В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков

Автомобили, которым не нужны водители, давно перешли с киноэкрана в реальную жизнь. Сегодня практически все известные автопроизводители заинтересованы в развитии этого направления.

В ряде стран «беспилотники» уже активно эксплуатируются и приносят ощутимую пользу. Взять хотя бы Австралию. Там на рудодобывающих шахтах успешно трудятся автономные карьерные самосвалы. За один раз эти гигантские роботы перевозят от пункта добычи к пункту переработки до 300 т железной руды.

Каждый уровень автоматизации преследует одну цель – избавить технику от слабостей человека
Пока в России только начинают разрабатывать программы по созданию и внедрению беспилотных автомобилей, за рубежом технологии автономного управления становятся реальностью. Полсотни «Гугломобилей» тестируют на городских улицах США, а гигантские карьерные самосвалы-роботы уже несколько лет подряд днем и ночью благополучно трудятся на рудниках в Австралии и Чили

В России не хотят отставать от зарубежных коллег. Поэтому в конце 2016 года в рамках реализации Национально-технологической инициативы и при поддержке Минпромторга была создана ассоциация «Автонет». Она объединила крупных отечественных производителей и разработчиков автономного управления транспортными средствами.

Через несколько лет на смену привычной технике служб спасения и экстренного реагирования могут прийти автономные роботы, способные самостоятельно выполнять аварийно-спасательные работы в опасных условиях

Кому это нужно?

По словам генерального директора ПАО «Камаз» Сергея Когогина, российские автомобильные компании не могут работать над автономными технологиями по одиночке – им попросту не хватит на это денег. Уже на начальном этапе в ассоциацию «Автонет» вошли, помимо собственно ПАО «Камаз», Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» и ПАО «Соллерс».

Начать роботизировать в нашей стране планируют не набирающие в мире популярность беспилотные легковушки, а грузовики. Исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков объясняет это, прежде всего, коммерческими перспективами. В случае с грузовыми автомобилями намного проще отследить затраты и просчитать возможную доходность. Уже сейчас вычисления экспертов подтверждают рентабельность инвестиций. А если все пойдет по плану, то вслед за коммерческой сферой технологии автономного управления проникнут в сферу общественного пользования, в том числе в пассажирский и личный транспорт.

Автоматизация будет проходить в несколько этапов, первый из которых должен стартовать уже в следующем году. Участникам ассоциации предстоит создать и утвердить необходимые правила и техрегламенты, скорректировать действующее законодательство и реализовать приоритетные проекты. Например, построить в Татарстане новый современный полигон для испытания образцов усовершенствованной техники. Кроме того, Сергей Когогин объявил о желании в 2018 году начать использовать первых роботов на внутризаводских линиях ПАО «Камаз».

Стремясь синхронизировать сроки внедрения беспилотников в России с европейскими требованиями, к 2035 году члены ассоциации собираются вывести на наши дороги полностью автоматизированные магистральные грузовики и пассажирские автобусы.

Препятствий еще много

Конечно, не все так просто – на пути к прогрессу предстоит решить не только проблему финансирования. Трудностей у российских «первопроходцев» достаточно. Одна из ключевых – создание нормативно-правовой базы. Нужно определить, кто будет нести ответственность, если «беспилотник» станет инициатором аварии. Кого накажут, скажем, за сбой в системе, повлекший чью-то гибель?

Прежде чем автомобили будущего выйдут на российские дороги, потребуется не только разработать соответствующие ГОСТы, СНиПы и Технический регламент, но и внести поправки в уже существующие законы. Изменения затронут N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Гражданский кодекс, КоАП и Уголовный кодекс

Немалых денежных вложений потребует создание новой инфраструктуры – сооружение отдельных дорог или, как минимум, специально выделенных для роботов полос.

Но все это с лихвой окупят преимущества, которые страна получит в случае успеха. Внедрение беспилотной техники устранит так называемый «человеческий фактор», что в свою очередь позволит повысить безопасность на дорогах и обеспечить сохранность груза. Увеличить пропускную способность транспортной системы и обеспечить экстренные службы всепроходной техникой, которая будет решать задачи в опасных условиях без риска для личного состава – вот еще два существенных плюса, которые станут реальны в случае реализации программ ассоциации «Автонет».

Отстранят ли водителей?

Какое будущее ждет сегодняшних водителей большегрузов? Сергей Когогин уверяет, что простым людям волноваться не стоит. Во-первых, до 2035 года времени еще много. Во-вторых, без работы они не останутся по одной простой причине – следить за функционированием электроники и обслуживать сложную технику будут все те же водители. И совсем профессия дальнобойщика, скорее всего, не исчезнет. С большой вероятностью можно предположить, что она серьезно модифицируется и потребует от водителей совершенно новых навыков и знаний. Но, по всей видимости, искусственный интеллект еще долго будет нуждаться в человеке.

