Почему маленькая выставка и действительно ли большого художника?

Наука и жизньКультура

Маленькая выставка большого художника

Почему маленькая и действительно ли большого?

Рассказывают Ирина Анатольевна Вакар, главный научный сотрудник отдела живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), и Игорь Владимирович Смекалов, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела графики ХХ века ГТГ, — кураторы выставки «Алексей Моргунов. Среди первых» в Новой Третьяковке на Крымском валу.

Беседует и записывает Наталия Данилевская.

Рассказ получился продолжительным, многотемным, очень непростым. Поэтому я попыталась поступить аналогично тому, как поступали с объектами своих исследований кубисты: я разрубила материал на куски и снова собрала. Кубистом Алексей Алексеевич Моргунов (1884—1935), безусловно, был. И не только кубистом. Н. Д.

Ирина Анатольевна Вакар и Игорь Владимирович Смекалов на открытии выставки «Алексей Моргунов. Среди первых» в Новой Третьяковке 12 сентября 2024 года.

Вместо эпиграфа или вступления

Ирина Вакар: …Когда-нибудь, когда будет настоящая, большая выставка, когда окажется возможным привезти вещи Моргунова из музеев разных городов и стран, так интересно будет сопоставить его кубизм, кубофутуризм, алогизм. И его послепарижские работы, многие из которых мы теперь не можем показать, а в них сохраняется парижская стилистика. Тогда будет виден весь масштаб его поисков, динамика его творческого движения. Даже его кубистические картины — они все разные!

Игорь Смекалов: …Искренне считаю, что у этого человека случайных движений не было. Например, сам факт, что он оказался рядом с Малевичем, когда рождался супрематизм, решал близкие задачи, но не стал супрематистом, — принципиальная позиция. И с Татлиным у него та же история повторяется… Он рядом, но не превращается в последователя Татлина. Моргунов, прежде всего, живописец, невероятно восприимчивый, чуткий и последовательный в своей оценке тех событий, которые он анализирует. Главное в его искусстве — анализ живописной формы.

И. В.: Наша нынешняя (первая!) выставка произведений Алексея Моргунова не рассчитана на большой шум и большой успех. Это как бы пунктирная линия, которая обозначает движение художника в его не очень долгой жизни — он прожил пятьдесят лет, но он много сделал! И у него не было периодов упадка! Не было эволюции, которая спускается вниз, как у очень многих советских художников, начинавших ярко, а закончивших традиционно.

Часть первая. Малоизвестный художник

И. В.: Алексей Моргунов не дожил до самых печальных времён. Но ему уже пришлось ездить в командировки, писать стройки и у него есть официальный портрет Ворошилова… При этом он оставался художником, который находил интересные и актуальные решения. Если бы выставка была большой и проходила бы в тех залах, где только что закончилась выставка Васнецовых, если бы мы смогли свезти его вещи из разных стран, тогда бы все увидели, что это — незаурядный художник. Но для нас было важно, чтобы возник некоторый «звук» вокруг этого имени. Потому что оно неизвестно, как это ни странно, даже искусствоведам. Только специалисты по авангарду его знают и моментально реагируют. А другие искусствоведы, когда мы начали подготовку к выставке, спрашивали: кто это, откуда он, из какой среды? Мы отвечали: да это же сын Саврасова, его жена последняя, гражданская, мать Алексея Моргунова, жила во «вдовьем» доме, где сейчас научные сотрудники Третьяковки сидят, — и коллеги очень удивлялись.

Ирина Анатольевна показывает в каталоге картину А. А. Моргунова «Ворошилов в Донбассе». Из подписи в каталоге: «ГМИ РК им. Савицкого… Предлагаемая датировка: начало 1930-х. Вероятно, картина выполнялась по заказу, но осталась в мастерской как неоконченная или отвергнутая выставкомом». Фото Наталии Данилевской

— Почему же Моргунова мало знают?

И. В.: Потому что он не был конкурентноспособным — не по уровню таланта, а по боевитости характера. Он со всеми дружил. И он был единственным, кто дружил и с Татлиным, и с Малевичем, главными соперниками в авангарде. Такой удивительный человек! Он был, видимо, мягкий по натуре, застенчивый. Варвара Малахиева-Мирович* — она знала Моргунова в юные годы — пишет в своём дневнике, часть его мы приводим в каталоге, что от застенчивости Лёня (так она его называет) бывал иногда грубоват…

* Варвара Григорьевна Малахиева-Мирович (1869—1954) — поэт, редактор, театральный критик, переводчик. Её «Дневник», составляющий 180 тетрадей, хранится в Доме-музее Марины Цветаевой. (Прим. из каталога выставки «Алексей Моргунов. Среди первых».)

