Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техникаHi-Tech

Защитники команды «Локомотив»

Иван Варгатый

Электровоз ВЛ82М с грузовым поездом на участке Святогорск – Купянск

«Кем и когда проклято это место? Почему в этом строгом квадрате, обрамленном рядами колючки, в декабре еще нет снега?» – вспомнил Дмитрий Михайлович, глядя на зеленый огонь выходного светофора через бельмо мелкого дождя. В конце 80-х, когда он только поехал помощником, декабрь был декабрем – снежные передувы на путях, изредка – ледяные пробки в пневмосистеме, коль зазевался с продувкой... Но сейчас, в декабре 2011-го, залитые осерненной редукторной смазкой, сдобренные остатками квелых листьев и водой пути Красного Лимана превратились в склизкую рыбью кожу, а ему предстояло на этой склизкой коже взять с места тяжелый грузовой поезд.

Восемь осей советского электровоза против нескольких тысяч тонн окатышей. Поневоле вспомнишь строки недавно прочитанной Михалычем повести Константина Воробьёва, напечатанной под закат Союза. Не в чести после войны были такие произведения – все, что не укладывалось в идеологию строительства коммунизма, срезалось опасной бритвой. «Зато, – думал Михалыч, – электровозы делали на века – сколько лет в следующем году нашей «Маше», сорок? А бегает исправно, хоть ее и гоняют в хвост и в гриву. Довезла в Лиман – довезет и обратно в Купянск».

Потихоньку выползаем с бокового пути. Машинист не щелкает собачкой осторожно, как молодой: от этого броски тока плавней не станут, двигает рукой уверенно. Просто не лезем на рожон, песок понемногу, ток понемногу, вытянем хвост, там и легче станет – перегон до Форпостной прямой, как стрела, и рельсы на перегоне чище. Надо лишь успеть разогнаться на пробу тормозов, а дальше проще будет. С легким воем дышат жалюзи вентиляторов, с воздухом втягивая ведра воды, из-под кузова им вторят редукторы. Главный бас хора – трансформатор – пока молчит, до Святогорска постоянный ток.

Контроллер машиниста ВЛ82М. Слева – режимная рукоятка, справа – главная, внизу – щель для реверсивной

Справа показалась заложенная кирпичом старая путейская казарма – и как раз подошла скорость. Сняв маленькой рукояткой шунты, Дмитрий Михайлович вдавил кнопку на большой и перешел на «параллель». В глубинах высоковольтной грохнули мостовые контакторы, амперметр, дремавший где-то на полутора сотнях, живо показал солидные цифры. На постоянном токе с ВЛ82М не сравнится никто из старой гвардии – куда уж одногодку ВЛ11, почему-то пошедшему в серию со старыми слабыми двигателями от «десятки». Но сейчас могучие двигатели подвели.

Михалыч почти выбрал реостат, когда за спиной словно разорвалась граната, и на пульте загорелась лампа «БВ-КВЦ». Ток пропал. Вот она, всепроникающая сырость дождливой зимы! Двигатели набрали влаги и не выдержали двух киловольт на брата. Ладно, задняя секция тянет, набираем еще немного, для верности палец под писец скоростемера, чтоб гарантированно нарисовались 50 км/ч, сброс и проба… Поезд послушно замедлился, довольно быстро отпустил, выжидаем время – и можно ехать дальше.

Сработавший БВ – быстродействующий выключатель – давно включен, побежала по зубцам собачка контроллера, вновь загудели редукторы. Сериес-параллельное пройдено успешно, пора снова выбрать параллельное, но осторожно. Переход! А теперь по одной… Щелк… Щелк… Щелк… 32… 33… В прошлый раз выбило почти в самом конце, на 36-й или 37-й, так что не будем наглеть, оставим пока 33-ю, а там, глядишь, и изоляция под током подсохнет. Реостат на «Маше» спалить невозможно: под ним два вентилятора, пусть воют, а у нас впереди Святогорск, съезд с харьковского направления на Купянск и переход на переменный ток.