Мало средств

Создание ассоциации – назревший вопрос. Это было продиктовано всем развитием автомобильного транспорта. Цифровые технологии изменили машины, и сейчас наступает тот период, когда нужно менять не только сам автомобиль, но и его взаимодействие с внешней средой. В общей сложности на следующий год бюджетное финансирование предполагает около 3,5 млрд руб. Пока что не началось финансирование ни одного проекта. Приблизительно такая же, зеркальная, цифра будет потрачена самими автопроизводителями. Однако объемы финансирования, которые мы можем себе позволить, сильно отличаются от тех, что необходимы для решения таких задач.

Сергей Когогин генеральный директор ПАО «Камаз»

Будущее рядом

Мы уже приступили к реализации задач, которые были прописаны в плане мероприятий дорожной карты «Автонет». А именно – начали подготовку нормативно-правовой базы для внедрения автономного транспорта. Хочу подчеркнуть, что объединение заинтересованных компаний в ассоциацию «Автонет» является очень своевременным и прогрессивным решением. Только совместными усилиями мы достигнем максимально выгодных и оправданных с научной точки зрения результатов. С помощью ассоциации «Автонет» отечественный рынок беспилотников сможет занять прочное место на международной арене.

Владимир Колмаков исп. директор Ассоциации «Автонет»

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Ассоциация «Автонет», Кристина Кормилицына/Коммерсантъ/Fotodom.ru; ПАО “КАМАЗ”; Andrej Sokolow/ dpa/Global Look Press; Christian Sprogoe Photography/Rio Tinto; Александр Тарасенков/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса

Российский гонщик Петр Дрофичев рассказывает, почему пришел в автокросс, как научился собирать гоночные «уазики» и завоевал титул чемпиона

АвтоМир
Ода другому месту Ода другому месту

Рассказ Кати Пицык

Esquire
Наследный принц хип-хопа Наследный принц хип-хопа

Джес Принс – особа королевских кровей в рэпе, вдохновитель успеха Дрейка

Playboy
Корги-культ Корги-культ

Их любит британская королева, за ними следит навальный, жены чиновников тратят на них миллионы. Мир выставок корги причудлив, кишит мошенниками и полон изнурительных тренировок. GQ выяснил, как устроена эта ярмарка тщеславия.

GQ
Только спокойствие Только спокойствие

Актриса Светлана Иванова не боится конкуренции и никуда не торопится

Glamour
Нежный возраст Нежный возраст

Еще вчера нежный и послушный, ребенок внезапно стал конфликтным и неуправляемым? В вашей семье начинается непростой “подростковый период”. Как пережить его с минимальными потерями?

Добрые советы
Невыносимая закадычность бытия Невыносимая закадычность бытия

Дружба бывает настолько разной, что мы решили написать про это статью

Maxim
Праздник на работе: веселись с пользой Праздник на работе: веселись с пользой

Кто-то мечтает повеселиться на вечеринке с коллегами, а кто-то мучается от мысли, что придется идти на эту «каторгу». Идти или не идти, конечно, решать тебе. Но если последуешь нашим советам, то и хорошие отношения с коллегами сохранишь, и продвинешься по службе.

Лиза
Geely Emgrand X7 Geely Emgrand X7

Этот «китаец» белорусской сборки обновился – стал более привлекательным и современным. И главное, несмотря на кризис, цена даже топовой версии не перешагнула психологическую планку в миллион рублей.

АвтоМир
Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно

Книга Себастьяна Хафнера о предвоенной Германии «История одного немца» была написана в 1938-м, а вышла только в 2000-м, став сенсацией. Сегодня она доступна и на русском благодаря переводу Никиты Елисеева, который рассказал «Снобу», почему россиянам ее нужно читать обязательно.

СНОБ
Подлинная история Деда Мороза Подлинная история Деда Мороза

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай  — зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле — всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Мир Фантастики
Лос-Анджелес 2016 Лос-Анджелес 2016

Несмотря на солидный возраст, автосалон в Лос-Анджелесе получил статус международного лишь в 2005 году. Однако похоже, что именно эти коротенькие 10 лет стали переломными в его вековой истории. Потому что теперь калифорнийские смотрины по значимости премьер могут посоперничать с главной североамериканской выставкой в Детройте.

