Новые комбайны Ростсельмаша напоминают краулеры из «звездных войн»

Популярная механикаHi-Tech

Удивительные харвестеры

Текст: Александр Грек

Территория основной производственной площадки «Ростсельмаша» огромна – 148 га – и с высоты птичьего полета очертаниями напоминает Африку. Поэтому сотрудники на вопрос «вы где?» легко могут ответить: в Южной Африке, Конго или Тунисе. Сейчас мы находимся на «Мадагаскаре» – вынесенной немного в сторону экспозиционной площадке завода. Выставленные на ней машины напоминают скорее не привычную нам по старым фотографиям сельскохозяйственную технику, а краулеры из «звездных войн» или харвестеры из «дюны» и других фантастических фильмов. Это неудивительно – по-английски зерноуборочный комбайн как раз и называется словом harvester.

На площадке стоит комбайн RSM 161 – первая машина, которая создана на новой глобальной платформе, основанной на модульной архитектуре. Машина, построенная с нуля, нацелена на завоевание внешних рынков, хотя и о внутреннем никто не забывает. Харизматичный директор по маркетингу Прохор Дармов непрерывно сыплет цифрами: в лихие девяностые «Ростсельмаш » поставил антирекорд, выпустив за год всего 987 комбайнов устаревших моделей, доля рынка комбайнов в России в начале восстановления рыночных позиций компании балансировала в диапазоне 40–43%. А в этом году выпуск достигает 6000 комбайнов и доля превышает 70% рынка. И что самое интересное, сегодня «Ростсельмашу» принадлежит 17% мирового рынка уборочной техники, его машины вовсю колесят по полям США и Европы бок о бок с техникой главных конкурентов – американского John Deere и немецкого CLAAS. Впрочем, на «Ростсельмаше» предпочитают не говорить о прошлом, по-настоящему всех тут зажигает только будущее. И оно перед нами – представленное комбайном 7-го класса RSM 161. Поскольку конструкция модульная, на этой платформе можно делать комбайны разной производительности и разных схем – меньшей и большей классности. Всего существует восемь классов зерноуборочных комбайнов. Восьмой предназначен для уборки урожая на хороших высокоурожайных полях, а самый распространенный низший класс самоходных комбайнов – 3-й, для небольших фермерских хозяйств. Первый класс – мотоблоки с функцией среза и сноповязалкой, а комбайном нулевого класса в шутку называют серп.

Кабина для пилота

Наш визит в Ростов-на-Дону оказался удачным – Ростовская область только что собрала рекордный за всю историю урожай. Удалось и покататься на машинах. Удобная лестница ведет в кабину на высоту метров четырех. Сказать, что кабина огромная, – не сказать ничего. Я, например, не сразу заметил затерявшийся в ней холодильник. В кабине свободно помещаются трое, а двоим там полное раздолье. Пятая точка с комфортом утопает в подрессоренном кресле. В комбайне очень простая и неубиваемая безамортизационная подвеска, поэтому с неровностями и вибрациями сначала сражаются огромные колеса низкого давления, потом – подрессоренная кабина, и последний рубеж – кресло механизатора. Если раньше комбайнеры старались работать на заре или на закате, а полдень коротать в тени, то сейчас самое прохладное и комфортное место во время уборки – это кондиционированная кабина комбайна. Управление этой гигантской машиной простое, но непривычное. Небольшого размера рулевое колесо вращается левой рукой, для этого к ободу крепится удобная рукоятка. Правая рука лежит на джойстике, знакомом всем любителям компьютерных игр. Двигаешь джойстик вперед – комбайн плавно начинает движение, назад – дает задний ход. Там, где у геймеров кнопки переключения видов оружия и управления огнем, здесь – клавиши управления навесным оборудованием и собственно функциями комбайна. Помимо этого, вся информация выводится на дисплей. А еще комбайн может разговаривать на 14 языках, механизаторы зовут невидимую голосовую помощницу «Наташей».

Более 80% хлеба России убирается комбайнами «Ростсельмаша»

Cтавлю вторую передачу, плавно начинаю движение (чуть не написал «заплыв» – внутри чувствуешь себя как на корабле). Все машины вежливо уступают тебе дорогу, а инструктор только просит аккуратно проходить повороты – рулевые колеса у комбайна задние, поэтому с непривычки можно кормой что-нибудь снести и не заметить.

