«Малышки 18:22»: розовое как прием

WeekendКультура

Сестры милосердия

«Малышки 18:22»: розовое как прием

Текст: Анна Толстова

«12 магических историй в подземелье», 2022. Фото: Михаил Гребенщиков / МСИ «Гараж»

Томская группа «Малышки 18:22» основана в 2018 году и всего за шесть лет успела стать одним из наиболее ярких явлений российской художественной сцены. В буквальном смысле слова «яркий»: «Малышки 18:22» работают в самых разных медиа, от стрит-арта до техно-музыки, но их главным выразительным средством остается живопись — они раскрашивают серые будни надрывно-розовым цветом.

Если бы у «Малышек 18:22», играющих в принцесс, был, как и положено принцессам, родовой герб, то на нем непременно должна была бы красоваться розовая туфелька на невозможно высокой и тонкой шпильке. Розовые туфельки бегают по казенным ковровым дорожкам, плутают в жутковатых коридорах, увязают в снегу и месят непролазную грязь, потому что путь сибирских золушек не устлан розами. Летом 2023 года в Доме Наркомфина «Малышки 18:22» разыграли перформанс взаимодействия, предложив всем желающим надеть розовые шпильки — всего лишь розовые или же в блестках, стразах, бантах, розово-леопардовых принтах, на любой вкус,— и пройтись по крутым лестницам памятника конструктивизма («Примерь мои туфли», 2023). Особенно страдали мужчины, но розовые шпильки — все лучше кирзовых сапог. Впрочем, искусство «Малышек 18:22» не стоит сводить к плакатным гендерным высказываниям, ведь оно не столько противопоставляет женское мужскому, сколько говорит о женском как таковом, но говорит языком иносказаний, где основные визуальные тропы — литота и контраст. В данном случае — контраст между аскезой функционалистской архитектуры и избыточностью стиля гиперженственности.

«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Замок для чудовищ», 2023. Фото: «Малышки 18:22»

«Арт маст би бьютифул, артист маст би бьютифул»,— с неподражаемым сербским акцентом приговаривает Марина Абрамович в знаменитом видеоперформансе 1975 года, причесываясь перед камерой,— остервенение нарастает, жесты становятся резче, гребень раз за разом выдирает все больше волос. В 2018 году сестры Ника и Аксинья Сарычевы превратились в «Малышек 18:22» — по социальным сетям группы можно наблюдать, как на протяжении шести лет и искусство, и сами художницы, и их жизненное пространство, этакий кукольный домик, сказочная детская вечных принцесс, делались все более и более прекрасными, если только в этом перформативном творчестве можно отделить образ художника от его искусства. Гилберт и Джордж, Макдермотт и Макгуг, Ева и Адель — «Малышки 18:22» естественно смотрятся в ряду парных «живых скульптур», живущих костюмированной жизнью в искусстве в режиме 24/7, хотя вряд ли они ориентировались на какие-то ролевые модели из истории искусства, просто у них так вышло, случайно и интуитивно.

«Примерь мои туфли», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«Торт раненый», 2022/ Фото: «Малышки 18:22»
«Торт раненый», 2022/ Фото: «Малышки 18:22»

Розовые платьица, кофточки, юбочки, сумочки, шапочки с ушками, бусики, бантики, блестки, стразы, сердечки и прочее ми-ми-ми или, правильнее сказать, кавай — на беглый взгляд может показаться, что это какая-то подростковая субкультура. На самом деле образ «Малышек 18:22» — интеллектуальный художественный конструкт, умно приготовленный из плодов высокого и низкого масскульта, где барбикор и манга, Hello Kitty и Disney, группа t.A.T.u. и ларек с девчачьей галантереей перемешаны в эстетский винегрет. Сама цветовая гамма в их нарядах, объектах, инсталляциях и живописи, опирающаяся на трезвучие розового, серого и черного, напоминает о самых изысканных полотнах Матисса: сестры Сарычевы, выпускницы творческого отделения Томского университета, обучались живописи и графике вполне профессионально.

