Дневник Музыка
Литавры Курентзиса
В июле состоится событие, ради которого можно отложить дачу и даже отпуск. Впервые в БЗК прозвучит шестая симфония Малера в исполнении оркестра MusicАeterna. Дирижер – Теодор Курентзис. Причем на сцене будет задействовано рекордное количество музыкантов – сто тридцать человек.
По нынешним временам собрать их всех вместе – задача невыполнимая. Теодору это удается не чаще чем раз в год. У музыкантов свои планы, ангажементы, контракты. Но Малер – это такая великая махина, ради которой переносятся премьеры и сдвигаются сроки гастролей. Он надвигается как тайфун, как смерч, который надо пережить всем вместе. Тем более что Шестая симфония так редко исполняется. Вначале они сыграют ее в Перми, на Дягилевском фестивале, потом в Москве. Собственно, два вечера, две кульминационные точки в безбрежном океане великой музыки, все прибывающей, не утихающей и бушующей под управлением Теодора Курентзиса. Долгое время мне казалось, что его территория – это барокко и Моцарт. Подвижный, легкий, игриво-насмешливый, со своими длинными руками, которым бы так пошла шпага. С волосами, собранными в неизменный хвостик, делающий его похожим на Вальмона из «Опасных связей». Собственно, Курентзис и есть Вальмон от классической музыки. Вечный соблазнитель, способный, как никто, создавать вокруг себя и музыки эротическое поле всеобщего притяжения. Он из породы monster sacré, священных чудовищ, почти уже вымерших на больших академических сценах, но которые еще водятся в российской провинции. Новосибирск, а потом и Пермь стали для него спасением, надежной берлогой, где он скрывается от столичного снобизма, ревности и зависти, чтобы абсолютно сосредоточиться на том, что он любит больше всего, – на музыке.
Сегодня достаточно одного лишь беглого взгляда на афишу Дягилевского фестиваля нынешнего года, чтобы оценить размах и масштаб его творческих амбиций. Тут и Верди, «Травиата» в постановке самого Роберта Уилсона, и старинная музыка ансамбля Graindelavoix из Бельгии, и мировая премьера новейшей оперы Tristia, написанной по заказу Пермского академического театра оперы и балета французом Филиппом Эрсаном, и, конечно, Малер.