Фюрер и дуче
В России до сих пор сохранилась советская традиция называть гитлеровцев фашистами. На самом деле между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом есть существенная разница.
Германские национал-социалисты никогда не называли себя фашистами. Если итальянский фашизм «видел свою цель прежде всего в строительстве сильного государства, “Stato Totalitario” как основы обновлённой “Impero Romano”, то главной гитлеровской идеей была ведущая роль расы, расистские основания будущей империи, в создании которой сильное государство было только средством, но никак не самоцелью», — писал историк Карл Дитрих Брахер (ФРГ).
В предвоенные годы существовал своего рода «фашистский интернационал», в рамках которого итальянские фашисты сотрудничали с германскими нацистами и соперничали с ними. Это «сотрудничество-соперничество» отразилось и на взаимоотношениях лидеров — Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера.
В начале 1920-х годов Гитлер был митинговым крикуном крайне правого толка, которого знали лишь завсегдатаи мюнхенских пивных. Муссолини же был лидером Национальной фашистской партии, диктатором, с 1922 года — премьер-министром Италии. После 1936 года его официальный титул звучал так: «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, дуче фашизма и основатель империи». Титул Гитлера был скромнее: с января 1933 года — рейхсканцлер Германии; с августа 1934 года — фюрер и рейхсканцлер; с мая 1935 года — фюрер, рейхсканцлер и верховный главнокомандующий.
Когда Гитлер формировался как политик, он восхищался Муссолини, брал с него пример. А мюнхенский пивной путч 1923 года подражал фашистскому походу на Рим 1922 года. В книге «Майн кампф» Гитлер писал: «Я готов честно признать, что в тот период я был исполнен искреннего восхищения перед великим человеком по ту сторону Альп… Муссолини по праву может быть назван в числе великих мира сего благодаря своей решимости не делить Италию с марксистами, но разрушить интернационализм и спасти от него родное отечество».
Гитлер отправлял Муссолини письма с просьбой прислать ему на память фото итальянского дуче с автографом. Но Бенито не обращал внимания на своего поклонника из Германии: ведь он — «светоч и гений» фашизма, вождь, человек, создавший новую социальную теорию и воплотивший её в жизнь; а Гитлер — малоизвестный баварский шовинист с сумасбродными идеями, к тому же австриец по происхождению.
Дуче считал фюрера сумасшедшим и «чрезвычайно опасным идиотом». Когда два диктатора впервые встретились под Венецией 17 июня 1934 года, Гитлер два часа подряд пересказывал Муссолини книгу «Майн кампф»! Дуче поделился со своим окружением впечатлением, которое на него произвёл фюрер: «Это просто болтливый монах». В узком кругу Муссолини позволял себе и такие высказывания: «Гитлер не слишком блещет умом. Его голова напичкана философскими и политическими ярлыками, причём совершенно бессмысленными».
Отношения между Муссолини и Гитлером изменились после того, как в 1933 году Гитлер пришёл к власти. Дуче испытывал к новоявленному рейхсканцлеру смешанные чувства: с одной стороны, Гитлер был его поклонником и подражателем, с другой — «вставшая с колен» Германия могла представлять угрозу для Италии: под властью Муссолини была слаборазвитая страна; итальянцы не хотели воевать за фашизм и «великую итальянскую империю». У дуче возникло чувство глубокой исторической несправедливости: почему германскому «дегенерату» дано всё, а ему, подлинному «пророку фашистской веры» — ничего?