Из дневника В. Малахиевой-Мирович:

«Лёня Моргунов, 17 лет. Облик монастырского служки — худощавое, строгого выражения смуглое лицо, тёмные сосредоточенные глаза, негустые, гладкие волосы почти до плеч. Ходил в распускной синей блузе. Был до дикости застенчив, от застенчивости отрывисто-грубоват. Я и мои приятельницы были вдвое старше его. Его случайно познакомила со мной моя квартирохозяйка с целью продать мне или кому-нибудь через меня какой-то его эскиз. Это было, помнится, розовое, туманно-снежное зимнее поле и вдалеке на нём одинокие сани. Были и другие эскизы. Кое-что нам удалось продать. Лёня был очень беден…»

Портрет. 1913—1914. Холст, масло. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Он не был публичным человеком. Хотя он и выступал, и преподавал, но шума вокруг себя как-то вот не создал — не создал образа активного революционера в искусстве. Хотя он им был! Как и все авангардисты.

— На выставке, да и в каталоге, по-моему, только один автопортрет художника Моргунова. Вероятно, он не был романтиком, которому важно своё лицо. Он не всматривался в него.

И. В.: …Наверное.

— Но этот единственный «Автопортрет» — вещь ключевая, раз вы её на обложку каталога поместили. Или она просто хороша стилистически?

И. В.: Были разные предложения по обложке…

— К какому направлению эту работу отнести?

И. В.: Это — кубизм. Кубизм — это вообще какая-то логика, какой-то порядок. Поэтому у настоящих кубистов всегда можно понять, что изображено. Но Моргунов… Конечно, он знал Пикассо — во всяком случае, то, что было в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве. Но мыслил он иначе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гравитационные волны в атмосферах планет Гравитационные волны в атмосферах планет

Гравитационные волны и волны пространства-времени: в чем разница

Наука и жизнь
Разреши себе отдохнуть! Разреши себе отдохнуть!

Почему мы продолжаем работать даже в отпуске?

Лиза
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
Останетесь без волос: почему нельзя мыть голову горячей водой Останетесь без волос: почему нельзя мыть голову горячей водой

Горячий душ может навредить коже вашей головы

ТехИнсайдер
Царица наук… Царица наук…

Достижения российской астрономии за сто лет

Знание – сила
Государство недооценивает проблемы в АПК Государство недооценивает проблемы в АПК

Какие риски угрожают развитию АПК

Агроинвестор
Поэт Императорской гвардии Поэт Императорской гвардии

Поэты-эмигранты возвращались в Россию стихами. Но иным и того не довелось

Дилетант
Жизнь до жизни Жизнь до жизни

Отношения мамы и ребёнка начинаются задолго до появления малыша на свет

Здоровье
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Как влюбить в себя и удержать мужчину, не манипулируя им: 6 шагов Как влюбить в себя и удержать мужчину, не манипулируя им: 6 шагов

Может ли манипуляция в отношениях быть «во благо»?

Psychologies
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Видеосалонное искусство Видеосалонное искусство

«На расстоянии удара»: оммаж «Кровавому спорту» 35 лет спустя

Weekend
Зачем суровые древнегерманские воины носили с собой маленькие ложечки Зачем суровые древнегерманские воины носили с собой маленькие ложечки

Странный артефакт, сопровождавший воинов Римской империи практически всю жизнь

ТехИнсайдер
3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже 3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже

Какой вид пилинга выбрать? Разбираемся с косметологом-эстетистом

Psychologies
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
Жито Жито

Удивительно, как можно попасть в жернова истории и построить целый хутор

Seasons of life
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
20 популярных вопросов о посудомоечных машинах 20 популярных вопросов о посудомоечных машинах

Гид по посудомоечным машинам: всё, что вы хотели бы спросить

CHIP
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
7 способов укротить боль 7 способов укротить боль

Боль бывает разная, ноющая, колющая, резкая, слабая. Можно ли от неё избавиться?

Здоровье
Время Льва. Зимнее небо Время Льва. Зимнее небо

Об одном из самых крупных зодиакальных созвездий — созвездии Лев

Наука и жизнь
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
«Африка-Алкебулан: sentio ergo sum» «Африка-Алкебулан: sentio ergo sum»

Чему нам следует поучиться у Африки и африканцев?

Знание – сила
Каир: город святости, богатства и нищеты Каир: город святости, богатства и нищеты

Египет бывает разный! Послушаем бывалого путешественника

Зеркало Мира
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Утомленные ленью Утомленные ленью

Почему лениться так утомительно?

Лиза
Все болезни от нервов? Все болезни от нервов?

Специалисты считают: многие проблемы со здоровьем имеют психологическую основу

Добрые советы
Открыть в приложении