«Урал» для «Коралла» или «Коралл» для «Урала»

Наука и техникаHi-Tech

Большой корабль без большого плавания

Константин Ришес

Модель корабля. Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» класс С-6А. Источник: Верфь на столе

Нет повести печальнее на свете...
Уильям Шекспир

Для чего он был нужен

Где-то на стыке 70-х и 80-х годов прошлого века напряженность в советско-американских отношениях приближалась к своему апогею. США угрожали Союзу вполне реальным новым поколением стратегических ядерных ракет и одновременно мифической системой ПРО космического базирования. СССР был вынужден, хоть и из последних сил, принять вызов. Естественно, прежде всего были задействованы все виды разведки. Одним из особо интересующих советских стратегов объектов стал атолл Кваджалейн – расположенные в глухом углу Тихого океана почти в 4 тыс. км к югу от Гавайев сотни коралловых островов. Здесь, вдали от чужих глаз, американцы создали научно-исследовательский ракетный центр и полигон, сразу же ставшие объектами, вожделенными для советской разведки.

«Урал» для «Коралла» или «Коралл» для «Урала»

Чтобы иметь свои глаза и уши поближе к интересующему объекту, с учетом того, что ни одной советской базы поблизости не было, советское руководство задумало снарядить в океан корабль, который стал бы плавучей платформой для многофункциональной радиоэлектронной разведки.

Имевшиеся у Министерства обороны корабли измерительного комплекса (КИК), такие как «Академик Сергей Королев», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров»), не имели активных радиолокаторов, поскольку предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.

Учитывая географические обстоятельства, задуманный корабль должен был иметь высокую автономность и запас хода. Обеспечить это мог только корабль с ядерной энергетической установкой.

К работам по созданию многоцелевого информационно-разведывательного комплекса морского базирования «Коралл» приступили еще в 1975 году. В 1977 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании большого разведывательного корабля, оснащаемого «Кораллом». Головным предприятием по теме стала межгосударственная акционерная компания «Вымпел» – предприятие в системе Минрадиопрома. Главным конструктором проекта в целом стал известный специалист в области радиолокации Михаил Архаров. Перед его командой («архаровцами») встала задача – создать аппаратуру наблюдения, которая могла бы отслеживать ракетные пуски и фиксировать максимум информации, включая тип ракеты-носителя, дальность стрельбы, координаты старта и цели, количество разделяющихся боевых блоков, излучаемую телеметрическую информацию и даже, по некоторым сведениям, химический состав ракетного топлива. Кроме того, оборудование будущего океанского разведчика предназначалось для обнаружения различных воздушных, надводных и подводных целей, перехвата каналов связи, а также для слежения за объектами на околоземной орбите. В состав «Коралла» входила, в частности, многоканальная корабельная РЛС «Атолл» сантиметрового диапазона и оптикоэлектронный комплекс «Лебедь», который мог вести наблюдение как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. При этом в камере оптического наблюдения использовалось зеркало диаметром 1,5 м. В создании комплекса участвовала практически вся страна: НИИ, КБ и производственные предприятия 18 союзных министерств.

«Архаровцы» непосредственно свою задачу выполнили, создав на базе новейших достижений советской вычислительной техники комплекс с огромным количеством функций. На берегу комплекс смотрелся прекрасно, а вот с тем, как «втиснуть» его в параллельно проектируемый другим ведомством и уже заложенный корабль, возникли серьезные проблемы. Найти общий язык с корабелами оказалось непросто.

Руководитель службы стандартизации ЦКБ «Айсберг» вспоминал: «Сложность рабочего проектирования и без того непростого корабля усугублялась тем, что основной радиоэлектронный комплекс «Коралл», для которого создавался корабль, разрабатывался Минрадиопромом одновременно и параллельно с кораблем. При этом разработчики комплекса не всегда осознавали проблемы, связанные с существенными переделками в рабочем проекте, и их возможное негативное влияние на мореходные и иные качества уже спроектированного корабля. А изменения в системе «Коралл» шли нескончаемым потоком, при этом они зачастую касались не только документации. Нередко приходилось переделывать конструкции, уже воплощенные в металле и прошедшие этап испытаний. Это крайне негативно отражалось на взаимоотношениях проектантов с заводом-строителем. Тем не менее надо отдать должное корабелам за то, что ни конструктивный, ни архитектурный облик корабля от этих изменений не пострадал».

Атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал». Источник: ЯПлакалъ

Корабелы и электронщики в поисках компромисса

Старт проекту 1941 «Титан» (эти четыре роковые для еще живущего поколения россиян цифры потом будут не раз вспоминать в связи с несчастной судьбой корабля) был дан в 1974 году: тогда к проектированию атомохода для «Коралла» приступило ленинградское ЦКБ «Айсберг» – автор всемирно известных атомных ледоколов серии «Арктика». Первым главным конструктором корабля, названного ССВ-33 «Урал», стал Александр Василевский. У американцев будущий корабль получил малопочтенный для русского слуха шифр «kapusta». В 1978 году Василевский ушел из жизни, и его сменил Владимир Тарасов. Первоначально аппетиты Архарова были непомерны: для размещения своей аппаратуры и персонала он хотел бы получить корабль длиной 400 м. Это метров на 70 длиннее американского атомного авианосца класса «Nimitz» и всего на 58 м короче самого длинного в мировой истории судна – норвежского супертанкера «Knock Nevis». Такое требование выполнить было выше возможностей советского судпрома. Начались непростые поиски компромисса. Сошлись на 265 м, и это для корабелов была предельная цифра. Когда уже спущенный на воду «Урал» потребовалось поместить в Кронштадтский док, выяснилось, что батопорт (ворота дока) за ним попросту не закрыть. Пришлось экстренно изготовить новый батопорт, слегка выгнутой наружу формы, чтобы прикрыть выступающую из дока корму этого монстра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
«Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались «Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались

Про уголовное дело, быт в тайской тюрьме и планы на будущее

Forbes
Голос Нагиева Голос Нагиева

Дмитрий Нагиев — о том, что волнует каждого мужчину

Men Today
Чай, сжигающий жир на животе: какой напиток выбрать и как его правильно пить Чай, сжигающий жир на животе: какой напиток выбрать и как его правильно пить

Есть продукты, ускоряющие избавление от висцерального жира

VOICE
Электрическое сопротивление Электрическое сопротивление

Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

Монокль
Чужд нам берег заморский Чужд нам берег заморский

В этом году россияне остались без иностранных ценных бумаг

Деньги
Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета

Как же все-таки полюбить вновь? Рассказывает психолог

Psychologies
Полная гармония Полная гармония

Квартира с яркими цветовыми сочетаниями и оригинальными дизайнерскими приемами

Идеи Вашего Дома
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера

Почему некоторые люди притягивают настолько сильно, что становятся партнерами?

Psychologies
Плохие гены, огромные деньги: шесть мифов о приемном родительстве Плохие гены, огромные деньги: шесть мифов о приемном родительстве

Зачем рассказывать ребенку правду о кровных родителях, сколько получают опекуны?

Forbes
Матери и сыновья: откуда такая любовь Матери и сыновья: откуда такая любовь

Исследуем феномен отношений матерей и сыновей

Psychologies
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь» Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь»

Актриса Фанни Ардан о русской культуре и фильме «Дворец»

Grazia
России нужны станки, дороги и умные люди России нужны станки, дороги и умные люди

Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях

Монокль
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Пока все дома Пока все дома

Что стоит за страстью к порядку?

Лиза
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Банкам недокладывают денег? Банкам недокладывают денег?

Банковский сектор перешел в состояние дефицита ликвидности

Монокль
У мышей может быть способность к самопознанию У мышей может быть способность к самопознанию

Мыши смогли пройти зеркальный тест

ТехИнсайдер
Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion

Почему маленький кроссовер Volkswagen не может привлечь покупателей

4x4 Club
В поисках альтернативы В поисках альтернативы

Нередко самая вкусная еда, одновременно является самой вредной. Как быть?

Лиза
Атмосферная старина Атмосферная старина

Аутентичный, атмосферный интерьер, где много воздуха и архитектурных конструкций

Идеи Вашего Дома
7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно 7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно

Перечисляем неочевидные моменты, которых стоит категорически избегать за рулем

Maxim
История ритуального убийства История ритуального убийства

Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

Монокль
Открыть в приложении