Угроза автомобилям и шуруповертам: сможет ли Россия справиться с дефицитом лития
Стратегически важный металл литий, необходимый для производства аккумуляторов, в России до сих пор не производится. Импорт тоже стал проблемным, поскольку в 2022 году ключевые поставщики отказались от сотрудничества. Российское правительство возродило идею разработки собственных месторождений, однако ожидаемые сроки ввода первого из них относятся к 2026 году. Когда и в каком объеме Россия сможет производить литий и грозит ли стране его дефицит?
Литий применяется в самых разнообразных отраслях: в металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов, в оптике — для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей, в ядерной энергетике и атомной технике при помощи лития получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Однако львиная доля металла уходит на производство литий-ионных аккумуляторов.
«Сегодня в каждой семье есть шуруповерт, пылесос и даже несколько пауэрбанков на всякий случай», — наглядно описывает сферы применения лития председатель Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов (Ассоциация РМ и РЗМ) Руслан Димухамедов.
До недавнего времени во всем мире спрос и цены на литий летели вверх, но в 2023 году, по словам собеседников Forbes, цены обвалились, поскольку рынок достиг перенасыщения. Везде, кроме России, которая в 1990-е прекратила производить собственный литий из-за нерентабельности, а сейчас лишилась привычных поставщиков.
Взлет и падение лития
В связи со стремительным ростом спроса на литий добывающие предприятия во всем мире в 2023 году наращивали производственные мощности, отмечает Геологическая служба США (USGS). Рост предложения лития начался в 2022 году, в первую очередь в связи с ростом производства в Китае, и уже в 2023-м дефицит предыдущего года сменился профицитом. Мировые поставки лития в 2023 году превысили спрос, который формируют производители аккумуляторных батарей для электромобилей, что и привело к переизбытку, повлиявшему на ценообразование, подтверждает Reuters. Завершение в 2022 году китайской правительственной программы субсидирования электромобилей и более слабые, чем ожидалось, их продажи в мире привели в прошлом году к резкому снижению цен.
Литий, используемый в аккумуляторах, выделяется из карбонатов и гидроксидов этого металла, в этих формах он в основном добывается и торгуется. По подсчетам USGS, спотовые цены на карбонат лития в Китае, крупнейшем мировом потребителе этого продукта, снизились с $76 000 за тонну в январе 2023 года до $23 000 в ноябре. Интернет-издание Сarbon Credits приводит похожие данные: цены на карбонат лития в Китае упали с рекордно высокого уровня в $81 360 за тонну в ноябре 2022 года до $20 782 за тонну в феврале 2024 года, и это самый низкий уровень за последние два года, отражающий снижение на 67% в годовом исчислении. По данным Лондонской биржи металлов (LME), цены на гидроксид лития продолжили падение: с $14 898 за тонну месяц назад цена опустилась до $13 250 за тонну по состоянию на 15 февраля.
«Два года назад рынок был перегрет, и это понимали все, и сейчас он переходит в стадию коррекции», — отмечает Димухамедов. Он напоминает, что с середины 2010-х годов рынок электромобилей вырос, а вслед за ним и потребление лития, которое почти утроилось, увеличившись с 32 000 т в пересчете на чистый металл в 2015 году до 95 000 т в 2019-м. «Освоенных месторождений перестало хватать, и цены пошли в резкий рост, но не только и не столько из-за потребителей, сколько из-за биржевых игроков, — говорит Димухамедов. — Все это подогревалось заявлениями европейских властей о полном отказе от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания чуть ли не с 2030 года. Однако рост спроса на электромобили замедлился, в то время как мощности по добыче лития уже выросли».