Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта.

РБКHi-Tech

Тема номера — Беспилотный транспорт

«Матрешка» на колесах

Компания BMG хочет запустить беспилотный автобус в серию в 2018 году

Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта

Текст: Владимир Гендлин
Фото: Станислава Новгородцева для РБК

Проект развивает Алексей Бакулин, владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group). Первая — крупный производитель автобусов, главной производственной единицей которого является завод «Волжанин». Вторая создана для реализации инновационных проектов, таких как Matrёshka.

Выход беспилотных транспортных средств на дороги общего пользования — пока далекое будущее, говорит Бакулин: «Беспилотники на закрытых территориях — это первый этап, который мы для себя определили как наиболее достижимый. Так мы сможем быстрее коммерциализировать «Матрешки».

К числу закрытых относятся территории предприятий, технопарков, аэропортов и других пространств, не соприкасающиеся с дорогами общего пользования. «В качестве примера можно назвать инноград «Сколково», различные территориальные парки, в том числе Парк Горького или ВДНХ, или площади гостиничных комплексов, например, Олимпийский парк в Сочи, у которого огромная территория и большое количество объектов», — говорит Бакулин.

То же касается промышленных предприятий с огромными территориями и серьезными потоками внутризаводского транспорта, которые надо оптимизировать, добавляет он. На закрытых пространствах может работать не только пассажирский, но и специализированный транспорт — коммунальная техника, транспорт внутренней доставки.

За год существования проекта выпущено три «Матрешки», к концу 2016 года их будет пять, обещает Бакулин. Все пока работают в тестовом режиме на полигоне в «Сколково». По его словам, сейчас даже трудно сказать, какой компанией должна быть BMG — автомобильной или информационно-технологической.

«Мы сейчас на той стадии, когда понимаем, что быть традиционной автомобильной компанией уже нельзя, но без этого базиса тоже невозможно двигаться вперед», — рассуждает он. — Например, Apple является производителем софта или железа? Это все условно, ведь все железо делается на аутсорсе. Мы должны быть гибкой компанией, потому что сейчас происходит величайшая технологическая революция».

Такие «матрешки»-беспилотники планируется на первом этапе опробовать на закрытых территориях предприятий, технопарков, аэропортов и на других пространствах, не соприкасающихся с дорогами общего пользования

Два пути

В мире есть два главных пути развития беспилотного транспорта, говорит Бакулин. Первый — когда на традиционные автомобили навешивается беспилотный комплект, и он функционирует, как ассистент водителя, вводя так называемую частичную автономность. Второй путь — транспортное средство изначально разрабатывается под функции беспилотности: там нет места для традиционного водителя, нет лобовых стекол, другие конструкция автомобиля и внутренняя архитектура, иначе выстроено взаимодействие всех конечных устройств, например между приводом, системой управления рулевыми осями, тормозами и т.п. Именно такой транспорт создает BMG, уточняет Алексей Бакулин.

По его словам, первые «Матрешки» выполнены в пассажирской версии — наиболее сложной, поскольку там много требований по безопасности. Двигатель электрический, вместо лобового и заднего стекол в дальнейшем будут интерактивные экраны, которые необходимы для внешних потребителей информации. Это могут быть рекламные щиты и другие медийные поверхности, можно ставить дисплеи для других участников движения, которые обеспечат сквозной просмотр сквозь транспортное средство, то есть на задний модуль будет транслироваться то, что происходит впереди, объясняет Бакулин.

Опытные партии «Матрешек» — до 50 единиц — он планирует выпустить и продать уже в 2017 году, а в 2018 году наладить серийное производство. Сколько машин может быть выпущено в серии, глава BMG не сказал, сообщив, что маркетинговые исследования этого вопроса еще не завершены. Но любая серия для подобных машин начинается «от тысячи единиц», добавил Бакулин.

Он также отказался назвать точную сумму инвестиций в проект: «Об этом говорить рано, поскольку мы еще только собираемся привлекать инвестиции. Пока работы ведутся на собственные средства, их хватит примерно на полгода». Но обозначил примерную стоимость «Матрешек»: пилотные варианты 8–12-местных автобусов будут стоить от 6,5 млн до 10 млн руб., хотя «для серийной продукции красная цена — 3–3,5 млн руб.», считает он.

