В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков

Автомобили, которым не нужны водители, давно перешли с киноэкрана в реальную жизнь. Сегодня практически все известные автопроизводители заинтересованы в развитии этого направления.

В ряде стран «беспилотники» уже активно эксплуатируются и приносят ощутимую пользу. Взять хотя бы Австралию. Там на рудодобывающих шахтах успешно трудятся автономные карьерные самосвалы. За один раз эти гигантские роботы перевозят от пункта добычи к пункту переработки до 300 т железной руды.

Каждый уровень автоматизации преследует одну цель – избавить технику от слабостей человека
Пока в России только начинают разрабатывать программы по созданию и внедрению беспилотных автомобилей, за рубежом технологии автономного управления становятся реальностью. Полсотни «Гугломобилей» тестируют на городских улицах США, а гигантские карьерные самосвалы-роботы уже несколько лет подряд днем и ночью благополучно трудятся на рудниках в Австралии и Чили

В России не хотят отставать от зарубежных коллег. Поэтому в конце 2016 года в рамках реализации Национально-технологической инициативы и при поддержке Минпромторга была создана ассоциация «Автонет». Она объединила крупных отечественных производителей и разработчиков автономного управления транспортными средствами.

Через несколько лет на смену привычной технике служб спасения и экстренного реагирования могут прийти автономные роботы, способные самостоятельно выполнять аварийно-спасательные работы в опасных условиях

Кому это нужно?

По словам генерального директора ПАО «Камаз» Сергея Когогина, российские автомобильные компании не могут работать над автономными технологиями по одиночке – им попросту не хватит на это денег. Уже на начальном этапе в ассоциацию «Автонет» вошли, помимо собственно ПАО «Камаз», Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» и ПАО «Соллерс».

Начать роботизировать в нашей стране планируют не набирающие в мире популярность беспилотные легковушки, а грузовики. Исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков объясняет это, прежде всего, коммерческими перспективами. В случае с грузовыми автомобилями намного проще отследить затраты и просчитать возможную доходность. Уже сейчас вычисления экспертов подтверждают рентабельность инвестиций. А если все пойдет по плану, то вслед за коммерческой сферой технологии автономного управления проникнут в сферу общественного пользования, в том числе в пассажирский и личный транспорт.

Автоматизация будет проходить в несколько этапов, первый из которых должен стартовать уже в следующем году. Участникам ассоциации предстоит создать и утвердить необходимые правила и техрегламенты, скорректировать действующее законодательство и реализовать приоритетные проекты. Например, построить в Татарстане новый современный полигон для испытания образцов усовершенствованной техники. Кроме того, Сергей Когогин объявил о желании в 2018 году начать использовать первых роботов на внутризаводских линиях ПАО «Камаз».

Стремясь синхронизировать сроки внедрения беспилотников в России с европейскими требованиями, к 2035 году члены ассоциации собираются вывести на наши дороги полностью автоматизированные магистральные грузовики и пассажирские автобусы.

Препятствий еще много

Конечно, не все так просто – на пути к прогрессу предстоит решить не только проблему финансирования. Трудностей у российских «первопроходцев» достаточно. Одна из ключевых – создание нормативно-правовой базы. Нужно определить, кто будет нести ответственность, если «беспилотник» станет инициатором аварии. Кого накажут, скажем, за сбой в системе, повлекший чью-то гибель?

Прежде чем автомобили будущего выйдут на российские дороги, потребуется не только разработать соответствующие ГОСТы, СНиПы и Технический регламент, но и внести поправки в уже существующие законы. Изменения затронут N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Гражданский кодекс, КоАП и Уголовный кодекс

Немалых денежных вложений потребует создание новой инфраструктуры – сооружение отдельных дорог или, как минимум, специально выделенных для роботов полос.

Но все это с лихвой окупят преимущества, которые страна получит в случае успеха. Внедрение беспилотной техники устранит так называемый «человеческий фактор», что в свою очередь позволит повысить безопасность на дорогах и обеспечить сохранность груза. Увеличить пропускную способность транспортной системы и обеспечить экстренные службы всепроходной техникой, которая будет решать задачи в опасных условиях без риска для личного состава – вот еще два существенных плюса, которые станут реальны в случае реализации программ ассоциации «Автонет».

Отстранят ли водителей?

Какое будущее ждет сегодняшних водителей большегрузов? Сергей Когогин уверяет, что простым людям волноваться не стоит. Во-первых, до 2035 года времени еще много. Во-вторых, без работы они не останутся по одной простой причине – следить за функционированием электроники и обслуживать сложную технику будут все те же водители. И совсем профессия дальнобойщика, скорее всего, не исчезнет. С большой вероятностью можно предположить, что она серьезно модифицируется и потребует от водителей совершенно новых навыков и знаний. Но, по всей видимости, искусственный интеллект еще долго будет нуждаться в человеке.

Мало средств

Создание ассоциации – назревший вопрос. Это было продиктовано всем развитием автомобильного транспорта. Цифровые технологии изменили машины, и сейчас наступает тот период, когда нужно менять не только сам автомобиль, но и его взаимодействие с внешней средой. В общей сложности на следующий год бюджетное финансирование предполагает около 3,5 млрд руб. Пока что не началось финансирование ни одного проекта. Приблизительно такая же, зеркальная, цифра будет потрачена самими автопроизводителями. Однако объемы финансирования, которые мы можем себе позволить, сильно отличаются от тех, что необходимы для решения таких задач.

