Дар Богдана
XVII век был полон неудачных мятежей. Одним из исключений стало восстание на юго-востоке Речи Посполитой. Польша сделала первый шаг к разделам, Россия — ещё один к превращению в мировую империю. Героем радикальной перекройки европейской карты стал гетман Запорожского войска Богдан Хмельницкий.
Отвага, решительность, хитрость, мстительность, начатки западного образования и восточная мудрость, честолюбие, вспышки гнева, умение беседовать с королями и буйной толпой. Все эти качества помогли Богдану Хмельницкому возглавить бунт против Польши, не погибнуть в первый же год, как бунтари-предшественники, оставаться вождём, даже после поражений. И, что самое трудное для такого героя, умереть в своей постели.
«Дудки», Роговое, реестр
Рассказ о вожде мятежа необходимо начать с причин смуты. Бедой для Речи Посполитой стала Контрреформация. Самым надёжным её средством был орден Иисуса — иезуиты, а одним из направлений деятельности ордена — образование. Иезуитские коллегии (школы) появились на обоих берегах Днепра. Надо отдать должное: педагогика иезуитов не переходила грань между пропагандой и агитацией. Учителя подчёркивали превосходство католической церкви над православной, но напоминали ученикам, что обе веры равны. Пропаганда сработала: к началу восстания в Польше остался только один православный сенатор— Адам Кисель. Существовала уния — сохранение православного богослужения, при подчинении римскому папе, но элита считала её верой второго сорта.
Успех иезуитов имел побочные последствия. Во-первых, Польша, долго считавшаяся одним из самых веротерпимых государств Европы, утратила эту особенность. Во-вторых, в католичество перешли магнаты на территории нынешней Украины и Белоруссии. Менять религию простого народа они не собирались. Более того, «хлопская вера» стала источником дохода. За религиозные требы — крещение младенцев, венчание, отпевание — полагался особый налог «дудки» (от названия немецкой монеты). Кроме «дудок», мужик платил по длинному феодальному списку. За содержание волов — роговое, за ульи — очковое, за право ловить рыбу — ставщину, за помол зерна — сухомельщину. Платежи собирали часто арендаторы-евреи в пользу тоже иноверцев — панов-католиков, а так как век требовал роскоши и наличных денег, то поборы росли.
Но у крестьян юго-восточных воеводств перед глазами была соблазнительная альтернатива — Запорожская Сечь, военное братство на границе Дикого поля. Казаки нападали на крымских татар, доходили в своих челнах до Стамбула, а с Речью Посполитой то ссорились, то мирились. Грабить Стамбул интереснее, чем платить роговое, поэтому крестьянство периодически уходило в казаки.
Для Польши Запорожье было источником людских резервов во время войн и проблем в дни мира. Часть казаков входила в королевский реестр, с обязанностью службы. Во время большой войны число реестровых могло возрасти до 40–50 тысяч. Но наступал мир, и сейм снижал войско до нескольких тысяч. Оптимизация сопровождалась бунтом, подавлением и новыми ограничениями: запретом на выбор гетманов, уничтожением «чаек» (казацких челнов) и прочим.
Обычно пираты стремятся в джентльмены. Герои походов на Стамбул и Кафу тоже хотели стать полноправным польским дворянством. Но казаки оставались православными, а магнаты перешли в католичество. Барьер между польской шляхтой и казацкой старшиной стал непреодолим. А дополнительные феодальные поборы в пользу господ, переменивших «веру отцов», гарантировали православной казацкой старшине народную поддержку.
Обиженный король, обиженный Хмельницкий
Зиновий Богдан Михайлович Хмельницкий родился в 1595 году, на хуторе Суботов, в семье чигиринского подстаросты, женатого на казачке. Владение было пожаловано отцу коронным гетманом Станиславом Жолкевским. Недоброжелатели Богдана утверждают, что сын не имел личных прав наследовать имение. Но после смерти отца Хмельницкий убедил короля присоединить к Суботову дополнительную территорию, превратившую хутор в село.
Богдан учился сначала в школе киевского православного братства, потом в иезуитских коллегиях Ярослава и Львова. Позже он будет щеголять латинскими афоризмами, но сохранит православную веру.
Взрослая жизнь Богдана насыщена событиями и приключениями, интересными, но совсем не уникальными для эпохи.
В 1620 году он вместе с отцом сражался в битве под Цецорой, на турецкой войне. Отец погиб, сын попал в плен, из которого был выкуплен два года спустя. За эти годы Богдан выучил восточные языки и привычки. Вернувшись, вступил в реестр, наследовал Суботов. Воевал на Смоленской войне (1632–1634 годы) против России, получил золотую саблю от короля Владислава IV. Ходил с запорожцами в Чёрное море, грабил турецкие города. Выслужил звание сотника. После восстания Павлюка (1637 год) ездил в Варшаву хлопотать о привилегиях для казаков, в первую очередь — об увеличении реестра (числа казаков, получающих польское жалование).
Причиной крутых перемен в судьбе Хмельницкого стал конфликт с подстаростой Чаплинским. Однажды, возле польской крепости Кодак, выстроенной, чтобы сдерживать запорожцев, Хмельницкий упомянул афоризм о том, что построенное может быть разрушено. Чаплинский воспринял это как угрозу и арестовал Хмельницкого на несколько дней. Позднее Богдан в Варшаве добился у короля наказания обидчика: Чаплинскому отрезали ус. Возможно, отрезанный ус — легенда. Но то, что Чаплинский возненавидел Хмельницкого, — факт.