой: он нашел и изогнул жесткую проволоку, она обшила каркасы прозрачной тканью, а потом обклеила блестками. Надевались крылья на плечи с помощью резинок.

Фото: из архива Н. Гришаевой

Я чувствовала себя такой красоткой! Хотя в детстве мне никто не внушал, что привлекательна. Росла обычной симпатичной девочкой.

Когда в кинотеатре показывали фильм «Унесенные ветром», однокурсники говорили: «Боже, до чего наша Гришаева похожа на Вивьен Ли!» Глаза у меня тоже зеленые... Потом стали и с Одри Хепберн находить сходство, и я не раз в фотосессиях старалась повторить ее образ. Идеал женского очарования искала среди брюнеток, а вот Мэрилин Монро никогда не казалась красивой, напротив, удивляло помешательство всего мира на этой женщине.

— А были кумиры для подражания на эстраде?

— Главным маяком была Людмила Гурченко — в Щукинское училище я поступала в обнимку с ее книгой «Аплодисменты». В детстве затаив дыхание смотрела на игру Людмилы Марковны: танцующая, поющая, фееричная и такая смешная, она вдруг поражала идущим изнутри драматизмом в фильме Германа «Двадцать дней без войны». И мне тоже хотелось быть такой внезапной и разной.

Радуюсь, когда удается играть роли, в которых когда-то блистала Гурченко: месяц назад в нашем областном ТЮЗе состоялась премьера «Пяти вечеров», где я сыграла Тамару. А когда-то — и козу в мюзикле «Зубастая няня» по сказке «Волк и семеро козлят». Для меня это не просто совпадения, а некая невидимая ниточка между мной и великой актрисой. Хотя в жизни мы с ней так и не пообщались. Один раз за кулисами сборного концерта Людмила Марковна прошла мимо — я затаила дыхание и не сумела вымолвить ни слова. Настолько ее любила, что не посмела заговорить. Всегда боялась подходить к своим кумирам, поэтому не понимаю, когда с артистами ведут себя панибратски. Меня коробит, если подходят малознакомые люди, берут за локоток и предлагают сделать селфи.

С Алексеем Рыжковым. Фото: persona stars

— Обычно все начинающие актрисы хотят играть героинь. А вы в Щукинское сразу пришли с комическим репертуаром?

— Конечно нет, собиралась играть Джульетту! К поступлению подошла серьезно — подготовила разноплановую программу и показала все, на что способна. Меня практически взяли — пропустили на третий тур, но когда пришли с мамой посмотреть общежитие, она ужаснулась бытовым условиям и не пожелала оставлять здесь дочь. Мы вернулись в Одессу, я поступила в музыкальное училище по классу вокала. В том же году приехала в Москву со спектаклем «Принцесса на горошине», где играла главную роль... И четко услышала свою интуицию — она подсказывала: учиться и работать нужно в столице. Потом и педагоги из музыкального училища это подтвердили, заметив маме: «По Гришаевой Москва плачет». Так что через год я снова штурмовала «Щуку», бытовые условия уже не волновали, ушли на второй план.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Бузова: «Я никогда не завидовала Оле» Анна Бузова: «Я никогда не завидовала Оле»

Сестра ведущей «Дома-2» рассказала, как реагирует на сравнения с Ольгой

StarHit
Верю - не верю Верю - не верю

Премьера телесериала «Молодой Папа» состоялась на Венецианском кинофестивале, что не совсем типично для работ такого рода. Впрочем, он нетипичен во всем: вроде бы Соррентино снимал фильм о харизматичном Папе и вере, а получилось – и о современной политике, и о природе власти. C 1 декабря весь первый сезон «Молодого Папы» доступен на «Амедиатеке». Накануне российской премьеры мы встретились с Джудом Лоу, чтобы расспросить его о противоречивом характере Ленни Белардо, работе с Паоло Соррентино и, конечно, о вере.

The Rake
Ню в невесомости Ню в невесомости

Анна Грачевская – девушка явно не робкого десятка

Playboy
Рождение сверхновой Рождение сверхновой

Елена Темникова сияет сильно и по своим правилам

Glamour
«Всегда носи тем­ные очки» «Всегда носи тем­ные очки»

Виктория Бекхэм пи­шет себе во­сем­на­дца­ти­лет­ней пись­мо. Как вы­жить, если на виду вся твоя жизнь: тело, брак, дети и гардероб?

Tatler
Невыносимая закадычность бытия Невыносимая закадычность бытия

Дружба бывает настолько разной, что мы решили написать про это статью

Maxim
Жить в стиле стимпанк Жить в стиле стимпанк

Стимпанк - неплохой способ бунтовать против засилья высоких технологи

Maxim
Андрей Орлов Андрей Орлов

Бодлера называли «про́клятым поэтом». Андрей Орлов скорее проклинаемый поэт

Maxim
Наследный принц хип-хопа Наследный принц хип-хопа

Джес Принс – особа королевских кровей в рэпе, вдохновитель успеха Дрейка

Playboy
На клеточном уровне На клеточном уровне

Биолог и японист на основе анализа живых клеток придумали, как и где следует размещать рекламу.