«Примерь мои туфли», 2023. Фото: «Малышки 18:22»
«12 магических историй в подземелье», 2022. Фото: Михаил Гребенщиков / МСИ «Гараж»

Выбор профессии был предопределен семьей. Отец «Малышек 18:22», Александр Сарычев, закончил Республиканское художественное училище имени Мирзорахмата Олимова в Душанбе и работал художником-постановщиком в театрах родного Ленинабада (до 1936 года — Ходжент, с 1991-го — Худжанд) и Ленинабадской области. Когда в Таджикистане началась гражданская война, семья Сарычевых, предки которых оказались в Средней Азии вследствие сталинских репрессий, вернулась в Россию и долго скиталась по городам и весям Томской области. Самое удивительное, по рассказам сестер Сарычевых, что отец, несмотря на все тяготы жизни вынужденных переселенцев, умудрялся зарабатывать художническим трудом (он, например, автор герба Каргасокского района Томской области — впоследствии «Малышки 18:22» нарисуют фантазийные парафразы гербов ряда российских городов) и заботиться о художественном и музыкальном образовании дочерей, невесть как доставая для них диски, кассеты, книги и журналы по искусству.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нежеланное предсказуемое Нежеланное предсказуемое

Как научиться ждать не хорошего финала, а правильного

Weekend
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
Рок-н-ролл из сказки Рок-н-ролл из сказки

Почему «музыкальная сказка» и имя композитора Геннадия Гладкова — синонимы

СНОБ
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
Промотанное наследство Промотанное наследство

Семья у Натальи Гончаровой была и вправду непростой

Дилетант
Сергей Капица как искусственный интеллект Сергей Капица как искусственный интеллект

В чем опасность цифрового двойника человека

Наука
«Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой «Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой

Отрывок из романа Нади Алексеевой об «одиночестве в толпе»

СНОБ
Высокий полет Высокий полет

Посреди большого тура, между концертами Zivert чудом вырвалась к нам на съемку

VOICE
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Женщины поймут Женщины поймут

Энрика Антонелли: в чем идея новой коллекции под лозунгом Made by Italian Women

Grazia
Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта

Темная материя: проблема «последнего парсека», новые факты и рекорды в поисках

Знание – сила
Принять позы Принять позы

Позы или буузы — как правильно, мы так и не узнали: здесь мир разделен надвое

Seasons of life
Храп — это нормально, а прививки вызывают аутизм: мифы о здоровье, в которые многие продолжают верить Храп — это нормально, а прививки вызывают аутизм: мифы о здоровье, в которые многие продолжают верить

Устаревшие представления о здоровье, в которые мы до сих пор верим

ТехИнсайдер
Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя Удержи меня, если сможешь: как короткий контент захватывает внимание пользователя

В чем главное преимущество коротких форматов?

ТехИнсайдер
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Ромашка Ромашка

Весь день она вспоминала о Чифе и мысленно улыбалась ему

СНОБ
Relax, Take It Easy Relax, Take It Easy

Что самое важное в совместном отдыхе для Алексея и Лейсан Чадовых

OK!
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
Переплавка Луны омолодила ее на пару сотен миллионов лет Переплавка Луны омолодила ее на пару сотен миллионов лет

Планетологи заново оценили возраст Луны, теперь он составляет 4,43–4,53 млрд лет

N+1
Как проходил суд над Иосифом Бродским. Отрывок из книги Фриды Вигдоровой Как проходил суд над Иосифом Бродским. Отрывок из книги Фриды Вигдоровой

Глава из книги правозащитницы Фриды Вигдоровой «Дневник матери»

СНОБ
Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера Трогательные отношения: что делать, если вам не хватает прикосновений партнера

Почему на самом деле важен телесный контакт? Какую роль в отношениях он играет?

Psychologies
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
В кругу друзей В кругу друзей

Новый год – самое время, чтобы исправить ошибки и наладить контакт с окружающими

Лиза
Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли» Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли»

Как реализуются проекты комплексного развития территорий?

ФедералПресс
Время чудес Время чудес

Молодые актеры о веселых и трогательных воспоминаниях нового года

Grazia
«Мы готовы и хотим развиваться» «Мы готовы и хотим развиваться»

Директор компании «ГТ Энерго» — о перспективах распределенной энергетики

Монокль
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Хмелита: день сегодняшний и завтрашний Хмелита: день сегодняшний и завтрашний

О нынешнем дне усадьбы Хмелита и всего музея-заповедника

Знание – сила
Тройное открытие Тройное открытие

Что это – трикладушка? Гармошка? Складной планшет?

ТехИнсайдер
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
Открыть в приложении