Секретом здоровья и энергичности Веры Васильевой было отсутствие злости

Коллекция. Караван историйРепортаж

Верю в Веру! Воспоминания о Вере Васильевой

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Александра Авдеева

«Я уверена, главным секретом здоровья и энергичности Веры Кузьминичны Васильевой было отсутствие злости, зависти, ревности и сожалений в ее характере и натуре. Перечисленного актриса, кажется, не испытывала никогда. Она не хранила в памяти, не перебирала на досуге имена тех, кто не дал ей роль 20 лет назад. Я бы сказала — Вера Кузьминична этого искренне не помнила. Высший пилотаж!» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

С Верой Васильевой мы познакомились 11 лет назад. Признаюсь, что, когда я впервые шла к ней на интервью, ни в одном театральном спектакле ее еще ни разу не видела. Но, конечно, смотрела «Сказание о земле Сибирской» и «Свадьбу с приданым», где у актрисы прекрасные, выразительные роли. Веру Кузьминичну часто можно было увидеть по телевидению, в различных телепрограммах, но, когда в коридоре Театра сатиры я встретила сияющую, подтянутую женщину, в ярком алом жакете, с укладкой и маникюром, на вид лет пятидесяти, не могла поверить своим глазам.

Владимир Дорофеев, Любовь Кузьмичева, Владимир Ушаков, Вера Васильева в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год. Фото: из архива В. Васильевой

Наш разговор начался в гримерной, и как-то так получилось, что уже через полчаса Вера Кузьминична сказала: «А поедемте ко мне домой! Там чаю выпьем и договорим». Квартира актрисы встретила меня множеством фото Васильевой на стенах, в самых разных образах и ролях, и какой-то особенной, уютной атмосферой. А еще везде были цветы. Чтобы уместить все букеты поклонников, подаренные после очередного спектакля, Вере Кузьминичне приходилось использовать ведра. О хозяине дома, муже актрисы, актере Владимире Ушакове, которого не стало за год до того дня, напоминал уголок, где были его портреты, иконки, свежие цветы в вазе. На кухне дремал обожаемый котик Филимон, подобранный когда-то на улице. Мы попили чай, разговорились о личном. Вера Кузьминична достала из шкафа и показала мне белое свадебное платье, привезенное из Парижа, в котором она отмечала золотую свадьбу. Я была совершенно очарована, поражена... Мне думалось: «Вот он, пример для любой женщины, как сохранить молодость, красоту и живой ум».

Фото: Марк Штейнбок/«7дней»

Мы стали общаться, я все чаще приходила в театр, по многу раз смотрела все ее спектакли, наблюдала порой, как актриса репетирует, как готовится к выходу на сцену. Больше всего удивляло, что актриса всякий раз волнуется, словно 18-летняя дебютантка. И когда после спектакля Вера Кузьминична спрашивала меня: «Ну, как я сыграла? Не так плохо? Только говорите правду», я знала — это не кокетство. Ей не нужна была лесть. Она действительно хотела убедиться, что все еще может выходить на сцену и наравне с партнерами играть, не снижая планку. А ведь Вера Васильева успела отметить 75-летие своей работы в Театре сатиры. Подумать только, 75 лет на одной сцене! Все эти годы она хранила верность театру, несмотря на то что времена бывали разные, порой ей приходилось очень нелегко. Годы простоя, отсутствие интересных ролей. Меня всегда поражает, что, вспоминая об этом, Вера Кузьминична никого не винила, рассуждала здраво и просто: «Я никогда не умела толкаться локтями, требовать для себя ролей. Надо говорить прямо: я не обладала какой-то особенной, яркой красотой. Кроме того, в репертуаре театра не было романтических пьес. Я играла советских девушек. Не тех героинь, о которых мечтала в молодости...» Никогда в жизни не слышала чего-то подобного от других актрис. Ответственное, трепетное отношение к своему делу. В определенный момент в Театре сатиры исчез из репертуара спектакль, который она с коллегами играла семнадцать лет. Семнадцать лет! Мало какие спектакли проживают столь долгую жизнь, и вот, казалось, случилось закономерное. Но, придя к Вере Кузьминичне, я вдруг по ее лицу поняла, что... она пережила тяжелую утрату. Это был траур. Так актриса в душе провожала полюбившуюся роль...

