Стальной путь
Р
оссийские железные дороги связывают пункты А и Б, О и П, так же связывает жителей городов и деревень кино. Одни и те же фильмы смотрят в разных уголках страны, смотрят и обсуждают…
Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов. В некоторых из них дело происходит на железной дороге: в купе или плацкарте, в депо или в кабине машиниста, на вокзале или на станции. Вряд ли сейчас найдется человек (более или менее взрослый), который хоть раз не посмотрел «Вокзал для двоих» (1983), фильм Эльдара Рязанова, где сыграли несравненные Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Встречу официантки Веры и пианиста Платона снимали в Москве на Рижском вокзале. Наверное, не менее известен и фильм Алексея Балабанова «Брат» (1997). Данила Багров прибывает на Витебский вокзал Санкт-Петербурга.
Первая железная дорога, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом («царская ветка»), появилась в 1837 году, сейчас она входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. Кинематограф же, как известно, появился в 1896 году, и началось все с шестидесятисекундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1903 году на студии Т. Эдисона режиссер Э. Портер снял двенадцатиминутный фильм «Большое ограбление поезда», эта картина проложила дорогу фильмам, где используются все выигрышные коллизии, которые дает железная дорога. Вестерну пригодились драки на крыше и погоня на лошадях за паровозом, психологической драме и триллеру – замкнутое пространство купе, мелодраме – неожиданные встречи в пути… И с точки зрения «картинки» – эстетической составляющей – здесь было чему поучиться: сходящиеся и расходящиеся рельсы, зыбкий свет фонарей обходчиков. Так зародились линии документального и игрового кино.
В России документальным кино успешно занялся А. Дранков. В 1909 году он снял прибытие Льва Толстого на Курский вокзал. Зрители и сейчас могут видеть лицо Толстого, стоящего у окна вагона или проходящего по перрону сквозь приветствующую его толпу. Первая киноэкспедиция для съемок полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя» была отправлена по железной дороге режиссером Александром Ханжонковым в 1911 году. Но еще раньше, в 1909‑м, появился первый кинопоезд! Петербургское управление Северо-Западной железной дороги устроило специальный передвижной просветительный кинематограф для детей. Существовало такое понятие «земский кинематограф», при активном участии сельской интеллигенции (врачей, учителей) зародилась идея кинопередвижек. Кино двинулось в уезды. А Ханжонков придумал дешевый вариант организации проката: он пересылал зарубежные фильмы с проводниками поездов, так фильмы путешествовали из города в город.
В советское время такие кинопередвижки стали играть роль агитпоездов. Режиссер Александр Медведкин (1900—1989), сын железнодорожного машиниста, придумал такой поезд: три железнодорожных вагона приспособлены для оперативной проявки, обработки и монтажа кинопленки. Есть вагон, где живут члены съемочной группы, и вагон, где, собственно, «крутят кино». В годы первой пятилетки было снято много агитационных и сатирических сюжетов. Девиз Медведкина был: «Сегодня снимаем – завтра показываем!» Фрагменты этих картин обнаружил в восьмидесятые годы киновед Н. Изволов. Интересно, что в оформлении таких агитпоездов принимал участие известный художник Александр Дейнека.
В 1925 году Всеволод Мейерхольд задумал снять тринадцатичастевый фильм «Стальной путь» (с ним сотрудничали его ученики Н. Экк и Н. Охлопков). Действие должно было начинаться с изобретения паровоза Стефенсоном, но все дальнейшее – на территории России. Предполагалось занять четыреста актеров, среди них Михаила Жарова, Сергея Мартинсона. Были заказаны и созданы масштабные декорации. Съемки должны были происходить на Кавказе, на Урале, в Сибири. В кадр должны были попасть вокзалы Одессы, Москвы, Ленинграда. Были задуманы трюковые сцены: в одном из эпизодов паровоз должен был врезаться в стену, пройти ее насквозь и продолжить путь. Предполагалось вести съемку с самолетов. Этот масштабный проект должен был рассказать историю железных дорог России. Увы, он не состоялся…
Зато в конце двадцатых – начале тридцатых годов появились интересные документальные фильмы. Под тем же названием «Стальной путь» в 1929‑м режиссер В. Турин снял «киноочерк в пяти частях». Название фильма имеет подзаголовок – «Турксиб». Это полнометражный фильм, снятый кинокомпанией «Востоккино» (оператор Е. Славинский). Поэтичный фильм, в котором шевелятся пески пустыни, несутся потоки воды с гор, медленно шествуют верблюды, вызывал большой интерес публики. Интересно было следить (как интересно и сейчас) за прокладыванием рельсов в пустыне, за скачущими по пустыне кочевниками. Продолжила тему картина «Турксиб открыт» (реж. Г. Роом, оператор А. Косматов, 1930). Эту документальную ленту можно использовать в качестве комментария к кадрам, посвященным Турксибу, в экранизациях романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Первая экранизация, снятая Михаилом Швейцером, появилась в 1968 году, вторая (телесериал), которую сделала Ульяна Шилкина, – в 2006‑м.