В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков

Автомобили, которым не нужны водители, давно перешли с киноэкрана в реальную жизнь. Сегодня практически все известные автопроизводители заинтересованы в развитии этого направления.

В ряде стран «беспилотники» уже активно эксплуатируются и приносят ощутимую пользу. Взять хотя бы Австралию. Там на рудодобывающих шахтах успешно трудятся автономные карьерные самосвалы. За один раз эти гигантские роботы перевозят от пункта добычи к пункту переработки до 300 т железной руды.

Каждый уровень автоматизации преследует одну цель – избавить технику от слабостей человека
Пока в России только начинают разрабатывать программы по созданию и внедрению беспилотных автомобилей, за рубежом технологии автономного управления становятся реальностью. Полсотни «Гугломобилей» тестируют на городских улицах США, а гигантские карьерные самосвалы-роботы уже несколько лет подряд днем и ночью благополучно трудятся на рудниках в Австралии и Чили

В России не хотят отставать от зарубежных коллег. Поэтому в конце 2016 года в рамках реализации Национально-технологической инициативы и при поддержке Минпромторга была создана ассоциация «Автонет». Она объединила крупных отечественных производителей и разработчиков автономного управления транспортными средствами.

Через несколько лет на смену привычной технике служб спасения и экстренного реагирования могут прийти автономные роботы, способные самостоятельно выполнять аварийно-спасательные работы в опасных условиях

Кому это нужно?

По словам генерального директора ПАО «Камаз» Сергея Когогина, российские автомобильные компании не могут работать над автономными технологиями по одиночке – им попросту не хватит на это денег. Уже на начальном этапе в ассоциацию «Автонет» вошли, помимо собственно ПАО «Камаз», Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» и ПАО «Соллерс».

Начать роботизировать в нашей стране планируют не набирающие в мире популярность беспилотные легковушки, а грузовики. Исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков объясняет это, прежде всего, коммерческими перспективами. В случае с грузовыми автомобилями намного проще отследить затраты и просчитать возможную доходность. Уже сейчас вычисления экспертов подтверждают рентабельность инвестиций. А если все пойдет по плану, то вслед за коммерческой сферой технологии автономного управления проникнут в сферу общественного пользования, в том числе в пассажирский и личный транспорт.

Автоматизация будет проходить в несколько этапов, первый из которых должен стартовать уже в следующем году. Участникам ассоциации предстоит создать и утвердить необходимые правила и техрегламенты, скорректировать действующее законодательство и реализовать приоритетные проекты. Например, построить в Татарстане новый современный полигон для испытания образцов усовершенствованной техники. Кроме того, Сергей Когогин объявил о желании в 2018 году начать использовать первых роботов на внутризаводских линиях ПАО «Камаз».

Стремясь синхронизировать сроки внедрения беспилотников в России с европейскими требованиями, к 2035 году члены ассоциации собираются вывести на наши дороги полностью автоматизированные магистральные грузовики и пассажирские автобусы.

Препятствий еще много

Конечно, не все так просто – на пути к прогрессу предстоит решить не только проблему финансирования. Трудностей у российских «первопроходцев» достаточно. Одна из ключевых – создание нормативно-правовой базы. Нужно определить, кто будет нести ответственность, если «беспилотник» станет инициатором аварии. Кого накажут, скажем, за сбой в системе, повлекший чью-то гибель?

Прежде чем автомобили будущего выйдут на российские дороги, потребуется не только разработать соответствующие ГОСТы, СНиПы и Технический регламент, но и внести поправки в уже существующие законы. Изменения затронут N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Гражданский кодекс, КоАП и Уголовный кодекс

Немалых денежных вложений потребует создание новой инфраструктуры – сооружение отдельных дорог или, как минимум, специально выделенных для роботов полос.

Но все это с лихвой окупят преимущества, которые страна получит в случае успеха. Внедрение беспилотной техники устранит так называемый «человеческий фактор», что в свою очередь позволит повысить безопасность на дорогах и обеспечить сохранность груза. Увеличить пропускную способность транспортной системы и обеспечить экстренные службы всепроходной техникой, которая будет решать задачи в опасных условиях без риска для личного состава – вот еще два существенных плюса, которые станут реальны в случае реализации программ ассоциации «Автонет».

Отстранят ли водителей?

Какое будущее ждет сегодняшних водителей большегрузов? Сергей Когогин уверяет, что простым людям волноваться не стоит. Во-первых, до 2035 года времени еще много. Во-вторых, без работы они не останутся по одной простой причине – следить за функционированием электроники и обслуживать сложную технику будут все те же водители. И совсем профессия дальнобойщика, скорее всего, не исчезнет. С большой вероятностью можно предположить, что она серьезно модифицируется и потребует от водителей совершенно новых навыков и знаний. Но, по всей видимости, искусственный интеллект еще долго будет нуждаться в человеке.

