Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техникаHi-Tech

Защитники команды «Локомотив»

Иван Варгатый

Электровоз ВЛ82М с грузовым поездом на участке Святогорск – Купянск

«Кем и когда проклято это место? Почему в этом строгом квадрате, обрамленном рядами колючки, в декабре еще нет снега?» – вспомнил Дмитрий Михайлович, глядя на зеленый огонь выходного светофора через бельмо мелкого дождя. В конце 80-х, когда он только поехал помощником, декабрь был декабрем – снежные передувы на путях, изредка – ледяные пробки в пневмосистеме, коль зазевался с продувкой... Но сейчас, в декабре 2011-го, залитые осерненной редукторной смазкой, сдобренные остатками квелых листьев и водой пути Красного Лимана превратились в склизкую рыбью кожу, а ему предстояло на этой склизкой коже взять с места тяжелый грузовой поезд.

Восемь осей советского электровоза против нескольких тысяч тонн окатышей. Поневоле вспомнишь строки недавно прочитанной Михалычем повести Константина Воробьёва, напечатанной под закат Союза. Не в чести после войны были такие произведения – все, что не укладывалось в идеологию строительства коммунизма, срезалось опасной бритвой. «Зато, – думал Михалыч, – электровозы делали на века – сколько лет в следующем году нашей «Маше», сорок? А бегает исправно, хоть ее и гоняют в хвост и в гриву. Довезла в Лиман – довезет и обратно в Купянск».

Потихоньку выползаем с бокового пути. Машинист не щелкает собачкой осторожно, как молодой: от этого броски тока плавней не станут, двигает рукой уверенно. Просто не лезем на рожон, песок понемногу, ток понемногу, вытянем хвост, там и легче станет – перегон до Форпостной прямой, как стрела, и рельсы на перегоне чище. Надо лишь успеть разогнаться на пробу тормозов, а дальше проще будет. С легким воем дышат жалюзи вентиляторов, с воздухом втягивая ведра воды, из-под кузова им вторят редукторы. Главный бас хора – трансформатор – пока молчит, до Святогорска постоянный ток.

Контроллер машиниста ВЛ82М. Слева – режимная рукоятка, справа – главная, внизу – щель для реверсивной

Справа показалась заложенная кирпичом старая путейская казарма – и как раз подошла скорость. Сняв маленькой рукояткой шунты, Дмитрий Михайлович вдавил кнопку на большой и перешел на «параллель». В глубинах высоковольтной грохнули мостовые контакторы, амперметр, дремавший где-то на полутора сотнях, живо показал солидные цифры. На постоянном токе с ВЛ82М не сравнится никто из старой гвардии – куда уж одногодку ВЛ11, почему-то пошедшему в серию со старыми слабыми двигателями от «десятки». Но сейчас могучие двигатели подвели.

Михалыч почти выбрал реостат, когда за спиной словно разорвалась граната, и на пульте загорелась лампа «БВ-КВЦ». Ток пропал. Вот она, всепроникающая сырость дождливой зимы! Двигатели набрали влаги и не выдержали двух киловольт на брата. Ладно, задняя секция тянет, набираем еще немного, для верности палец под писец скоростемера, чтоб гарантированно нарисовались 50 км/ч, сброс и проба… Поезд послушно замедлился, довольно быстро отпустил, выжидаем время – и можно ехать дальше.

Сработавший БВ – быстродействующий выключатель – давно включен, побежала по зубцам собачка контроллера, вновь загудели редукторы. Сериес-параллельное пройдено успешно, пора снова выбрать параллельное, но осторожно. Переход! А теперь по одной… Щелк… Щелк… Щелк… 32… 33… В прошлый раз выбило почти в самом конце, на 36-й или 37-й, так что не будем наглеть, оставим пока 33-ю, а там, глядишь, и изоляция под током подсохнет. Реостат на «Маше» спалить невозможно: под ним два вентилятора, пусть воют, а у нас впереди Святогорск, съезд с харьковского направления на Купянск и переход на переменный ток.

В защите нуждается все – и суверенитет государства, и квартирная электропроводка. Брешь в суверенитете оборачивается в лучшем случае «догоном и перегоном», судорожными попытками импортозамещения, а несрабатывание защиты в квартирном щитке – пожаром, иногда съедающим несколько квартир. Локомотив – где-то посередине. Мало ток выработать или снять с контактной сети – надо еще защитить сеть и сам локомотив от разрушительного действия тока короткого замыкания, если что-то произошло с оборудованием. Поэтому помимо тяговых двигателей, аппаратов регулирования и, если это электровоз, токоприемников на борту есть масса аппаратов защиты.

Путь тока на электровозе начинается с токоприемника. Кто-то из читателей спросит: почему речь все время об электровозах? Тепловозы – отдельный мир, им будет посвящена не одна статья, но для начала – основной вид тяги железных дорог России. В следующей статье цикла будет рассказано о ходовой части локомотивов, а потом будет статья и о тепловозах, но сегодня – преимущественно об электровозах, а также об одинаково устроенных аппаратах – например, реле боксования.

Итак, токоприемники, они же ТП. Обыватель привык их называть «дуга» или «рога», в крайнем случае – «пантограф». ТП в виде дуги (бугель), и правда, широко применялся, особенно на трамваях, и применяется сейчас в городах с плохой контактной сетью – фото 1 на рисунке. Но на железнодорожной технике применяются разновидности пантографа. Обычный пантограф (2) состоит из четырех рам – двух верхних и двух нижних, у полупантографа (3) вместо нижних рам одиночные штанги, а у асимметричного полупантографа (4) вообще отсутствует одна сторона. Контактные накладки полоза у старых токоприемников сделаны либо из меди, либо из графита, у трамваев – из алюминия, а у современных асимметричных, как правило, металлокерамические.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
«Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством «Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством

Кино о женщине, которая балансирует между ролью матери и опасной работой

Forbes
Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Счастья, здоровья: как нестандартно, но корректно поздравить коллег и партнеров с наступающими праздниками Счастья, здоровья: как нестандартно, но корректно поздравить коллег и партнеров с наступающими праздниками

Как же емко, красиво и достойно поздравить коллег и партнеров с новым годом

Psychologies
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
«Крым» – первый советский супертанкер «Крым» – первый советский супертанкер

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техника
Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы» Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы»

На счету Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов

Караван историй
Гуляем! Гуляем!

За что могут оштрафовать в новогоднюю ночь

Лиза
Relax, Take It Easy Relax, Take It Easy

Что самое важное в совместном отдыхе для Алексея и Лейсан Чадовых

OK!
«Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии «Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии

О слабости Люка к фастфуду и увлечении компьютерными играми

Forbes
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее

Основатели Simple — зачем нужно покупать вино, разлитое в год рождения детей

РБК
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин

Как появился и за счет чего вырос бренд подвесок из бусин Krivokoso

Forbes
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг

Нейронные представления одиноких людей отличаются от типичных для их группы

ТехИнсайдер
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
«Это__была__мечта» «Это__была__мечта»

Группе Uma2rman — 20 лет! История их успеха напоминает череду счастливых случаев

OK!
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
«Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история «Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история

Почему не стоит испытывать чувство вины за свои решения и как что-то поменять

Psychologies
Все аварии и катастрофы самолетов Sukhoi Superjet 100 Все аварии и катастрофы самолетов Sukhoi Superjet 100

Российский ближнемагистральник «Сухой» — не самый безопасный самолет в мире

Maxim
Открыть в приложении