Правда, до продажи серийных автобусов дело может не дойти. Бакулин говорит, что видит этот бизнес несколько шире: нужно продавать систему или даже как услугу.

Автомобиль как услуга

«Сейчас важен не столько автомобиль, сколько та система, которая будет поставлена, весь комплекс: автомобиль, его система управления, система управления парком, оптимизация всех этих компонентов и встройка всех этих систем в городскую инфраструктуру», — говорит Бакулин.

И приводит пример с лифтом: «Раньше вы заходили, и лифтер спрашивал, на какой вам этаж. Потом нажимал на кнопку. На следующем этапе лифтер исчез, но в лифте есть кнопки и вы сами нажимаете на нужную. Сейчас во многих лифтах нет кнопок, вы выбираете этаж до захода в лифт. Следующим этапом будет, наверное, когда машина будет знать заранее, на какой этаж вам нужно».

Все закончится тем, что вы перестанете платить за пользование автомобилем, говорит Бакулин корреспонденту журнала РБК. «Платить будут те, к кому вы едете или кто вас послал. Например, редакция вас к нам направила, и у нее списались 2 руб. «Матрешка» сама приедет, заберет вас, выберет оптимальный маршрут и отвезет к месту назначения». Сегодня компаниям выгоднее покупать не автомобиль, а перевозку, логистические услуги, считает Бакулин.

На первом этапе в «Матрешках» планируются два уровня управления — внутренняя (водитель-испытатель, который в случае необходимости сможет взять управление на себя) и внешняя (диспетчер). В «Матрешке» решили отказаться от пути западных производителей, обвешивающих автомобили разного рода сенсорикой (радары, лидары).

«Очень дорого», — объясняет Антон Поппель, технический руководитель проекта Matrёshka и генеральный директор компании Electric Vehicle Technologies (EVT). В таких вариантах сам автомобиль может стоить $10 тыс., а вся сенсорика потянет на полмиллиона, объясняет он. Поэтому решили сосредоточиться на программном обеспечении, обрабатывающем видеоизображение.

На «Матрешках» установлено восемь высокочастотных камер, которые в процессе движения отслеживают «артефакты» — столбы, ямы, тех же пешеходов и так далее, а ПО анализирует и обрабатывает ситуацию. При скромной скорости 15–20 км/ч система обеспечивает комфортное торможение. Подавляющая часть компонентов в «Матрешках» — собственного производства, лишь в отдельных случаях используются продукты сторонних компаний. В частности, для обработки видео используются компоненты компании NVIDIA.

Алексей Бакулин, владелец и генеральный директор компаний Volgabus и BMG, уверен, что в ситуации эпохальных технологических изменений победит тот, кто первым стартует с инновациями

У проекта есть как минимум два нерешенных препятствия — правовое и финансовое. В России отсутствуют законодательные основы для применения беспилотных транспортных средств. В пресс-службе Минтранса РФ этот вопрос прокомментировали обнадеживающе, но очень туманно: «Минтранс уделяет большое внимание внедрению инноваций на транспорте, в том числе развитию беспилотных транспортных средств. Сейчас необходимо сконцентрироваться на целесообразности подготовки и внесения изменений в действующее законодательство для… развития и внедрения технологий беспилотных транспортных средств и связанной транспортной инфраструктуры».

Подобный проект сопряжен с высокими рисками, и заработать на нем трудно, считает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицин. Еще лет десять назад гарвардский профессор Клейтон Кристенсен, автор теории «подрывных» инноваций, оценивал перспективы электромобилей и предположил, что первое применение они найдут внутри обширных логистических хабов, заводов — там, где требуются перевозки на небольшие расстояния. «В случае с беспилотным транспортом, по-видимому, первым коммерчески успешным применением тоже будет использование там, где выгоды существенны, а риски минимальны, и это вряд ли будут улицы мегаполисов. Но не так много найдется инвесторов, которые сразу скажут, где именно. Года два или три уйдет, пока найдутся те, кто обладает необходимой экспертизой и готов взять на себя риски», — заключает аналитик «Финам».