Мало средств

Создание ассоциации – назревший вопрос. Это было продиктовано всем развитием автомобильного транспорта. Цифровые технологии изменили машины, и сейчас наступает тот период, когда нужно менять не только сам автомобиль, но и его взаимодействие с внешней средой. В общей сложности на следующий год бюджетное финансирование предполагает около 3,5 млрд руб. Пока что не началось финансирование ни одного проекта. Приблизительно такая же, зеркальная, цифра будет потрачена самими автопроизводителями. Однако объемы финансирования, которые мы можем себе позволить, сильно отличаются от тех, что необходимы для решения таких задач.

Сергей Когогин генеральный директор ПАО «Камаз»

Будущее рядом

Мы уже приступили к реализации задач, которые были прописаны в плане мероприятий дорожной карты «Автонет». А именно – начали подготовку нормативно-правовой базы для внедрения автономного транспорта. Хочу подчеркнуть, что объединение заинтересованных компаний в ассоциацию «Автонет» является очень своевременным и прогрессивным решением. Только совместными усилиями мы достигнем максимально выгодных и оправданных с научной точки зрения результатов. С помощью ассоциации «Автонет» отечественный рынок беспилотников сможет занять прочное место на международной арене.

Владимир Колмаков исп. директор Ассоциации «Автонет»

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Ассоциация «Автонет», Кристина Кормилицына/Коммерсантъ/Fotodom.ru; ПАО “КАМАЗ”; Andrej Sokolow/ dpa/Global Look Press; Christian Sprogoe Photography/Rio Tinto; Александр Тарасенков/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Напряжение растет Напряжение растет

Последние два десятка лет автомобили эволюционируют с невероятной скоростью

АвтоМир
Coverstory. «Скверные девчонки» Coverstory. «Скверные девчонки»

Яна Лукина разбиралась, из каких печалей и радостей нынче состоит житие стандартной «скверной девчонки» мирового шоу-бизнеса. Преимущественно на примере калифорнийской актрисы Кристен Стюарт, о которой в этом сезоне будут говорить все.

SNC
Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали

Cheryexeed TXL — кроссовер, о покупке которого стоит задуматься

4x4 Club
Куликовская битва Куликовская битва

Создатель народного «Глухаря» Илья Куликов не любит внимание, но согласился рассказать GQ, каково быть единственным шоураннером на российском ТВ.

GQ
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг
Смех и не только Смех и не только

Ми­ла Ку­нис пред­по­чи­та­ет ко­ме­дии дра­мам, счи­та­ет де­тей пси­ха­ми и ве­дет вой­ну с фо­то­шо­пом. В об­щем, ста­тус же­ны и ма­те­ри ни­чуть не ме­ша­ет ак­три­се оста­вать­ся од­ной из глав­ных ху­ли­га­нок Гол­ли­ву­да. За что и любим.

Glamour
Невеста с приданым Невеста с приданым

В два­дцать шесть лет Дженни­фер Лоуренс ста­ла са­мой вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой ак­три­сой в мире. Роман с ре­жис­се­ром? лег­кий ха­рак­тер? а вот и нет: за­ра­ба­ты­вать ак­три­са ста­ла, как раз ко­гда ха­рак­тер у нее испортился.

Tatler
15 мыслей Джима Джармуша 15 мыслей Джима Джармуша

У иконы независимого кино 16 февраля выйдет «Патерсон» — фильм про водителя автобуса, который пишет стихи и долго вглядывается в водопад. GQ поговорил с Джармушем о вдохновении, демографии и технике правильного удара кулаком.

GQ
Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж

Мы поговорили со звездой комедийного сериала «Гражданский брак» о семье, отдыхе и хорошем настроении.

Лиза
На розовой заре На розовой заре

Ита­льян­ской мар­ке Blumarine ис­пол­ня­ет­ся со­рок лет. К юби­лею Vogue пуб­ли­ку­ет от­рыв­ки из не­дав­но вы­шед­шей ав­то­био­гра­фии ее со­зда­тель­ни­цы Ан­ны Молинари.

Vogue
Наше величество Наше величество

Алексей Яблоков пытается вообразить, какой была бы февральская революция в 2017 году.

GQ
Системное образование Системное образование

Технологии машинного обучения и нейросети в 2016 году пришли в потребительские сервисы.