Вера Васильева и Александр Ширвиндт в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»,
Театр сатиры, 1970 год. Фото: из архива В. Васильевой

Надо сказать, что, получив все возможные звания, премии и ордена, Вера Васильева вела себя предельно скромно. Помню, когда ехали с ней в Малый театр, на мероприятие, она вдруг стала искать в сумочке пропуск. «Зачем вам пропуск? Вы же играете в этом театре уже пять лет!» (Вера Васильева играла в Малом театре в спектакле «Пиковая дама». — Прим. ред.) — «Но, если спросят, я должна показать...» Вера Кузьминична не рассчитывала, что ее всегда и везде узнают. Просьба показать пропуск или простодушный вопрос новенького вахтера «А вы кто?» не вызывали у нее бурю эмоций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож Курьера-инвалида уволили после жалобы клиентки: почему люди так боятся тех, кто на них не похож

Почему иногда мы так сильно хотим избавиться от тех, кто не похож на нас?

Psychologies
Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале

Масон, заговорщик, бездарный полководец, «выезжавший» за счет чужих достижений?

Вокруг света
Где начинались эпидемии чумы, поражавшие античный мир Где начинались эпидемии чумы, поражавшие античный мир

Был ли Египет источником распространения патогенов в Средиземноморье?

ТехИнсайдер
Творческий прорыв Творческий прорыв

Как выйти из зоны комфорта с помощью креативности

Yoga Journal
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
«Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды» «Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды»

Как фотопластинка впервые помогла открыть новую звезду

N+1
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Аркадий Райкин Аркадий Райкин

Аркадий Райкин, артист эстрады, сатирик, скончался 17 декабря 1987 года

Правила жизни
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и техника
Растениеводы вновь теряют маржу Растениеводы вновь теряют маржу

Зарегулированность отрасли, низкие цены на продукцию и активный рост затрат

Агроинвестор
«Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре» «Жаль, нам редко позволяют в хулиганить кадре»

Агате Муцениеце есть чем похвалиться перед другими и за что похвалить себя

OK!
Как удержать наступление по всему киберфронту Как удержать наступление по всему киберфронту

Обстановка увеличивает риски для российской информационной инфраструктуры

Монокль
Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать

Программа Space Shuttle угодила в ловушку

Монокль
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена

Теперь электронный парамагнитный резонанс можно измерять и с одной молекулы

N+1
«Мода — это язык мира» «Мода — это язык мира»

Карина Нигай о пути в моду, любимых брендах и новых целях

OK!
Как почистить духовку, не используя агрессивные химикаты: 7 простых способов Как почистить духовку, не используя агрессивные химикаты: 7 простых способов

Как очистить духовку, если дома не оказалось специальных средств?

VOICE
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
Требуется производство! Требуется производство!

Интеллектуальные цифровые платформы могут повысить эффективность промышленности

Монокль
Как получить оргазм: 5 рекомендаций гинеколога Как получить оргазм: 5 рекомендаций гинеколога

Простые и действенные рекомендации врача о том, как испытать оргазм

Psychologies
Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом Физики обжали скирмионную струну хопфионным кольцом

Физики пронаблюдали образование хопфионных колец вокруг скирмионных струн

N+1
Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Инструкция для скромниц Инструкция для скромниц

О том, как без стеснения обсуждать интимные фантазии с партнером

Лиза
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
О свойствах страсти О свойствах страсти

Поэт Лев Рубинштейн всю жизнь исследует страсти, которые нас (и его) обуревают

СНОБ
Половина средневековых скандинавов пострадала от кариеса Половина средневековых скандинавов пострадала от кариеса

Кариес — проблема не только современных людей

N+1
Рынок жилья охлаждают Рынок жилья охлаждают

Правительство ввело ограничения в программы льготной ипотеки

Монокль
Открыть в приложении