Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техникаHi-Tech

Защитники команды «Локомотив»

Иван Варгатый

Электровоз ВЛ82М с грузовым поездом на участке Святогорск – Купянск

«Кем и когда проклято это место? Почему в этом строгом квадрате, обрамленном рядами колючки, в декабре еще нет снега?» – вспомнил Дмитрий Михайлович, глядя на зеленый огонь выходного светофора через бельмо мелкого дождя. В конце 80-х, когда он только поехал помощником, декабрь был декабрем – снежные передувы на путях, изредка – ледяные пробки в пневмосистеме, коль зазевался с продувкой... Но сейчас, в декабре 2011-го, залитые осерненной редукторной смазкой, сдобренные остатками квелых листьев и водой пути Красного Лимана превратились в склизкую рыбью кожу, а ему предстояло на этой склизкой коже взять с места тяжелый грузовой поезд.

Восемь осей советского электровоза против нескольких тысяч тонн окатышей. Поневоле вспомнишь строки недавно прочитанной Михалычем повести Константина Воробьёва, напечатанной под закат Союза. Не в чести после войны были такие произведения – все, что не укладывалось в идеологию строительства коммунизма, срезалось опасной бритвой. «Зато, – думал Михалыч, – электровозы делали на века – сколько лет в следующем году нашей «Маше», сорок? А бегает исправно, хоть ее и гоняют в хвост и в гриву. Довезла в Лиман – довезет и обратно в Купянск».

Потихоньку выползаем с бокового пути. Машинист не щелкает собачкой осторожно, как молодой: от этого броски тока плавней не станут, двигает рукой уверенно. Просто не лезем на рожон, песок понемногу, ток понемногу, вытянем хвост, там и легче станет – перегон до Форпостной прямой, как стрела, и рельсы на перегоне чище. Надо лишь успеть разогнаться на пробу тормозов, а дальше проще будет. С легким воем дышат жалюзи вентиляторов, с воздухом втягивая ведра воды, из-под кузова им вторят редукторы. Главный бас хора – трансформатор – пока молчит, до Святогорска постоянный ток.

Контроллер машиниста ВЛ82М. Слева – режимная рукоятка, справа – главная, внизу – щель для реверсивной

Справа показалась заложенная кирпичом старая путейская казарма – и как раз подошла скорость. Сняв маленькой рукояткой шунты, Дмитрий Михайлович вдавил кнопку на большой и перешел на «параллель». В глубинах высоковольтной грохнули мостовые контакторы, амперметр, дремавший где-то на полутора сотнях, живо показал солидные цифры. На постоянном токе с ВЛ82М не сравнится никто из старой гвардии – куда уж одногодку ВЛ11, почему-то пошедшему в серию со старыми слабыми двигателями от «десятки». Но сейчас могучие двигатели подвели.

Михалыч почти выбрал реостат, когда за спиной словно разорвалась граната, и на пульте загорелась лампа «БВ-КВЦ». Ток пропал. Вот она, всепроникающая сырость дождливой зимы! Двигатели набрали влаги и не выдержали двух киловольт на брата. Ладно, задняя секция тянет, набираем еще немного, для верности палец под писец скоростемера, чтоб гарантированно нарисовались 50 км/ч, сброс и проба… Поезд послушно замедлился, довольно быстро отпустил, выжидаем время – и можно ехать дальше.

Сработавший БВ – быстродействующий выключатель – давно включен, побежала по зубцам собачка контроллера, вновь загудели редукторы. Сериес-параллельное пройдено успешно, пора снова выбрать параллельное, но осторожно. Переход! А теперь по одной… Щелк… Щелк… Щелк… 32… 33… В прошлый раз выбило почти в самом конце, на 36-й или 37-й, так что не будем наглеть, оставим пока 33-ю, а там, глядишь, и изоляция под током подсохнет. Реостат на «Маше» спалить невозможно: под ним два вентилятора, пусть воют, а у нас впереди Святогорск, съезд с харьковского направления на Купянск и переход на переменный ток.