Сергей Когогин генеральный директор ПАО «Камаз»

Будущее рядом

Мы уже приступили к реализации задач, которые были прописаны в плане мероприятий дорожной карты «Автонет». А именно – начали подготовку нормативно-правовой базы для внедрения автономного транспорта. Хочу подчеркнуть, что объединение заинтересованных компаний в ассоциацию «Автонет» является очень своевременным и прогрессивным решением. Только совместными усилиями мы достигнем максимально выгодных и оправданных с научной точки зрения результатов. С помощью ассоциации «Автонет» отечественный рынок беспилотников сможет занять прочное место на международной арене.

Владимир Колмаков исп. директор Ассоциации «Автонет»

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Ассоциация «Автонет», Кристина Кормилицына/Коммерсантъ/Fotodom.ru; ПАО “КАМАЗ”; Andrej Sokolow/ dpa/Global Look Press; Christian Sprogoe Photography/Rio Tinto; Александр Тарасенков/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Напряжение растет Напряжение растет

Последние два десятка лет автомобили эволюционируют с невероятной скоростью

АвтоМир
Продолжению «Гардемаринов» быть! Продолжению «Гардемаринов» быть!

Этот проект находится в работе уже четвертый год. Дмитрий уверен, что картину ждет успех, ведь сейчас самое время для ее выхода.

Лиза
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза
Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado

Честных рамных внедорожников на нашем рынке осталось так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. На этот раз за звание лучшего борются Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser Prado.

АвтоМир
Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству

Как складывались жизни художника Пьера Огюста Ренуара и его сына Жана

Караван историй
По своим правилам По своим правилам

Чтобы двигаться по жизни легко и уверенно, нужно выбрать правильное направление

Cosmopolitan
Учимся делать добро Учимся делать добро

Среди нас есть люди, которые занимаются благотворительностью не только под Рождество. Они несут добро и свет другим – по велению сердца. «Лиза» выяснила, что еще нужно для того, чтобы присоединиться к движению волонтеров

Лиза
Вышел боком Вышел боком

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда»

Популярная механика
Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...» Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...»

Интервью с Ивонн Кальман — последним потомком Императора оперетты

Караван историй
Доктор едет, едет Доктор едет, едет

Бывшие финансовые консультанты создали Uber для вызова врачей.

Forbes
Человек, который умел считать Человек, который умел считать

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы не Джордж Вашингтон

Дилетант
Первая любовь: что делать родителям? Первая любовь: что делать родителям?

Почему-то так легко говорить с детьми об оценках и порядке в комнате и так сложно – о любви. А это, между прочим, гораздо важнее! Что же происходит с детьми и что мы можем сделать?

Домашний Очаг
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Духовные скрепы cвятого Владимира Духовные скрепы cвятого Владимира

Что же завещал нам всем князь Владимир?

Дилетант
Невеста с приданым Невеста с приданым

В два­дцать шесть лет Дженни­фер Лоуренс ста­ла са­мой вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой ак­три­сой в мире. Роман с ре­жис­се­ром? лег­кий ха­рак­тер? а вот и нет: за­ра­ба­ты­вать ак­три­са ста­ла, как раз ко­гда ха­рак­тер у нее испортился.

Tatler
Выросла из штанов Выросла из штанов

В жиз­ни ак­три­сы Юлии То­поль­ниц­кой раз­дра­же­нию ме­ста не остается

Glamour
Заморская Задорожная Заморская Задорожная

Как познакомиться с девушкой в винотеке, рассказывает Настя Задорожная

Maxim
Я тоже хочу Я тоже хочу

Зависть — не только вполне естественная реакция здоровой психики, но и главный двигатель прогресса и карьеры.

GQ
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
10 гибридных режимов 10 гибридных режимов

Что такое гибридные режимы

Esquire
Порнометражный фильм Порнометражный фильм

После победы на выборах Дональд Трамп принес порноиндустрии колоссальную выручку

Правила жизни
Если прелюдия затянулась Если прелюдия затянулась

Миллионы женщин откладывают рождение детей на будущее и становятся бесплодными. На помощь им приходит маркетинг.

Forbes
10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу 10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

Esquire
Стас Пьеха. Быть собой Стас Пьеха. Быть собой

Возможно, история Стаса Пьехи поможет кому-то не совершить его ошибок

Караван историй
Mercedes E-Class All-Terrain Mercedes E-Class All-Terrain

Компания из Штутгарта выводит на рынок свой первый универсал повышенной проходимости. Что сможет противопоставить новичок корифеям жанра?

АвтоМир
Очень страшная болезнь Очень страшная болезнь

Почему мы не можем справиться с раком?

Maxim
Избяная Америка Избяная Америка

Оформ­лен­ный ди­зай­не­ром Томом Филишиа дом на гор­но­лыж­ном ку­рор­те — пат­ри­ар­халь­ная и од­новре­мен­но экс­цен­трич­ная ва­ри­а­ция на тему аме­ри­кан­ской классики.

AD
На розовой заре На розовой заре

Ита­льян­ской мар­ке Blumarine ис­пол­ня­ет­ся со­рок лет. К юби­лею Vogue пуб­ли­ку­ет от­рыв­ки из не­дав­но вы­шед­шей ав­то­био­гра­фии ее со­зда­тель­ни­цы Ан­ны Молинари.

Vogue
Открыть в приложении