Сестры милосердия
«Малышки 18:22»: розовое как прием

Томская группа «Малышки 18:22» основана в 2018 году и всего за шесть лет успела стать одним из наиболее ярких явлений российской художественной сцены. В буквальном смысле слова «яркий»: «Малышки 18:22» работают в самых разных медиа, от стрит-арта до техно-музыки, но их главным выразительным средством остается живопись — они раскрашивают серые будни надрывно-розовым цветом.
Если бы у «Малышек 18:22», играющих в принцесс, был, как и положено принцессам, родовой герб, то на нем непременно должна была бы красоваться розовая туфелька на невозможно высокой и тонкой шпильке. Розовые туфельки бегают по казенным ковровым дорожкам, плутают в жутковатых коридорах, увязают в снегу и месят непролазную грязь, потому что путь сибирских золушек не устлан розами. Летом 2023 года в Доме Наркомфина «Малышки 18:22» разыграли перформанс взаимодействия, предложив всем желающим надеть розовые шпильки — всего лишь розовые или же в блестках, стразах, бантах, розово-леопардовых принтах, на любой вкус,— и пройтись по крутым лестницам памятника конструктивизма («Примерь мои туфли», 2023). Особенно страдали мужчины, но розовые шпильки — все лучше кирзовых сапог. Впрочем, искусство «Малышек 18:22» не стоит сводить к плакатным гендерным высказываниям, ведь оно не столько противопоставляет женское мужскому, сколько говорит о женском как таковом, но говорит языком иносказаний, где основные визуальные тропы — литота и контраст. В данном случае — контраст между аскезой функционалистской архитектуры и избыточностью стиля гиперженственности.




«Арт маст би бьютифул, артист маст би бьютифул»,— с неподражаемым сербским акцентом приговаривает Марина Абрамович в знаменитом видеоперформансе 1975 года, причесываясь перед камерой,— остервенение нарастает, жесты становятся резче, гребень раз за разом выдирает все больше волос. В 2018 году сестры Ника и Аксинья Сарычевы превратились в «Малышек 18:22» — по социальным сетям группы можно наблюдать, как на протяжении шести лет и искусство, и сами художницы, и их жизненное пространство, этакий кукольный домик, сказочная детская вечных принцесс, делались все более и более прекрасными, если только в этом перформативном творчестве можно отделить образ художника от его искусства. Гилберт и Джордж, Макдермотт и Макгуг, Ева и Адель — «Малышки 18:22» естественно смотрятся в ряду парных «живых скульптур», живущих костюмированной жизнью в искусстве в режиме 24/7, хотя вряд ли они ориентировались на какие-то ролевые модели из истории искусства, просто у них так вышло, случайно и интуитивно.



Розовые платьица, кофточки, юбочки, сумочки, шапочки с ушками, бусики, бантики, блестки, стразы, сердечки и прочее ми-ми-ми или, правильнее сказать, кавай — на беглый взгляд может показаться, что это какая-то подростковая субкультура. На самом деле образ «Малышек 18:22» — интеллектуальный художественный конструкт, умно приготовленный из плодов высокого и низкого масскульта, где барбикор и манга, Hello Kitty и Disney, группа t.A.T.u. и ларек с девчачьей галантереей перемешаны в эстетский винегрет. Сама цветовая гамма в их нарядах, объектах, инсталляциях и живописи, опирающаяся на трезвучие розового, серого и черного, напоминает о самых изысканных полотнах Матисса: сестры Сарычевы, выпускницы творческого отделения Томского университета, обучались живописи и графике вполне профессионально.


Выбор профессии был предопределен семьей. Отец «Малышек 18:22», Александр Сарычев, закончил Республиканское художественное училище имени Мирзорахмата Олимова в Душанбе и работал художником-постановщиком в театрах родного Ленинабада (до 1936 года — Ходжент, с 1991-го — Худжанд) и Ленинабадской области. Когда в Таджикистане началась гражданская война, семья Сарычевых, предки которых оказались в Средней Азии вследствие сталинских репрессий, вернулась в Россию и долго скиталась по городам и весям Томской области. Самое удивительное, по рассказам сестер Сарычевых, что отец, несмотря на все тяготы жизни вынужденных переселенцев, умудрялся зарабатывать художническим трудом (он, например, автор герба Каргасокского района Томской области — впоследствии «Малышки 18:22» нарисуют фантазийные парафразы гербов ряда российских городов) и заботиться о художественном и музыкальном образовании дочерей, невесть как доставая для них диски, кассеты, книги и журналы по искусству.