Балетный роман
Матильда Феликсовна Кшесинская в конце ХIХ — начале ХХ века стала признанной звездой Императорского Мариинского театра. Она первой среди русских танцовщиц исполнила свои знаменитые 32 фуэте. Но интерес к ее биографии так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Чего только стоят данные ей многочисленные эпитеты: «черноглазая дьяволица балета» и «мадам Эпатаж», «фельдмаршал балета» и «профессиональная царская любовница», «принцесса «Лебединого озера» и даже «русская Мата Хари».
Большинство легенд связано с романтическими отношениями, которые связывали молодую Матильду и будущего императора Николая II в 1890–1894 годах. Многие ведь до сих пор убеждены, что он вплоть до февраля 1917 года тайком навещал подругу по подземному ходу, соединяющему Зимний дворец под дном Невы с ее особняком (!).
Судьбоносная встреча
Так что же на самом деле произошло между молодым наследником российского престола и юной Матильдой? Их знакомство состоялось 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена в Петербургском Императорском театральном училище. На праздник прибыла, как и было заведено, вся императорская семья — Александр III с императрицей Марией Федоровной, наследником цесаревичем Николаем Александровичем и четыре брата императора.
Семнадцатилетняя Матильда старалась изо всех сил, исполняя паде-де из балета «Тщетная предосторожность». После спектакля происходило представление выпускников высоким гостям. Государь первым обратился к Кшесинской, сказав ей несколько похвальных слов. Если верить воспоминаниям балерины, написанным в конце 1950-х годов, Александр III тогда произнес пророческие слова: «Будьте красой и гордостью русского балета!».
Когда все перешли в столовую, Матильда и еще двое лучших выпускников училища оказались за одним столом с императором. Наследнику он указал место рядом с Малей и, улыбаясь, произнес: «Смотрите, только не флиртуйте слишком». Николай посмотрел на стоящую перед каждым прибором простую белую кружку и с улыбкой спросил девушку: «Вы, наверное, из таких кружек дома не пьете?». С этой случайной фразы завязался непринужденный разговор. А когда прощались, стало ясно, что в их сердцах зародилось чувство взаимного увлечения.
Юная выпускница не спала всю ночь. Свои чувства она поведала дневнику: «Я не могла долго заснуть, перед моими глазами все только что прошедшее. Но больше всего представлялся Н[аследник], он произвел на меня редко приятное впечатление, я чувствовала, что он мне не на шутку понравился и не на один день».
Сдержанный по натуре Николай, вернувшись в Аничков дворец, кратко записал в дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами». Однако и он надолго запомнил день встречи с Кшесинской. Об этом, в частности, свидетельствует запись в дневнике Николая, сделанная два года спустя, 10 марта 1892 года: «В 8 час. отправился в Театральное училище… За ужином сидел с воспитанницами как прежде; только очень недоставало маленькой Кшесинской».
Роман набирает обороты
После того памятного вечера роман стал набирать обороты. Сначала случайные встречи на улице, затем свидания в романтической обстановке — на сцене и за кулисами деревянного Красносельского театра, который был специально построен для развлечения гвардейских офицеров во время летних лагерных сборов. Матильда уже была зачислена к тому времени в балетную труппу Императорских театров и регулярно участвовала в проходивших там два раза в неделю представлениях, включавших какую-нибудь веселую пьеску и балетный дивертисмент. Выступления начинающей танцовщицы имели шумный успех, а критики уже сравнивали Кшесинскую-вторую (Кшесинской-первой числилась ее старшая сестра Юлия) с великой итальянской балериной Вирджинией Цукки.
Наследник появлялся на всех представлениях, бурно аплодировал. Особенно ему нравился танец Красной Шапочки из балета «Спящая красавица». В дневнике Николая Александровича появлялись все новые записи: «10 июля, вторник: Был в театре, ходил на сцену»; «17 июля, вторник: Кшесинская-2 мне положительно очень нравится». «30 июля, понедельник: разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». Сгоравшей от любопытства сестре Ксении Николай «под большим секретом» поведал, что у него теперь есть «друг» — балерина Кшесинская. Однако их встречи, увы, были мимолетными и происходили в присутствии посторонних.