Крадущийся тигр, возбудившийся дракон
Пока Европа отдаляется, Азия становится все ближе. Но есть ли у наших отношений будущее? Попытались проникнуть в загадочную восточную душу через отношение к телу. Рассказываем, какую роль играет секс в Японии и Китае.
Философия секса
Пока Европа отдаляется, Азия становится все ближе. Но есть ли у наших отношений будущее? Попытались проникнуть в загадочную восточную душу через отношение к телу. Рассказываем, какую роль играет секс в Японии и Китае. На протяжении столетий физическая близость в Азии воспринималась обыденной потребностью человека — наравне с пищей и сном. Секс — это естественно, как сама жизнь. Древние мыслители наблюдали за природой и видели слияние двух начал — темного и светлого, женского и мужского, Луны и Солнца. Когда с неба на землю падают капли дождя, для даоса это лучшая аллегория взаимодействия небесного мужского ян и женского земного инь. Чистый секс.
Даосизм сформировал отдельную традицию эротологии: секс — это поединок полов. Правильная техника позволяет мужчине не только сберечь собственную жизненную энергию, но и забрать ее у женщины, если хватает навыков.
Эта традиция сохранилась даже с приходом коммунистических идей. Так, пламенный революционер Мао Цзэдун, выступавший против традиционной китайской культуры, несомненно, был знаком с даосскими эротологическими трактатами: мемуары его личного врача свидетельствуют о том, что даже в тяжелых полевых условиях он был окружен девушками.
Интересно, что и сами трактаты часто написаны от лица женщин. Схема интригующая — «одна таинственная дама рассказала даосу секреты секса, он спрятал их и не хочет делиться, потому что иначе женщины победят и поработят мужчин».
Традиционная японская религия — синтоизм — считает секс благом. Убедительной иллюстрацией этого утверждения служат японские фестивали Хонэн Мацури (праздник плодородия) и Канамара Мацури (фестиваль железных пенисов). Оба праздника начинаются с синтоистского парада, участники которого несут огромный фаллос. На улицах продаются конфеты фаллической формы, сувениры и пельмени, а вокруг тысячи горожан поют, танцуют, едят и знакомятся.
Распространение буддизма в Азии в VII–IX веках на отношение азиатов к сексу повлияло мало. Не имея абсолютных этических норм, буддизм негативно относится к излишествам — но в личную жизнь своих последователей не вмешивается.
Другое дело — роль конфуцианства: его прагматический подход к балансировке интересов в обществе и оптимизации общей пользы «сдвинули» секс в запретную зону. Конфуций ничего не писал о любви и страсти: он был великим архитектором, строил государства и продумывал принципы совместного существования миллионов людей. Но, как многие великие философы, споткнулся о натуру человека, который после великих свершений возвращается домой и ищет тепла, а не философских рассуждений.
Искусство позы
Работы китайского художника Чжоу Фана (730–800 годы) во времена эпохи Тан (618–906 годы) не только украшали дворцовые апартаменты, но и сохранили для истории сцены из жизни двора и обитательниц гарема. Позы персонажей его работ раскованны, наряды изысканны, а телесная красота — в фокусе внимания: напудренные лица, тонкие запястья, изящные кисти рук, груди под чуть распахнутым кимоно. Стиль Фана стал основой для формирования отдельного направления эротической гравюры. В Японии его называют сюнга, или «весенние картинки», где иероглиф «весна» в широком толковании используется и для обозначения всей сексуальной сферы человеческой жизни.
«Весенние картинки» считались лучшим подарком молодоженам. Часть гравюр в подарочных альбомах изображала реалистичные ситуации, другая была более фантазийной — невозможные позы любовников были не руководством к действию, но поводом разбудить воображение. Жанр сюнгу многократно пытались запретить — но ее любили все вне зависимости от достатка и социального положения, что приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. С появлением фотографии сюнга ушла в прошлое. Сегодня мы видим ее прямых наследников — аниме и мангу. Хентай и японское порно — «внуки» сюнги и стилистические правнуки Фана.
Конфуцианство при всей своей мощи не смогло полностью поставить под контроль жизнь общества. В Японии в начале XI века придворная дама Мурасаки Сикибу пишет роман о любовных приключениях блистательного принца и самого прекрасного из существовавших мужчин «Повесть о Гэндзи». В Китае в начале XVI века под псевдонимом Ланьлинский насмешник выходит скандально знаменитый роман «Цветы сливы в золотой вазе» — о повседневной жизни богача Симэнь Цина, у которого кроме нескольких жен есть несметное количество любовниц, друзей и долгов. Впрочем, публикация не была простым делом: откровенные сцены романа настолько шокировали некоторых ученых мужей, что книгу отказывались печатать, а рукопись предлагали сжечь.