Что смотреть на выходных: «Арман», «Амадей», «Степной волк» и «Присяжный номер два»
В кинотеатрах можно посмотреть, кого Норвегия в этом году отправляет на «Оскар», и пересмотреть отреставрированную классику Милоша Формана, у которой этих «Оскаров» целых восемь! На стримингах же брутальный казахский вестерн от мастера жанрового кино Адильхана Ержанова и 40-й фильм в карьере легендарного Клинта Иствуда.
«Арман»/Armand (2024)
Режиссер: Хальвдан Ульман Тендель
В ролях: Ренате Реинсве, Эллен Доррит Петерсен, Эйстейнер Регер и другие.
«Арман», лучший дебют Каннского кинофестиваля 2024 года, — это сцены из родительской жизни, снятые внуком Ингмара Бергмана. Камерная разговорная драма разворачивается в пустых классах норвежской школы, куда срочно вызывают актрису Элизабет (Ренате Реинсве) по поводу ее шестилетнего сына Армана. Поведение мальчика совсем не соответствует его возрасту, что пугает и его одноклассников, и учителей, до которых уже не в первый раз доносятся слухи о том, как парень унижает ровесников. Мама, услышав, что сделал ее сын, отказывается верить своим ушам. Но является ли это реакцией, вызванной материнским инстинктом, или же она рационально оценивает ситуацию и знает, что ее Арман так бы никогда не поступил? Зрителю предстоит выслушать все мнения сторон и сделать свой вывод.
Внук Бергмана делает первые шаги по дедушкиным стопам, снимая психологическую драму с эмоционально нестабильной героиней в центре истории. Во многом кино также похоже на чуть более душную «Резню» Романа Полански тем, что основной конфликт все же завязывается на столкновении взглядов и «правд» родителей двух детей, один из которых пострадал от действий другого. Тендель, безусловно, новых горизонтов не открывает, но то, что в его крови течет довольно тонкое восприятие кинематографа, унаследованное от именитых прародителей, бросается в глаза сразу. Режиссер умело оперирует тишиной, вскрывая таким образом психологические нарывы персонажей, в частности Элизабет, что открывает для актрисы Ренате Реинсве широкий простор для демонстрации своих драматических умений.
«Арман» — это интеллектуальная провокация, смелый фильм на смелую тему, просмотр которого определенно не всем родителям дастся легко. Хальвдан Ульман Тендель местами перекручивает с пафосом и артистизмом, выдавая один высокопарный образ за другим, что превращает его кино в подобие арт-инсталляции в скандинавском стиле. Но в конце дня, когда родительское собрание все-таки закончится, неоспоримый талант Реинсве (особенно вырвавшаяся из нее истерика) поможет зрителю вынести с собой много важных мыслей о том, каково на самом деле ребенка воспитывать в одиночку.