Создать нельзя заимствовать
Последние десять лет мы каждый сезон слышим, как кто-то у кого-то что-то украл в такой-то коллекции. И эти же самые десять лет мы регулярно пишем о том, что вся новейшая мода насквозь цитатна, построена на заимствованиях и вообще представляет собой этакий подвижный палимпсест. Но вопрос, что такое для современной моды заимствования, никак не покидает пространство фэшн-дискуссий: зло, с которым надо бороться, или просто рабочий инструмент?
Отчетливо помню, как это начиналось в 2013 году, когда «группа наблюдения за модой» Diet Prada в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) (Запрещенная в России социальная сеть. – Прим. Grazia), только подбиравшаяся тогда к своей нынешней популярности и влиятельности, написала, что короткие норковые шубки в маках из актуальной весенне-летней коллекции Prada, от которых тогда все сошли с ума, Миучча Прада взяла из творчества Андре Куррежа 60-х годов.
Именно на этом и нескольких подобных разоблачениях (например, Фиби Файло, скопировавшей пальто у Джеффри Бина для Ce7line) Diet Prada и начали зарабатывать репутацию главных поборников справедливости в том смысле, какой вкладывает в нее левый американский мейнстрим. Тогда я и написала свой первый текст на тему копирования, заимствования и воровства идей в моде.
Но особенно громко зазвучал этот мотив пару лет спустя, когда на авансцену вышел Демна Гвасалия со своими первыми коллекциями Vetements, которые по сути дела вышли из архивов дома Martin Margiela, в котором Демна успел поработать уже после ухода основателя. Настоя щий прецедент, когда эстетика целого бренда была построена на откровенном копировании, и прецедент вполне удачный, принесший Демне работу художест венного директора Balenciaga. С тех пор разговоры про копирование возникают в фэшн-мире с регулярностью прилива и отлива. Есть ли в них сейчас какой-то смысл?
Вообще-то очень хочется сказать «нет». Нет, ничего нового не происходит, современная мода, построенная на прямых цитатах и заимствованиях, «мода готового слова» с нами давно. Более того, последнее более-менее оригинальное десятилетие было 30 лет назад, то есть в 90-е, с тех пор мода только и делает, что повторяет какие-то декады XX века, та сует винтажные патчи, и в каждом большом бренде есть специальные люди, эти винтажные образцы собирающие и систематизирующие. Более того, целые карьеры за послед нее десятилетие были выстроены на почти дословном повторении: кроме упомянутого