Русская Атлантида – город Молога
Заселение и хозяйственное освоение Русского Севера в первую очередь связано с освоением водных путей. На ранних этапах – реки и связующие их волоки, позднее – рукотворные водные системы. Характерными примерами таких путей являются Северо-Двинский, Мариинский, Тихвинский и Вышневолоцкий исторические водные пути – озерно-речные системы, соединенные рукотворными каналами, с сохранившимися памятниками гидротехнического строительства. В ходе длительного хозяйственного освоения произошла антропогенная трансформация исходных природных комплексов, на месте которых сформировались специфические ландшафтно-исторические районы с чрезвычайно насыщенными комплексами разных исторических периодов. Этим обусловлена природно-культурная и научно-исследовательская ценность таких территорий, их уникальность, и это – главная предпосылка для придания им статуса «особо охраняемая».
Одним из практических направлений в этом плане может быть создание на таких территориях национальных парков или музеев‑заповедников. В настоящее время на территории Российской Федерации на базе исторических водных путей не появилось ни одного музея-заповедника, хотя они могли бы быть созданы на основе старинных волоков, каналов, водных путей. Для их музеефикации важным является сохранение исторического ландшафта местности, собственно старинных участков водного пути, а также сохранившихся гидротехнических сооружений: мостов, плотин, мельниц, шлюзов, торговых пристаней. Сами старинные водные пути или их участки можно использовать в туристских целях, по ним могут проходить водные или пешие маршруты. В некоторых из сохранившихся строений целесообразно создание музеев с экспозициями, рассказывающими об истории старинных водных путей.
Примером уникального культурно-исторического района служит Тихвинская водная система – важнейший исторический водный путь, по которому шло заселение и освоение Русского Севера. С древних времен здесь существовал торговый путь с Волги в Прионежье и Балтику. Через водораздел, разделявший реки Балтийского ската и реки Волжского склона, длительное время использовался сухопутный путь по волоку.
В 1811 году было закончено задуманное еще Петром I строительство Тихвинского соединительного канала и ряда шлюзов на многих реках и начато движение судов по этой системе. С Волги путь шел: по Мологе до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское (3 км), реке Соминка (32 км, 8 шлюзов), озеру Сомино (1 км), реке Волчина (10 км, 3 шлюза) – это Волжский отрезок системы, затем на водоразделе по Тихвинскому каналу, пересекающему озера Крупино и Лебедино (6,3 км) и далее путь пролегал по рекам Балтийского ската: реке Тихвинка (158 км, 48 шлюзов), протекающей через озера Еглино (2,6 км) и Озерское (5,2 км), реке Сясь от устья Тихвинки до села Сясьские Рядки (96 км). Здесь путь шел уже по Старосясьскому каналу (11 км), Староладожскому каналу (112 км) и Неве (74 км).
По сравнению с соседними – Мариинской системой (1143 км) и Вышневолоцкой (1440 км), Тихвинский водный путь обладал рядом преимуществ: во‑первых, был самым коротким (от Рыбинска до Петербурга – 924 км) и, во‑вторых, судоходство по Тихвинской системе шло в обе стороны. Недостатком системы была маловодность ее рек, в результате чего применялись только небольшие среднемерные (до 33 тонн) суда – местные «тихвинки» и «соминки».
Тихвинский водный путь соединял Рыбинск и Санкт-Петербург через реки Молога, Чагодоща, Чагода и небольшие реки и озера, зашлюзованные и соединенные каналами. В течение всего XIX века система подвергалась улучшениям. Увеличивалось количество шлюзов: с 18 изначально запроектированных на Тихвинском канале до более чем 70 к концу существования системы. Большие работы проводились для поддержания рек в судоходном состоянии. Появление Тихвинской водной системы стимулировало развитие хозяйства в крае и, в частности, судостроения. Просуществовала Тихвинская система до середины XX века, в настоящее время все гидротехнические сооружения (62 шлюза, а также полушлюзы и плотины) полностью разрушены и присутствуют в виде руин. Немногочисленные остатки шлюзов продолжают ветшать, зарастая травой и становясь все менее доступными для осмотра.
Тихвинская водная система начиналась от реки Мологи, притока Волги. Река Молога в устье достигала в ширину 277 метров, глубина ее колебалась от 3 до 11 метров. Ширина Волги около 530 метров, глубина от 2 до 9 метров.
Выше по течению Мологи в междуречье рек Мологи и Шексны располагалась обширная и знаменитая на всю Россию Молого-Шекснинская пойма. При весеннем разливе рек она почти полностью затапливалась. Когда вода медленно уходила, на лугах оставался плодородный ил, благодаря которому травы ежегодно давали невиданные урожаи сена: с трех укосов можно было собрать по 8 млн. пудов. Сено из этих мест на рынках Москвы и Петербурга считалось лучшим. Вывозилось оно и за границу. Но основная его часть шла на нужды русской армии.
Обильная кормовая база служила основой для разведения крупного рогатого скота молочного направления. Всего поголовье местного стада составляло 100 тыс. голов, из которых 25 тыс. приходилось на лошадей. Маслодельни производили 480 тонн сливочного масла высшего сорта. Сельское хозяйство отличалось такой большой продуктивностью, которая сопоставима с показателями современной Голландии или Франции.
В устье Мологи, в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля, находился одноименный город Молога. Он раскинулся на довольно значительной и ровной возвышенности, протянувшись по правому берегу реки Мологи и по левому – Волги.