Но Алексей Бакулин считает, что на ожидание нет времени: «Пока мы все стоим на одной линии, поэтому кто быстрее сделает, тот и победит. Мы понимаем, что делаем, и мы показываем фантастические результаты — сделали за год «Матрешку». Представляете, что будет в 2018 году? Мы порвем всех, нас будет просто не остановить».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Корги-культ Корги-культ

Их любит британская королева, за ними следит навальный, жены чиновников тратят на них миллионы. Мир выставок корги причудлив, кишит мошенниками и полон изнурительных тренировок. GQ выяснил, как устроена эта ярмарка тщеславия.

GQ
Дорожный расчет Дорожный расчет

7 полезных финансовых приложений для путешествий

Лиза
Вот вам Крес Вот вам Крес

Сочетание крас­но­го и ро­зо­во­го, си­лу­эт с ак­цен­том на та­лию и пле­чи, дерз­кие вы­ре­зы — су­пер­мо­дель Даутцен Крес де­мон­стри­ру­ет пер­вые ве­сен­ние тренды.

Vogue
«Новая биология»: взгляд через 125 лет «Новая биология»: взгляд через 125 лет

Переоткрытие законов Менделя стало кульминацией резких перемен в биологии

Знание – сила
Renault Duster Dakar Renault Duster Dakar

Его называют кроссовером, сравнивают с автомобилями вроде Hyundai Creta и Suzuki Vitara и покупают для передвижения по городу. На самом деле с Duster все должно быть иначе. Спецверсия Duster Dakar это доказала.

АвтоМир
Метод Цекало Метод Цекало

Осенью 2016 года крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил права на российский сериал. Им стал «Мажор», выпущенный продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало. Как шоумен, телеведущий и продюсер развлекательных шоу стал производителем «серьезных» сериалов и пробился на международный рынок, разобрался журнал РБК.

РБК
Инструмент дизайнера Инструмент дизайнера

Создатели LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной.

Forbes
Lada XRay – Renault Sandero Stepway Lada XRay – Renault Sandero Stepway

Единая платформа, один и тот же двигатель, даже место сборки совпадает – Тольятти. Тем интереснее искать различия! Они у этих автомобилей не только в дизайне или наличии (отсутствии) дополнительного пластикового декора. Разберемся подробнее в полезных мелочах.

АвтоМир
Меня учили быть смелой Меня учили быть смелой

В этом году у супермодели Натальи Водяновой две громких «премьеры». Она в пятый раз стала мамой и создала Рождественскую коллекцию макияжа Shalimar в соавторстве с креативным директором Guerlain Оливье Эшодмезоном.

Домашний Очаг
Мы, ни­жеподписавшиеся Мы, ни­жеподписавшиеся

Блогерка Соня Есьман о фолловерах и работе над стилем

Glamour
Верю - не верю Верю - не верю

Премьера телесериала «Молодой Папа» состоялась на Венецианском кинофестивале, что не совсем типично для работ такого рода. Впрочем, он нетипичен во всем: вроде бы Соррентино снимал фильм о харизматичном Папе и вере, а получилось – и о современной политике, и о природе власти. C 1 декабря весь первый сезон «Молодого Папы» доступен на «Амедиатеке». Накануне российской премьеры мы встретились с Джудом Лоу, чтобы расспросить его о противоречивом характере Ленни Белардо, работе с Паоло Соррентино и, конечно, о вере.

The Rake
Праздник на работе: веселись с пользой Праздник на работе: веселись с пользой

Кто-то мечтает повеселиться на вечеринке с коллегами, а кто-то мучается от мысли, что придется идти на эту «каторгу». Идти или не идти, конечно, решать тебе. Но если последуешь нашим советам, то и хорошие отношения с коллегами сохранишь, и продвинешься по службе.

