В поисках равновесия
Почувствовать себя на вершине блаженства, оказывается, можно не только с помощью лайков в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или экспресс-доставки вожделенной вещицы. Пусть лучше вас погружает в это состояние радостного покоя аюрведическая психология
Ещё античные мудрецы понимали, что истинный путь к состоянию блаженства — это путешествие внутрь себя. Этот путь сначала поможет разобраться в себе, а затем и определять свои цели и обязанности, уже находясь в пространстве чистого намерения. Постоянная связь с этой незамутнённой внутренней реальностью позволит чувствовать себя в безопасности, испытывать ощущение радостной целеустремлённости. И будь это что-то важное, как, например, начало новых отношений, или что-то легкомысленное, вроде заказа очередной пары кроссовок, вы чётко и ясно в каждый момент будете осознавать, что и зачем вы добавляете в свою корзину — реальную или виртуальную.
Однако разного рода психологические травмы или ежедневный стресс мешают нам достигать этого внутреннего пространства. Аюрведа (старшая сестра йоги возрастом в 5 тысяч лет) называет это чувство отделённости от себя, от своей сущности, от других, от безграничного источника любви в самой вселенной — праджнапарадха, или иначе — «ошибка понимания». Считается, что именно в ней и заключается глубинная причина разного рода расстройств и заболеваний. Как замечает Джон Дуиляр, эксперт по аюрведе и основатель велнес-клиники и онлайн-магазина LifeSpa, мы часто теряем контакт с нашим внутренним миром, в котором мы только и способны найти истинное удовлетворение. Вместо этого мы гонимся за чем-то искусственным и наносным. В результате наши ум и тело опутаны нашим «эго» — мы идентифицируем себя через физические достоинства, умственные или карьерные достижения. Другие два критерия, приобретающие для нас первостепенную важность, — это материальное потребление (да-да, та самая экспресс-доставка «по требованию») и мгновенное удовлетворение («вот сколько у меня просмотров в Инста (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)!»). Только эти действия, в итоге, способны вызвать у нас хоть какой-то проблеск чувства радости. «Маятник нашей жизни качнулся в сторону «химии вознаграждения»; мы способны испытывать удовлетворение только от каких-то мгновенных сенсорных удовольствий, — развивает свою мысль Джон. — Но маятник, как и положено, рано или поздно качнётся в другую сторону. И тогда переизбыток беспрерывного ублажения «сенсорики» приводит к недовольству и состоянию глубокого душевного истощения. «Химия вознаграждения», которой отравлен ваш мозг, жаждет этих наград снова и снова, пока наконец не возникает чувство зависимости, пока вы не привыкаете к получению этого набора симуляторов удовлетворения». Цикл замыкается.
К сожалению, этот замкнутый круг, точнее движение по нисходящей спирали — явление очень распространённое. По данным ВОЗ, одной из главных причин возникновения разных типов инвалидности стала депрессия, а каждый тринадцатый человек в мире страдает от синдрома тревожности. В целом же, всё это безмерное желание большего — это лишь ещё один вклад в «майю», иначе — «иллюзию реальности». Как поясняет Ларисса Холл Карлсон, практик аюрведы и преподаватель искусства осознанности, каждый сосредотачивается на чём-то внешнем: мы гонимся за внешними удовольствиями, статусом, славой. Но ничто из этого, в конечном итоге, не способно удовлетворить нас или дать нам стабильное ощущение удовлетворения.
Что такое психология по аюрведе
Обширное собрание древнеиндийских текстов под общим названием «Веды» (в переводе с санскрита означает «знание») описывает духовную мудрость, ритуалы и практики для её достижения, в том числе такие, как йога. Аюрведическая психология — это современный ярлык для холистических стратегий, которые позволяют развеять те самые «иллюзии» и избавиться от «зависимостей» и помогают вернуть человека назад к истинной радости и блаженству, к внутреннему пространству истинного намерения. Как говорит Джон Дуиляр, всё дело в том, чтобы перестать отвлекаться на свои «умствования», избавиться от вечной зависимости от чьей-то любви и одобрения. Речь о том, чтобы самому стать этим источником любви, стать самой этой любовью, позволить себе раскрыться, как цветку, чтобы под нежными лепестками обнаружилась ваша истинная сущность, нечто подлинное и постоянное. В канонической индийской литературе это была общая тема, хотя и согласно Дуиляру совершенно иначе сформулированная. В философском трактате «Бхагават-Гита» изложена культовая легенда о воине Арджуне, обездвиженном на поле боя изза его нежелания встречаться в битве с роднёй и друзьями. И тогда господь Вишну появляется в образе возницы колесницы Арджуны, и их беседа разворачивается в каноническое руководство по самоактуализации — выполнять свой долг и отказываться от зависимости от результата. «Конечно, само поле боя, где встречаются Вишну и Арджуна, — поясняет Джон Дуиляр, — это своего рода метафора той битвы, что происходит в нашем сознании: битвы с иллюзиями».
То же предлагает и «Дханур-веда» («Знание о стрельбе из лука») — ведический текст, который иногда воспринимают буквально — как трактат по военному искусству. На самом деле, речь в нём идёт о духовной «стрельбе из лука». Это духовное руководство, призывающее нас погрузиться в состояние спокойного осознания, как поясняет Джон Дуиляр. Он описывает это состояние так: нужно одновременно попытаться стать и «оком» бури, и «ветром» этой бури. «Когда вы натягиваете стрелу воображаемого лука, прицеливаетесь, а после отпускаете, вы в этот момент не имеете никакого представления, где именно она приземлится. И в этом опасность, — уточняет Джон. — Но вот если вы целитесь, предварительно погрузившись во внутреннее состояние спокойствия и невозмутимости, и направляете «лук» в момент глубокой осознанности, то во время выстрела вы совершаете акт трансформации. Тогда в каждое своё действие вы вкладываете своё истинное «я», и в итоге каждому вашему действию сопутствует постоянное чувство удовлетворения».
Три маха-гуны
Чтобы научиться действовать из точки «око бури», нужно прежде всего научиться осознанности. Начинать можно с познания трёх маха-гун (иначе — «великих качеств»). Одна из них — тамас (тама-гуна): воплощает такие свойства, как «инерция», «тяжесть», «тьма». Другая — раджас (раджа-гуна): «движение», «импульс», «возбуждение». И наконец — саттва (саттва-гуна): «чистота», «баланс». Гуны присутствуют во всякой материи, существующей на земле, во всяком нашем опыте, в том числе — в пище, в развлечениях, даже в погоде или в наших мыслях. Чтобы глубже проникнуть в понятие «гуны», представим их на примере воды. Предположим, вот пруд с тёмной стоячей водой, густо заросшей водорослями, — воплощение тамаса. Река со стремительным течением, где вода бурлит на крутых порогах, — это раджас. А в спокойной тихой бухте, где вода с гладкой зеркальной поверхностью — пример саттвы.
«Маха-гуны не могут быть хорошими или плохими. Но они могут быть либо поддерживающим фактором, либо избыточным, либо недостаточным, — поясняет Ларисса Холл Карлсон. — Путь к себе во многом заключается в том, чтобы освобождаться от избыточного раджаса и тамаса, из-за которых мы застреваем в шаблонах. На этом пути мы стремимся найти ту истину, что позволяет двигаться по жизни, осознавая, что всё взаимосвязано».