Как бывшие топ-менеджеры Delivery Club и «Газпрома» зарабатывают на переездах и хранении вещей московских хипстеров
30-летние москвичи не готовы тратить целые выходные на переезд и торговаться с грузчиками: им нужен сервис «под ключ», который умещается в мобильное приложение. Первыми в России это поняли основатели «облачного» склада «Чердак» и за неполный 2020 год выручили на «умных» переездах и хранении вещей 112 млн рублей.
Forbes продолжает постоянную рубрику «Бизнес-план». Мы берем за основу форму реального делового документа и оживляем ее историями наших героев-предпринимателей от первого лица.
Очередными героями рубрики стали основатели сервиса для переездов и «облачного» хранения вещей «Чердак» Константин Захаров и Мердан Дурдымурадов — бывшие топ-менеджеры Delivery Club и «Газпрома», которые первыми в России объединили решение всех связанных с переездом проблем в одном приложении, привлекли $2,5 млн инвестиций и получили 112 млн рублей выручки в неполном 2020 году.
Идея бизнеса
Идея появилась у нас в марте 2018 года. Мы вдохновились американской компанией Clutter.com — сервисом хранения вещей с доставкой. Они к тому моменту подняли существенные инвестиции — суммарно около $100 млн с 2015 года.
Параллельно мы смотрели на разные проекты с похожей идеологией — Alfred, Qlean, Delivery Club, Яндекс.Такси и хотели встать с ними в один ряд. Выбрали именно хранение, потому что в этом сегменте были устаревшие практики: кондовая услуга, которую можно преобразить с помощью нового сервисного подхода. Нам хотелось делать революцию, а не очередную компанию на развитом рынке.
Идея показалась нам одновременно простой и логичной: представьте, к вам приходят люди, все упаковывают, а потом вещи «испаряются» и оказываются в вашем смартфоне. И материализуются обратно, когда вам нужно.
Так мы решили сделать городской сервис по хранению вещей с доставкой, который поможет разгрузить московские квартиры от лишних предметов, но при этом не будет требовать усилий от клиента, кроме нажатия пары кнопок в приложении.
Мы понимали, что речь только про Москву: в регионах нет достаточного спроса. Позже эти гипотезы подтвердились.
Какую проблему решает бизнес
Мы создали сервис «облачного хранения» — когда человек может сдать свои вещи или получить их обратно в один клик. Муверы «Чердака» сами приедут и упакуют нужные предметы, сами отвезут их на склад, сфотографируют и загрузят в личный кабинет клиента. А по первому запросу вернут все или отдельные позиции обратно.
На старте мы пытались объяснить клиентам финансовую выгоду облачного хранения так: если хранение всех вещей с балкона площадью в 6 кв.м. стоит в «Чердаке» 1990 рублей в месяц, то аренда этой же площади в московской квартире стоит около 6000 рублей в месяц. Разница в том, что у вас или уютный, чистый балкон, на котором можно пить кофе, или балкон, заваленный вещами или покрышками.
Москву мы взяли как стартовую точку, а позже планировали расширяться в Европу, мечтали о глобальной экспансии. От идеи про Европу мы в итоге отказались — нашли аналитику по рынку, и оказалось, что у наших конкурентов там дела существенно хуже: в два раза меньше выручка и клиентская база. Бизнес в Европе сложнее — высокие налоги, дорогие сотрудники, высокое проникновение на рынок классического хранения вещей, что обостряет конкуренцию и увеличивает стоимость привлечения клиентов.
Рынок переездов в Москве мы оцениваем в 15 млрд рублей в год. При этом переезды «под ключ», которым занимаемся мы, это где-то 20% от этой суммы, то есть около 3 млрд рублей в год
Со временем мы решили закрыть не только потребность в хранении, но и взять на себя задачи, связанные с переездами. На эту мысль нас натолкнули клиенты, которые интересовались, можно ли сдать вещи на короткий срок, вернув их в другой локации. Плюс были клиенты которые «обманывали систему», сдавая вещи на один день и тут же их возвращая. В итоге мы предложили всем им услугу переездов «под ключ» — когда можно вызвать наших муверов, которые сами все соберут, упакуют (упаковки около 15 видов, включая пленку, «пупырку», картонные коробки разных размеров, одеяла и т.д.) и погрузят в машину, сами довезут куда нужно, сами выгрузят и расставят, как вы хотите.
Рынок перевозки оказался смежным, но при этом еще более дремучим: вместо фиксированной цены конкуренты предлагали почасовую плату, и клиент никогда не понимал, сколько в итоге будет стоить переезд. Грузчики часто намеренно тормозили процесс, чтобы намотать больше часов, или предлагали рассчитаться «в серую». Потому мы сразу от этого отказались, выбрав фиксированную стоимость за переезд: чтобы было спокойнее клиенту, а у муверов была мотивация закрыть заказ в оперативный срок.
Описание рынка
На момент нашего запуска существовали сети складов с классической схемой хранения, так называемые self storage. Работали они так: клиент самостоятельно упаковывает и привозит свои вещи на склад, снимает фиксированную по размеру ячейку, подписывает договор на месте. Таким образом, финальную цену заранее клиент не знал.
Сейчас в Москве около 220 000 кв. м. боксов, которые сдаются в аренду клиентам для хранения вещей, средняя стоимость 1 кв.м. такой площади — 17-18 тыс. рублей в год. С учетом того, что около 90% таких площадей занято, объем рынка составляет около 3,5 млрд рублей в год. При этом столичный рынок растет на 10–20% ежегодно. И это только классический сегмент хранения, не считая переезды.