В защите нуждается все – и суверенитет государства, и квартирная электропроводка. Брешь в суверенитете оборачивается в лучшем случае «догоном и перегоном», судорожными попытками импортозамещения, а несрабатывание защиты в квартирном щитке – пожаром, иногда съедающим несколько квартир. Локомотив – где-то посередине. Мало ток выработать или снять с контактной сети – надо еще защитить сеть и сам локомотив от разрушительного действия тока короткого замыкания, если что-то произошло с оборудованием. Поэтому помимо тяговых двигателей, аппаратов регулирования и, если это электровоз, токоприемников на борту есть масса аппаратов защиты.

Путь тока на электровозе начинается с токоприемника. Кто-то из читателей спросит: почему речь все время об электровозах? Тепловозы – отдельный мир, им будет посвящена не одна статья, но для начала – основной вид тяги железных дорог России. В следующей статье цикла будет рассказано о ходовой части локомотивов, а потом будет статья и о тепловозах, но сегодня – преимущественно об электровозах, а также об одинаково устроенных аппаратах – например, реле боксования.

Итак, токоприемники, они же ТП. Обыватель привык их называть «дуга» или «рога», в крайнем случае – «пантограф». ТП в виде дуги (бугель), и правда, широко применялся, особенно на трамваях, и применяется сейчас в городах с плохой контактной сетью – фото 1 на рисунке. Но на железнодорожной технике применяются разновидности пантографа. Обычный пантограф (2) состоит из четырех рам – двух верхних и двух нижних, у полупантографа (3) вместо нижних рам одиночные штанги, а у асимметричного полупантографа (4) вообще отсутствует одна сторона. Контактные накладки полоза у старых токоприемников сделаны либо из меди, либо из графита, у трамваев – из алюминия, а у современных асимметричных, как правило, металлокерамические.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
«Мониторинг магнитного поля — это наш компас» «Мониторинг магнитного поля — это наш компас»

Каково вырасти в семье политического деятеля и философа, а стать математиком?

Наука
Привычка к будущему Привычка к будущему

В этом номере мы решили посмотреть, какие тренды сформировали наше настоящее

РБК
Я — сноб: винодел Михаил Николаев Я — сноб: винодел Михаил Николаев

Винодел Михаил Николаев — о любви к чаю и дегустациям сыра

СНОБ
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы

Inс. выбрал интересные локальные проекты из разных городов России

Inc.
Разреши себе отдохнуть! Разреши себе отдохнуть!

Почему мы продолжаем работать даже в отпуске?

Лиза
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
10 самых полезных продуктов для сердца 10 самых полезных продуктов для сердца

Здоровье сердца во многом зависит от того, что лежит на нашей тарелке

Добрые советы
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Аллергия на холод Аллергия на холод

Холодовая аллергия – одно из самых парадоксальных заболеваний

Здоровье
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Трофеи Вьетконга Трофеи Вьетконга

Во время Вьетнамской войны почтовые марки выпускала не только Республика Вьетнам

Дилетант
Следующее желание Следующее желание

В этой новогодней истории встретились две главные темы – Байкал и Новый год

Seasons of life
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
10 весомых фактов 10 весомых фактов

Ученые открыли немало способов, помогающих легко держать вес под контролем

Лиза
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
Когда-то по Земле ходили «мега-пингвины»! Интересные факты о доисторических птицах ростом с человека Когда-то по Земле ходили «мега-пингвины»! Интересные факты о доисторических птицах ростом с человека

Какими были гигантские доисторические пингвины и почему они исчезли?

ТехИнсайдер
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему маленькая выставка и действительно ли большого художника?

Наука и жизнь
«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Время Льва. Зимнее небо Время Льва. Зимнее небо

Об одном из самых крупных зодиакальных созвездий — созвездии Лев

Наука и жизнь
Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков

Представьте: вы возвращаетесь домой и начинается... денежный дождь!

ТехИнсайдер
«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
«Ай да валенки!» «Ай да валенки!»

Валенки — обувь, которая никогда не устареет

Зеркало Мира
5 признаков того, что ваши отношения функциональны, но лишены любви 5 признаков того, что ваши отношения функциональны, но лишены любви

Кажется, что в ваших отношениях чего-то не хватает?

Psychologies
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
Где живут люди-рыбы Где живут люди-рыбы

В Юго-Восточной Азии живут люди, не представляющие себя без моря и свободы

Зеркало Мира
Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея

Какие картины студии Disney вызывали недовольство публики?

СНОБ
Открыть в приложении