Forbes
100 са­мых-самых 100 са­мых-самых

Большая Светская Энцикло­пе­дия Tatler.

Tatler
Андрей и Анастасия Леоновы. Наследники Андрей и Анастасия Леоновы. Наследники

Продолжатели актерской и музыкальной династий раскрывают секреты предков

Караван историй
Полет нормальный Полет нормальный

Двадцать шесть лет, год в статусе премьера Большого театра. Все главные роли в основных балетах страны – его: Спартак, принц Зигфрид и Роберт в «Лебедином озере», Курбский в «Иване Грозном», Хозе в «Кармен-сюите». Денис Родькин рассказал «Снобу» о конкуренции, отношении к творческим неврозам и имиджу в соцсетях.

СНОБ
Михаил Волков Михаил Волков

Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков – о железной дисциплине, вечном движении вперед и о том, как застраховать свой бизнес от рисков (спойлер: никак).

GQ
Игрушки Яны Мороз Игрушки Яны Мороз

Героиню декабрьского номера мы нашли случайно: друзья дали ссылку на страницу yankamoroz в «Инстаграм». Мы посмотрели... И тут же решили поделиться с вами!

Домашний Очаг
Fiat Fullback Fiat Fullback

Легкие коммерческие автомобили с открытой грузовой платформой, а, проще говоря, пикапы, не пользуются у нас популярностью. С пятеркой конкурентов неожиданно решили поспорить итальянские производители. Чем же они собираются привлечь покупателей?

АвтоМир
Провероч­ная работа Провероч­ная работа

Елена Летучая точ­но зна­ет, кто она та­кая и чего хо­чет

Glamour
Mitsubishi L200 Mitsubishi L200

Японский пикап хорош и на дороге, и вне ее. При этом он весьма гостеприимен, но не чурается черновой работы.

Quattroruote
За примерное поведение За примерное поведение

Ляйсан Утяшева и Павел Воля умело жон­гли­ру­ют все­ми сво­и­ми про­ек­та­ми

Glamour
Lada XRay – Renault Sandero Stepway Lada XRay – Renault Sandero Stepway

Единая платформа, один и тот же двигатель, даже место сборки совпадает – Тольятти. Тем интереснее искать различия! Они у этих автомобилей не только в дизайне или наличии (отсутствии) дополнительного пластикового декора. Разберемся подробнее в полезных мелочах.

АвтоМир
Людмила Зайцева. Вольная казачка Людмила Зайцева. Вольная казачка

Интервью с народной артисткой РСФСР Людмилой Зайцевой

Караван историй
Infiniti QX50 Infiniti QX50

Рестайлинг кроссовера Infiniti не совсем обычен: дело не ограничилось оптикой, бамперами, колесными дисками, новыми цветами и прочими крайне важными вещами. QX50 стал длиннее!

АвтоМир
Honda CR-V Honda CR-V

CR-V четвертого поколения многое унаследовала от модели третьей генерации. И наследство это по большей части оказалось благотворным.

АвтоМир
Метод Цекало Метод Цекало

Осенью 2016 года крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил права на российский сериал. Им стал «Мажор», выпущенный продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало. Как шоумен, телеведущий и продюсер развлекательных шоу стал производителем «серьезных» сериалов и пробился на международный рынок, разобрался журнал РБК.

РБК
Сверхновая еда Сверхновая еда

Согласно докладу ООН за 2015 год, посвященному продовольственной безопасности, 795 млн человек, или почти 10% жителей планеты, постоянно страдают от голода. В некоторых регионах Африки голодают до 30% населения, в Латинской Америке, Океании и Азии — 11–15%. В то же время гигантские аграрные холдинги в других регионах мира — в Австралии или Восточной Европе — сталкиваются с переизбытком продукции. Бесконечное наращивание объемов выпуска еды и работа по снижению себестоимости делают процесс производства все менее экологичным, а продукты — менее полезными. Но есть надежда решить все эти проблемы: ученые по всему миру пытаются создать новую универсальную еду — дешевую, полезную и доступную. Журнал РБК выбрал некоторые особенно интересные проекты, которые помогут победить голод в ближайшем будущем.

РБК
Розовый мускат Розовый мускат

Уроженка Омска, бло­гер Дара Мускат — о том, как до­ба­вить кра­сок в гар­де­роб и жизнь.

Vogue
Путь к любви Путь к любви

3 июня 2016 года умер «величайший боксер всех времен». Мохаммеда Али вспоминает один из главных российских экспертов по боксу Александр Беленький.

GQ
«Золотой сы-ы-ыр» – 2016 «Золотой сы-ы-ыр» – 2016

Фотографии получившие награды в различных фотоконкурсах 2016 года

Maxim
Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно

Книга Себастьяна Хафнера о предвоенной Германии «История одного немца» была написана в 1938-м, а вышла только в 2000-м, став сенсацией. Сегодня она доступна и на русском благодаря переводу Никиты Елисеева, который рассказал «Снобу», почему россиянам ее нужно читать обязательно.

СНОБ
Красотки из Синалоа Красотки из Синалоа

Playboy отправился на землю Эль Чапо, чтобы увидеть надежду и опасность

Playboy
Открыть в приложении