Самодвижущаяся фабрика

Головная площадка «Ростсельмаша» – одна из немногих в мире с почти полным циклом производства, на ее территории можно найти практически всё: от корпусов литья до современных складов, от рядов суперсовременных станков лазерной резки до испытательных полигонов и, конечно, несколько конвейеров для сборки комбайнов. Конвейер, на котором собирают одни из самых эффективных машин в мире, движется не по прямой, о ленте тут речь не идет. Огромные рамы с колесами устанавливают на квадратные поддоны размером с волейбольную площадку, они передвигаются на роликах, как квадраты в старой детской игре «пятнашки». К конечной точке приезжает почти собранный комбайн, только без кузовных панелей.

RSM 161. Вот так выглядит «изнутри» один из самых высокопроизводительных в мире комбайнов. Способен убрать за сезон свыше 2000 га даже в самых неблагоприятных условиях.

Такие «полуголые» комбайны выглядят как нечто среднее между фантастическими стимпанковскими механизмами и гигантскими часами. Огромное количество приводов, шкивов, передач, шестерней завораживает и не добавляет понимания того, как это все работает. Комбайны никогда не были маленькими – по сути это самодвижущаяся фабрика: срезает колосья, выбивает из колосков зерна, очищает зерна струей воздуха и еще много чего делает. Уже в середине XX века масса комбайна превысила 15 т, а стоящий перед нами на конвейере RSM 161 пустым весит более 16 т. И пока он едет по конвейеру, обрастая плотью, можно подробно разглядеть его устройство и разобраться в принципах работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Политическая география Тревора Паглена Политическая география Тревора Паглена

Жизнь в исполнении Паглена выглядит не слишком радостным киберпанком

Популярная механика
Добровольное безумие Добровольное безумие

К релизу альбома Can’t touch us now Madness прервали обет молчания

Playboy
Коллеги, не ссорьтесь! Коллеги, не ссорьтесь!

Когда на работе то и дело вспыхивают скандалы, хочется бросить все и уволиться. Не спеши. Лучше научись правильно вести себя во время конфликтов.

Лиза
Мокрое место Мокрое место

Перечень претензий к властям, не сумевшем справиться с летними потопами, пополнился еще и жалобами водителей, привлеченных к ответственности за потерянные в многочисленных лужах номера

АвтоМир
Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли

«Сноб» и Toyota этой весной предприняли одну из самых рискованных экспедиций – восхождение на Эверест. Путь до вершины был сложный: два автомобиля – Toyota Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado – сначала шли через весь Китай до Базового лагеря, Затем команды альпинистов встретились у подножия самой высокой горы на Земле и совершили успешное восхождение на вершину. Генеральный директор проекта «Сноб» Марина Геворкян вела автомобиль через Китай, а потом в отдельной группе предприняла попытку взойти на Северное Седло Эвереста (7000 метров). Как это было – в ее рассказе.

СНОБ
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Том IX: Светская жизнь

GQ
ВзБУЧка лишнему весу ВзБУЧка лишнему весу

Эта система питания создавалась для профессионалов-бодибилдеров. Но подойдет всем, кто стремится к стройным формам.

Добрые советы
В пользу бедных В пользу бедных

До 27 ноября в Венеции работает Биеннале архитектуры. Анастасия Углик подводит предварительные итоги выставки, а иллюстрируют ее мысли фотографии Юрия Пальмина.

AD
Hyundai Tucson Hyundai Tucson

Его теперь легко можно спутать с более дорогим Santa Fe, да и по повадкам новый Tucson – аппарат весьма серьезный

АвтоМир
Пол порции Пол порции

Гендерное равноправие восторжествует лишь тогда, когда мы признаемся себе, что женщины любят мясо с кровью, а мужчины смакуют пирожные с кремом.

GQ
Перемена ума Перемена ума

Недавно вышедший альбом группы Uma2rman «Пой, весна» неожиданно замешивает привычную лирику и отъявленное хулиганство. Владимир Кристовский рассказал «Снобу» о смене стиля, пользе вспыльчивости и воспитании нового поколения.

