«Страна чародеев» — вселенная русских саамов
Вечно холодный край земли, где полярные ночи сменяют полярные дни, где Полярная звезда держит земную ось, край шаманов и колдуний, злых духов и всесильных богов, волшебных оленей, быстрых саней и чудесных камней — какая она, русская Лапландия, родина лопарей?
В начале не было ничего, кроме… головы старика…»
«На темени этой головы имелись колодцы, но голова была покрыта шапкой, поэтому вода была недоступна, пока гром не разорвал шапку. Тогда струи из колодцев поднялись до неба и залили весь мир». Так начинается миф о сотворении мира — древняя «теория Большого взрыва» маленького народа саамовлопарей, достигших «крайних пределов суши» — берегов Баренцева моря.
Средневековые историки называли жителей этого края «скридфиннами» — «скользящими людьми». Позднее появится этноним «лопи» (лопари), лопский край получит название Лапландии, сам же народ именовал себя саамами — именно так их называют и теперь.
Откуда начали лопари свой долгий путь в северные земли — такая же загадка, как и их название. По одной из версий — это часть финских племён, пришедших из-за Урала после начала таяния ледника.
Поселившись в этих суровых местах, саамы охотились, собирали ягоды, ловили рыбу, добывали моржей и тюленей, пасли небольшие стада оленей и были крайне непритязательны. Римский историк Тацит пишет о саамах с ноткой зависти: «они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях».
В замкнутом патриархальном мире саамов Земля покоилась на спине моржа, в раскатах грома слышался рык бога Тиермеса, а всполохи северного сияния представляли битву восходящих на небо духов.
В ДАЛЁКОМ XII ВЕКЕ датский летописец Саксон Грамматик описывает Лапландию как «непригодную для жилья область, в которой обитают скридфинны, охотники, вооружённые стрелами и копьями, стремительно бегущие на деревянных дощечках и сильно склонные к магии».
Чёрная варака — мировая ось
Три мира саамов — небесный, земной и подземный — держала могучая ось. Одним концом она уходила в небо и крепилась Полярной звездой, другим концом погружалась под землю — в загробное царство. На земле её роль играла Чёрная варака — небольшая, поросшая лесом гора.
Запутанный и многоликий лапландский пантеон охотно принимал соседских богов. Предания давали ответы на все вопросы, а тонкости божественной иерархии, судя по всему, не сильно волновали саамов — они ведь и сами ни с кем не воевали за место под полярным солнцем.
Кроме высшего бога-творца Юбмела на небе Лапландии жил свой громовержец. Над созданием человека трудилось целое семейство богов небесных и земных — одни делали душу, другие творили тело. Другая версия, правда, утверждала, что предки саамов возникли из яиц, отложенных птицей на маленькую травинку как раз после «Большого взрыва». Обитало на небе и солнечное божество по имени Пейве — история его схватки с красавицей Луной (сиятельные родители не сговорились о браке своих чад) объясняло саамам долгие полярные ночи, а лучи Пейве украшали центр любого шаманского бубна. Мать-Земля Маддер-акка и три её дочери заботились о плодородии и охраняли человека на земле. Был во вселенной саамов и свой «дьявол» — Перкель. При творении мира добрый бог хотел было наполнить озёра молоком, а все травы усыпать ягодами, но на беду спросил совета у Перкеля, а тот оказался против. Кроме сонма больших богов жизнью саамов заправляли мелкие боги-хозяева (Луот-хозик берегла оленей, а домовой Пырт-хозик жил у очага), злые и добрые духи воды, леса, земли, преисподней, священные звери, лешие, бывшие шаманы — вампиры «равки» и большие путаники — гномычакли. Вместительный подземный мир располагал своим адом («Домом мёртвых») и своим раем. В райскую «страну изобилия на чудесной горе» добродетельные саамы отправлялись с «новым телом»: ведь «старое» быстро дряхлело, а век свой они измеряли по сохранности зубов.
Для хорошей погоды, успешной охоты, богатого улова весь обширный магический мир следовало хорошенько «кормить»: возле священных камней-сейдов богам и духам приносили в жертву оленей, лошадей, чёрных кошек, собак и даже медведей. Шаманы-нойды были вхожи во все три саамских мира и при жизни, и после смерти. Соседи почитали саамов чародеями и отправлялись к ним учиться ведовскому делу.