Лиза
Вечное сияние Вечное сияние

Вся Москва в ноябре была увешана афишами с ее лицом: спешите видеть «Живое интервью» с Катрин Денев в Доме музыки. Перед концертом с великой звездой французского кино пообщался Сергей Николаевич.

СНОБ
Lexus RC 200t Lexus RC 200t

Выглядит японское купе круто и обжигающе. Но много ли настоящей злости в 245-сильной версии? Несколько «боевых» кругов на Моscow Raceway в расставили все точки над «i».

АвтоМир
Только спокойствие Только спокойствие

Актриса Светлана Иванова не боится конкуренции и никуда не торопится

Glamour
Близкое соседство Близкое соседство

Маркетолог Арина Гребельская создала самую успешную на данный момент московскую районную группу в «Фейсбуке» – Airport / Sokol Da Neighborhood. Мы расспросили Арину о том, как можно объединить жителей в соцсети, как помочь малому бизнесу и что такое гражданское общество на примере пары городских районов – Аэропорта и Сокола.

СНОБ
Пока горит оливье... Пока горит оливье...

В меру безумные сказки-загадки, которыми ты сможешь развлечь ребенка

Maxim
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Самые интересные на свете вещи – те, которые большинству кажутся поначалу правильными и скучными до зубовного скрежета. Так и Kodiaq – его некоторые уже успели обругать за чрезмерную практичность. Но зря, ох, зря!

АвтоМир
Красотки из Синалоа Красотки из Синалоа

Playboy отправился на землю Эль Чапо, чтобы увидеть надежду и опасность

Playboy
Индустрии будущего Индустрии будущего

Технологии помогают человеку работать, отдыхать, общаться, получать новые знания, развлекаться, перемещаться в пространстве. Cовременный горожанин не представляет себе жизни без них. Но какой станет эта жизнь, когда технологии полностью вытеснят человека из целых сфер и отраслей, оставив ему роль пассивного наблюдателя и получателя услуг? Председатель совета директоров Mail.Ru Group и основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин, конечно, не на стороне тех, кто в расцвете «бесчеловечных» технологий видит признаки грядущего апокалипсиса.

РБК
Александр Невский:  «Я и представить не мог, что у меня будет столько приключений» Александр Невский:  «Я и представить не мог, что у меня будет столько приключений»

Александр Невский — об американских гонорарах, выборах и химии в большом спорте

Playboy
Везет или не везет? Везет или не везет?

Мы сравнили четыре системы полуавтономного управления, которые близко подошли к черте, за которой наступят времена, когда автомобили откажутся от услуг водителей.

Quattroruote
Пусть всё сбудется! Пусть всё сбудется!

Поговорить с актрисой Нонной Гришаевой перед Новым годом – задача не из легких. Съемки, спектакли, все время где-то ждет самолет. И вдруг – свободный час по дороге домой. И настроение – вдохновляющее!

Домашний Очаг
Нонна Гришаева. Глазами клоунессы Нонна Гришаева. Глазами клоунессы

Нонна Гришаева — о своем образе комедийной актрисы и дружбе с «Квартетом И»

Караван историй
На клеточном уровне На клеточном уровне

Биолог и японист на основе анализа живых клеток придумали, как и где следует размещать рекламу.

Forbes
Поймай ее, если сможешь Поймай ее, если сможешь

Ира Горбаче­ва при­зы­ва­ет всех жить се­го­дняш­ним днем

Glamour
Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства. Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства.

Во времена, когда при выборе автомобиля люди все чаще руководствуются рациональными доводами, приходится забыть о спонтанности. Или нет?

АвтоМир
Ужин по обмену Ужин по обмену

Москва впервые приняла участие в международном фестивале Gelinaz! Shuffle. Лучшие повара мира меняются ресторанами и инкогнито готовят ужин. За этим кулинарным свингом в столичном White Rabbit следил Иван Глушков.

GQ
Великий инквизитор Великий инквизитор

Российский GQ отправился в Испанию XV века, чтобы узнать, как снимался фильм «Кредо убийцы» (в прокате с 5 января) и как он изменит карьеру Майкла Фассбендера. Еще как изменит.

GQ
Открыть в приложении