АвтоМир
Личное пространство и брак Личное пространство и брак

Счастливая семейная жизнь часто представляется как долгожданная возможность быть всегда рядом, делить друг с другом быт и отдых, ощущать близость и единение, особенно в период ожидания ребенка. В этом и заключается ценность и значимость совместной жизни. Но почему тогда время от времени супруги начинают раздражать друг друга и возникает желание побыть хоть немного без второй половины? Все дело в личном пространстве, которое необходимо и мужчине, и женщине.

9 месяцев
Верю - не верю Верю - не верю

Премьера телесериала «Молодой Папа» состоялась на Венецианском кинофестивале, что не совсем типично для работ такого рода. Впрочем, он нетипичен во всем: вроде бы Соррентино снимал фильм о харизматичном Папе и вере, а получилось – и о современной политике, и о природе власти. C 1 декабря весь первый сезон «Молодого Папы» доступен на «Амедиатеке». Накануне российской премьеры мы встретились с Джудом Лоу, чтобы расспросить его о противоречивом характере Ленни Белардо, работе с Паоло Соррентино и, конечно, о вере.

The Rake
Инструмент дизайнера Инструмент дизайнера

Создатели LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной.

Forbes
Renault Duster Dakar Renault Duster Dakar

Его называют кроссовером, сравнивают с автомобилями вроде Hyundai Creta и Suzuki Vitara и покупают для передвижения по городу. На самом деле с Duster все должно быть иначе. Спецверсия Duster Dakar это доказала.

АвтоМир
Близкое соседство Близкое соседство

Маркетолог Арина Гребельская создала самую успешную на данный момент московскую районную группу в «Фейсбуке» – Airport / Sokol Da Neighborhood. Мы расспросили Арину о том, как можно объединить жителей в соцсети, как помочь малому бизнесу и что такое гражданское общество на примере пары городских районов – Аэропорта и Сокола.

СНОБ
Не просто сон Не просто сон

Видеть сны и оставаться в ясном сознании — невероятно, но реально. Осознанные сновидения — удивительный феномен психики, размывающий границы между сном и явью. Чтобы отыскать их, корреспондент GEO Йоханна Ромберг поставила эксперимент на себе

GEO
Путь к любви Путь к любви

3 июня 2016 года умер «величайший боксер всех времен». Мохаммеда Али вспоминает один из главных российских экспертов по боксу Александр Беленький.

GQ
Игрушки Яны Мороз Игрушки Яны Мороз

Героиню декабрьского номера мы нашли случайно: друзья дали ссылку на страницу yankamoroz в «Инстаграм». Мы посмотрели... И тут же решили поделиться с вами!

Домашний Очаг
Ужин по обмену Ужин по обмену

Москва впервые приняла участие в международном фестивале Gelinaz! Shuffle. Лучшие повара мира меняются ресторанами и инкогнито готовят ужин. За этим кулинарным свингом в столичном White Rabbit следил Иван Глушков.

GQ
Великий инквизитор Великий инквизитор

Российский GQ отправился в Испанию XV века, чтобы узнать, как снимался фильм «Кредо убийцы» (в прокате с 5 января) и как он изменит карьеру Майкла Фассбендера. Еще как изменит.

GQ
На мировом уровне На мировом уровне

Интервью с главой студии спецэффектов FilmDirection FX.

Игромания
Чьи пушки стреляют в кино? Чьи пушки стреляют в кино?

Как оружие оказывается на съемочной площадке и чьи пальцы жмут на курок

Playboy
Аллах на Острове Свободы Аллах на Острове Свободы

На Кубе все больше приверженцев ислама, однако их число не станет преобладающим.

GEO
«Матрешка» на колесах «Матрешка» на колесах

Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта.

РБК
Honda CR-V Honda CR-V

CR-V четвертого поколения многое унаследовала от модели третьей генерации. И наследство это по большей части оказалось благотворным.

АвтоМир
«Золотой сы-ы-ыр» – 2016 «Золотой сы-ы-ыр» – 2016

Фотографии получившие награды в различных фотоконкурсах 2016 года

Maxim
Легенда Нью-Йорка Легенда Нью-Йорка

В детстве он прошел Аушвиц и выжил. В молодости бежал в Америку, где в конце 1940-х выучился на портного. Повзрослев, стал шить для самых знаменитых людей Америки, включая Колина Пауэлла, Билла Клинтона и Барака Обаму.

The Rake
Розовый мускат Розовый мускат

Уроженка Омска, бло­гер Дара Мускат — о том, как до­ба­вить кра­сок в гар­де­роб и жизнь.

Vogue
Открыть в приложении