ВОЗмутительная политика
Подходы к борьбе с табакокурением, реализуемые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), сегодня все больше напоминают средневековую охоту на ведьм. Подготовленный антитабачными организациями и опубликованный на сайте организации в ноябре Глобальный табачный индекс 2023 — пример переноса реализуемых ВОЗ попыток вмешательства в законотворчество сторон Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ), например, через модельное законодательство на уровне СНГ, на табачную отрасль, формулируя запретительный дискурс в отношении никотинсодержащей продукции. При этом ВОЗ не принимает в расчет результаты научных исследований, статистические данные и мнение врачебного сообщества, которые расходятся с позицией организации в отношении различных видов никотинсодержащей продукции.
Продуманный подход против девятикратного запрета
ВОЗ поддержала Global Tobacco Industry Interference Index 2023 (таково полное название документа, при этом интересно отметить, что в 2021 году была опубликована его версия на русском языке, а в 2023 году это не посчитали нужным) и содержащиеся в документе рекомендации правительствам стран, являющихся сторонами РКБТ, для формирования стратегий общественного здравоохранения. Все девять рекомендаций — категорические запреты. Правительства должны запретить табачной индустрии все что можно — благотворительность, пожертвования, практики корпоративной социальной ответственности, любые виды взаимодействия с органами власти. Другими словами, ВОЗ рекомендует правительствам стран, принявших РКБТ, изменить законодательство, чтобы бороться с предполагаемым изменением законодательства со стороны табачной отрасли. Такие изменения предлагается вводить с учетом заранее подготовленных некоммерческой организацией положений. Эта некоммерческая организация, Stopping Tobacco Organizations and Products (STOP), создана фондом Bloomberg Philanthropies, то есть существует на средства глобального посла ВОЗ по борьбе с неинфекционными заболеваниями и травматизмом, троекратного мэра Нью-Йорка в прошлом и одного из богатейших людей мира Майкла Блумберга. Независимая научная оценка предложенных организацией рекомендаций на сайте ВОЗ в настоящий момент не опубликована. Предлагаемый связанной с Блумбергом НКО подход, поддержанный ВОЗ, одновременно полностью противоречит положениям РКБТ и при этом полностью соответствует реализуемой политике ВОЗ по борьбе с курением, которая базируется исключительно на запретах. Но если запрет на доступ несовершеннолетних к никотинсодержащей продукции ни у кого не вызывает вопросов и может только приветствоваться, то в случае с совершеннолетними курильщиками с сильной никотиновой зависимостью запреты, как показывает глобальная и российская практика, не действуют.
Статистика показывает, что число курильщиков в мире растет вместе с ростом населения планеты. В статье международной группы ученых, опубликованной в июне 2021 года в британском рецензируемом медицинском журнале Lancet, приводятся следующие цифры: в 1990 году в мире было 0,99 млрд курильщиков, в 2019 году — 1,14 млрд. Это самый высокий в истории показатель. По мнению авторов статьи, в случае, если не будут приняты действенные меры, число смертей и болезней, связанных с курением табака, в ближайшие десятилетия будет расти. По данным Eurostat, в 2019 году 76% курящих ежедневно жителей Евросоюза имели стаж курения, превышающий 10 лет.
Учитывая увеличивающуюся долю людей с зависимостью и, очевидно, невысокую эффективность запретительных мер на длинной дистанции, возникает вопрос: а есть ли прочие способы борьбы с эпидемией табакокурения? И такие способы существуют. В Великобритании, например, с 2010 года по настоящее время акцизы на табак выросли с £119,03 до £294,72 за 1 тыс. сигарет. Но одновременно правительство более чем в два раза увеличило бюджетное финансирование служб, способствующих отказу от курения, и проявило гибкий подход к антитабачной кампании, основанной на концепции модификации рисков и самых современных научных данных. В 2014 году в Великобритании впервые появилась электронная бездымная никотинсодержащая продукция. Использование электронных систем доставки никотина способствовало снижению числа курильщиков сигарет и росту числа тех, кто полностью отказался от вредной привычки. По оценке исследователей из Университетского колледжа Лондона, в 2017 году благодаря бездымным продуктам бросили курить 50–70 тыс. англичан. Распространенность курения в Великобритании в 2022 году составила 12,9% — это самый низкий показатель за всю историю.