Загрязнения ума: гнев
Фундаментальным понятием во многих философских системах Востока является понятие «клеша(и)». На Западе при изучении и практике йоги его важность чаще всего опускается. В самих традиционных системах йоги работа с клешами имеет первостепенное значение и нужна для достижения просветления (самадхи, нирваны, сатори, состояния Будды и т.д). Но даже если сегодня мы перед собой подобных целей и не ставим, работа с клешами может объективно сделать нашу жизнь более осознанной и счастливой.
Клеша — это омрачение сознания. Омрачения свойственны всем живым существам, и с точки зрения философии Востока, именно омрачения сознания являются причиной страдания. Чисто технически можно описать клешу как искаженное восприятие.
В своей книге «Европа глазами снежного льва» Кхенпо Кьосанг Ринпоче приводит такой пример, который олицетворяет идею клеш: «Представьте себе очень богатого человека, который внезапно стал бедным, из-за чего он вынужден снимать очень дешевую квартиру. В квартире — только одна комната может быть только с двумя окнами, с одним столом и одним диваном. Как только этот человек входит в комнату, он называет ее ”плохой” и страдает. Теперь вообразите заключенного, который получит эту комнату после освобождения из своей маленькой и скверно пахнущей тюремной камеры. Как будет он рад этой комнате! Ведь в тюремной камере у него вообще не было дивана и окон. Комната — та же самая в обоих случаях. Наше страдание не зависит от вещей, как видите. Оно даже не зависит от восприятия, потому что оба человека видят те же самые окна. Оно зависит только от нашей способности называть вещи ”плохими” и страдать от того, что они ”плохие”». Значит ли это то, что нам нужно отсидеть в тюрьме, чтобы затем легко радоваться мелочам? Конечно же, нет. То, как мы воспринимаем, называем вещи и ситуации, зависит от нашего предыдущего опыта, но зависит это именно от той «привычки» восприятия, которую мы в себе сформировали. Эти «привычки» и есть клеши. Они искажают наше восприятие реальности и заставляют нас видеть страдание и счастье там, где их нет. И если мы видим, что-то «плохое», там где его нет на самом деле, это уже само по себе «плохо» для нас, и это очевидно. А вот в ситуации, когда мы видим счастье, там где его нет, чуть сложнее. Такое искажение восприятия заставляет нас стремиться к тому, что в конечном итоге дает лишь временное ощущение счастья, а как следствие приводить к разочарованиям и неудовлетворенности. Важно понимать, что практикующий, который устраняет клеши, не становится бесчувственным, но вместо гнева в нем проявляется естественная любовь и сочувствие, он обретает внутреннее счастье и гармонию.
Понятием «клеши» оперируют в той или иной степени все йогические традиции. Но смысловое наполнение этого термина может отличаться. Например, корневым омрачением считают неведение. Под неведением понимается непониманиие своей природы, своей сути: ложное отождествление себя с телом и грубым умом. Индийские традиции йоги будут утверждать, что истинная природа индивидуума — это атман, а буддистские традиции придерживаются позиции, что и атман — это тоже иллюзия. Так же и пути работы с клешами будут разными. Мы не будем вдаваться в энциклопедические подробности и рассмотрим исключительно буддистские принципы работы с клешами, опираясь в первую очередь на буддизм Махаяны.