В защите нуждается все – и суверенитет государства, и квартирная электропроводка. Брешь в суверенитете оборачивается в лучшем случае «догоном и перегоном», судорожными попытками импортозамещения, а несрабатывание защиты в квартирном щитке – пожаром, иногда съедающим несколько квартир. Локомотив – где-то посередине. Мало ток выработать или снять с контактной сети – надо еще защитить сеть и сам локомотив от разрушительного действия тока короткого замыкания, если что-то произошло с оборудованием. Поэтому помимо тяговых двигателей, аппаратов регулирования и, если это электровоз, токоприемников на борту есть масса аппаратов защиты.

Путь тока на электровозе начинается с токоприемника. Кто-то из читателей спросит: почему речь все время об электровозах? Тепловозы – отдельный мир, им будет посвящена не одна статья, но для начала – основной вид тяги железных дорог России. В следующей статье цикла будет рассказано о ходовой части локомотивов, а потом будет статья и о тепловозах, но сегодня – преимущественно об электровозах, а также об одинаково устроенных аппаратах – например, реле боксования.

Итак, токоприемники, они же ТП. Обыватель привык их называть «дуга» или «рога», в крайнем случае – «пантограф». ТП в виде дуги (бугель), и правда, широко применялся, особенно на трамваях, и применяется сейчас в городах с плохой контактной сетью – фото 1 на рисунке. Но на железнодорожной технике применяются разновидности пантографа. Обычный пантограф (2) состоит из четырех рам – двух верхних и двух нижних, у полупантографа (3) вместо нижних рам одиночные штанги, а у асимметричного полупантографа (4) вообще отсутствует одна сторона. Контактные накладки полоза у старых токоприемников сделаны либо из меди, либо из графита, у трамваев – из алюминия, а у современных асимметричных, как правило, металлокерамические.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
В рабочий полдень В рабочий полдень

6 простых способов прогнать сонливость в разгар дня

Лиза
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
«Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек» «Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек»

Что переносит система циркуляции крови

N+1
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Джессика Джессика

Всего за год Jessica Gallery собрала пул актуальнейших художников

Собака.ru
Теневые короли и их великий «Шелковый путь 2.0» Теневые короли и их великий «Шелковый путь 2.0»

«Шелковый путь»: сетевая империя, которая изменила очень многое в XXI веке

P.I.C. Partner In Crime
Укрощение рубля Укрощение рубля

Как Россия в очередной раз справилась с американскими санкциями

Деньги
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Кто заменит иностранную цифру Кто заменит иностранную цифру

Российские IT-компании наращивают темпы в импортозамещении ПО

Монокль
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Музыка может изменить ваше отношение к прошлому Музыка может изменить ваше отношение к прошлому

Исследование: музыка может изменить то, как вы запоминаете прошлое

ТехИнсайдер
Смешанный стиль Смешанный стиль

Volkswagen, который пришел с Востока

Автопилот
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Как Катерина Карасева помогает людям с инвалидностью получать средства реабилитации Как Катерина Карасева помогает людям с инвалидностью получать средства реабилитации

Как работает сервис «Поза 24/7» по подбору средств реабилитации?

Forbes
Юрий и Валентина (часть первая) Юрий и Валентина (часть первая)

Как забота о детях отражается на семейных отношениях партнеров? Личная история

СНОБ
Сами себя заработают Сами себя заработают

Если копить никак не получается, пора изучить все скрытые возможности денег

VOICE
Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики! Чем могли бы болеть принцессы Disney? Вот что скрывают знаменитые мультики!

Болезни принцесс Disney: от болезней легких у Золушки до травм у Покахонтас

ТехИнсайдер
Фатима Дзгоева: «Многие ищут средство Макропулоса, только не от старения, а для похудения. Но его ещё никто не придумал, оно в нас самих» Фатима Дзгоева: «Многие ищут средство Макропулоса, только не от старения, а для похудения. Но его ещё никто не придумал, оно в нас самих»

Фатима Дзгоева об ожирении, воспалительных клетках и ИМТ

Здоровье
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
К духам воды К духам воды

Шаманизм — важная составляющая жизни бурят. Каждый обряд проходит по-разному

Seasons of life
Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба

Парасту Ахмади была арестована за то, что нарушила иранские законы

Psychologies
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа

Удивительные встречи. Одно из таких знакомств — с путешественником Юрием Лыхиным

Seasons of life
Границы ключ Границы ключ

Как далеко можно пускать к себе мужчину на разных этапах отношений?

VOICE
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Открыть в приложении