СНОБ
Признаю себя виновным Признаю себя виновным

Джаред Лето объясняет, как оставаться вечно молодым

Glamour
Действующие лица Действующие лица

Хирургической подтяжке лица сто лет. Альтернативы ей так и не придумано, но способ обойтись в буквальном смысле малой кровью уже есть.

Tatler
История одного бренда в картинках История одного бренда в картинках

BMW Group отмечает столетие. «Сноб» решил проследить историю марки в рекламных кампаниях разных лет – перед вами подборка старинной (и не очень) рекламы. Искусство художников, изобретательность копирайтеров, торжество подтекста и блеск полиграфии – есть что вспомнить.

СНОБ
Думы в черном Думы в черном

Марк Мейре, директор креативного агентства и неутомимый путешественник, ведет яркую жизнь. Но в его доме господствует лишь один цвет — черный.

AD
Владимир Сорокин Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: «Книгу можно облить слезами, вином, кровью»

Esquire
Лениться можно! Лениться можно!

Начался учебный год, и вместе с ним вернулись все родительские страхи: какие будут оценки, насколько успешным будет наш школьник и как наконец сделать так, чтобы он перестал лениться? Но, оказывается, мы многого не знаем о лени!

Домашний Очаг
Бетонный аргумент Бетонный аргумент

Художник из Мехико Педро Рейес и его спутница Карла Фернандес превратили заброшенную бетонную коробку в колоритное и интригующее жилище.

AD
Спор вместо скандала Спор вместо скандала

Мы выясняем отношения с близкими, коллегами и даже случайными прохожими, но договориться получается не всегда.

Лиза
Угол зрения Угол зрения

Хозяин этого дома очень любит углы — у его дома их не четыре, а целых девять. Наладить жизнь в таком непростом здании помогли Елена Чаброва и Инна Зольтманн.

AD
Продюсер года Продюсер года

Несмотря на то что снимать «Экипаж» пришлось в самый разгар кризиса, команда продюсеров успешно и не без изящества посадила свой самолет и смогла заработать не только деньги, но и зрительскую любовь.

GQ
Audi A6 Audi A6

Взгляд Audi A6 строг и холоден. В его экстерьере не найти ни малейшего намека на игривость и фривольность. Так ли он сдержан, как кажется?

АвтоМир
Pagani Huayra BC Pagani Huayra BC

Удивление и фантазия, скорость и безопасность. Горацио Пагани объединил эти главные качества в последней версии своего эксклюзивного суперкара. Смесь, надо сказать, получилась гремучая...

Quattroruote
Этапы становления Этапы становления

Почти десять лет мир ждал появления второго поколения купе Audi А5. А это – очень большой срок для автомобильной индустрии. Так как же изменился автомобиль и стоило ли его ждать так долго?

АвтоМир
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
Только спокойствие Только спокойствие

Этот производитель всегда был в авангарде технического прогресса, особенно когда это касалось систем безопасности. А сегодня, закрепив за собой звание самого безопасного автомобиля, Volvo претендует и на лавры в области дизайна и технологий.

The Rake
Исправляем ошибки окрашивания Исправляем ошибки окрашивания

Решила поменять цвет волос и недовольна результатом? Не торопись бежать в салон

Лиза
Цветущий вид Цветущий вид

Новый проект легендарного дизайнера Тони Баратты — интерьер поместья в Коннектикуте — так ярок и пестр, что напоминает букет садовых цветов.

AD
Женщина-мечта! Женщина-мечта!

Вы знаете ее? Конечно, знаете. У нее прекрасная фигура, низкий индекс массы тела и сияющее лицо без носогубных складок. В свои тридцать девять она выглядит на двадцать пять, а целлюлита у нее не наблюдается вовсе. Таких не бывает, говорит разум. Но...

Домашний Очаг
Преданный садовник Преданный садовник

В Провансе отреставрировали Шато‑де‑ла‑Коль‑Нуар, принадлежавшее Кристиану Диору. Об истории дома рассказывает Памела Макстоу.

AD
Открыть в приложении