Славный парень Робин Гуд
В далёком Шервудском лесу среди вековых дубов живёт благородный разбойник Робин Гуд со своими весёлыми ребятами. Он грабит богатых и помогает бедным, хранит верность королю Ричарду Львиное Сердце и пакостит подлому принцу Джону и его приспешникам.

Такого Робин Гуда мы знаем с детства по книжкам и фильмам. Благодарить за это следует в первую очередь сэра Вальтера Скотта: созданный его талантом образ сошёл со страниц «Айвенго» и отправился в долгое путешествие по массовой культуре. Помогли и другие авторы, конечно. Но ранний Робин Гуд несколько отличается от привычного нам.
Как нередко бывает с устным творчеством, первые дошедшие до нас документальные свидетельства — это не сами баллады, а отсылки к ним в различных бумагах, зачастую очень косвенные. Так, с середины XIII века имена Robinhood, Robehod и Robbehod встречаются в списках нескольких английских судей как прозвища злоумышленников. В 1439 году это же имя встречается в бумаге, представленной в парламент. Согласно документу, некий бродячий преступник Пирс Венейблс, «не имея ни средств к существованию, ни достаточного количества добра, собрал вокруг себя множество злодеев, вооружил их и скрылся на болотах, как если бы это был Робин Хьюд и его люди».

Источники, впрочем, не ограничиваются судебной документацией. В поэме Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», написанной, как принято считать, в 1370-х, появляется, пожалуй, самая ранняя из прямых отсылок к балладам: «…И прямо как люди Роберта суетятся / На праздниках с полными пивными кружками, и наполняют кубки, / И проповедуют всепрощение, чтобы угодить народу».
В другой аллитерационной поэме «Ответ монаха Доу» (датируется обычно самым началом XV века) автор приводит пословицу: «Многие говорят о Робин Гуде, но никогда не стреляют из его лука». А другой священник примерно в то же время в нравоучительной рукописи Dives and Pauper жалуется, что люди предпочитают слушать сказки и песни о Робин Гуде, а не посещать мессу. Тогда же наш герой появляется в рифмованной «Изначальной хронике Шотландии». Её автор Эндрю Уинтонский под 1283 годом сообщает: «Там Маленький Джон и сам Робин Гуд / Лихое устроили братство. / В чащобе Барнсдейл, в лесу Инглвуд / Своё умножали богатство». Около 1460 года появляется ещё одно упоминание — написанная на латыни пометка к периоду правления Эдуарда I на полях хроники «Полихроникон» гласит: «Примерно в это время, по распространённому мнению, некий разбойник по имени Робин Гуд со своими сообщниками наводнил Шервуд и другие законопослушные районы Англии постоянными грабежами».