Forbes
Все как есть Все как есть

Так называемые суперфуды: экзотические ягоды, злаки и водоросли с рекордным содержанием витаминов, минералов и питательных веществ — сегодня у всех на слуху. Но действительно ли они так полезны, что могут защитить нас от самых разных болезней?

Добрые советы
Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado

Честных рамных внедорожников на нашем рынке осталось так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. На этот раз за звание лучшего борются Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser Prado.

АвтоМир
Пули ниоткуда Пули ниоткуда

Микроскопические частицы с невообразимой энергией проделывают путь в миллионы световых лет, чтобы сбить астрономов с толку. Никто не знает наверняка, что произвело их на свет: дефекты в ткани пространства-времени, бьющие из черных дыр фонтаны плазмы или распад темной материи.

GEO
Евгений Давыдович Евгений Давыдович

Генеральный директор «Связного» об управлении компанией в кризис, эффективном маркетинге и безупречном сервисе.

GQ
Александра-детективъ Александра-детективъ

Исполнительница главной роли в сериале «Анна-детективъ» 23-летняя Александра Никифорова говорит, что во многом опирается на собственную интуицию, но, для того чтобы чувствовать, ей важно знать. Для того чтобы что-то узнать про себя, ей пришлось сменить несколько городов и несколько институтов, прежде чем убедиться в том, что она все делает правильно.

GALA Биография
Girl Talk. Мария Верченова Girl Talk. Мария Верченова

В начале бракоразводного процесса меня ожидали два сюрприза. «Я – почти безработный! – объявил муж. Мой заработок – 75 000 рублей в месяц. Хочешь – судись».

SNC
Беспартийный сын «любимца партии» Беспартийный сын «любимца партии»

Несколько месяцев назад, в мае 2016-го, отмечалось 80-летие художника Юрия Ларина. Увы, уже без него. История жизни этого «члена семьи врага народа» драматична и светла, характерна и уникальна.

Дилетант
Духовные скрепы cвятого Владимира Духовные скрепы cвятого Владимира

На торжественном открытии памятника киевскому князю Владимиру российский президент Владимир Путин призвал сограждан «противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы». Как следовало из контекста речи, в первую очередь имелись в виду заветы его равноапостольного тезки. Что же завещал нам всем князь Владимир?

Дилетант
Ева Польна. От зимы спасают путешествия Ева Польна. От зимы спасают путешествия

Артист не должен быть в образе 24 часа в сутки, считает певица. И четко разделяет творческую жизнь и время на семью.

Лиза
Да Винчи без кода Да Винчи без кода

Прошло почти пять столетий со дня смерти Леонардо да Винчи, но загадка его личности продолжает смущать умы. В нем видят то инопланетянина, то гостя из будущего, то вождя всемогущего тайного общества. Попробуем выяснить, на чем основаны все эти версии и есть ли в них хоть крупица правды.

GALA Биография
Доктор едет, едет Доктор едет, едет

Бывшие финансовые консультанты создали Uber для вызова врачей.

Forbes
Человек, который умел считать Человек, который умел считать

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы Джордж Вашингтон не был вынужден в детстве изучать геометрию и счет, чтобы стать успешным землемером. Потом он считал всю свою жизнь: акры, расходы и доходы, риски и прибыли. Возможно, именно благодаря этому умению Вашингтона президент США избирается лишь на два срока. Его решение отказаться баллотироваться на пост президента в третий раз не позволило молодой американской демократии превратиться в диктатуру.

Дилетант
На том и стоит На том и стоит

Ве­ду­щий, кре­а­тив­ный про­дю­сер и один из со­зда­те­лей шоу Stand Up на ТНТ Рус­лан Бе­лый ак­ку­рат к вы­хо­ду но­во­го се­зо­на про­грам­мы встре­тил­ся с Оль­гой Ше­лест и рас­ска­зал, по­че­му не счи­та­ет се­бя сек­си­стом, как вы­би­ра­ет шут­ки и че­го не по­ни­ма­ет в женщинах.

Glamour
Если прелюдия затянулась Если прелюдия затянулась

Миллионы женщин откладывают рождение детей на будущее и становятся бесплодными. На помощь им приходит маркетинг.

Forbes
Вышел боком Вышел боком

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда»

Популярная механика
Владимир Зельдин. О войне, женщинах и секретах долголетия Владимир Зельдин. О войне, женщинах и секретах долголетия

10 февраля Владимиру Михайловичу Зельдину исполнилось бы 102 года.

Лиза
Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр

Конец года – время подводить итоги и делать прогнозы.

Игромания
Открыть в приложении