Удивительные харвестеры
Территория основной производственной площадки «Ростсельмаша» огромна – 148 га – и с высоты птичьего полета очертаниями напоминает Африку. Поэтому сотрудники на вопрос «вы где?» легко могут ответить: в Южной Африке, Конго или Тунисе. Сейчас мы находимся на «Мадагаскаре» – вынесенной немного в сторону экспозиционной площадке завода. Выставленные на ней машины напоминают скорее не привычную нам по старым фотографиям сельскохозяйственную технику, а краулеры из «звездных войн» или харвестеры из «дюны» и других фантастических фильмов. Это неудивительно – по-английски зерноуборочный комбайн как раз и называется словом harvester.
На площадке стоит комбайн RSM 161 – первая машина, которая создана на новой глобальной платформе, основанной на модульной архитектуре. Машина, построенная с нуля, нацелена на завоевание внешних рынков, хотя и о внутреннем никто не забывает. Харизматичный директор по маркетингу Прохор Дармов непрерывно сыплет цифрами: в лихие девяностые «Ростсельмаш » поставил антирекорд, выпустив за год всего 987 комбайнов устаревших моделей, доля рынка комбайнов в России в начале восстановления рыночных позиций компании балансировала в диапазоне 40–43%. А в этом году выпуск достигает 6000 комбайнов и доля превышает 70% рынка. И что самое интересное, сегодня «Ростсельмашу» принадлежит 17% мирового рынка уборочной техники, его машины вовсю колесят по полям США и Европы бок о бок с техникой главных конкурентов – американского John Deere и немецкого CLAAS. Впрочем, на «Ростсельмаше» предпочитают не говорить о прошлом, по-настоящему всех тут зажигает только будущее. И оно перед нами – представленное комбайном 7-го класса RSM 161. Поскольку конструкция модульная, на этой платформе можно делать комбайны разной производительности и разных схем – меньшей и большей классности. Всего существует восемь классов зерноуборочных комбайнов. Восьмой предназначен для уборки урожая на хороших высокоурожайных полях, а самый распространенный низший класс самоходных комбайнов – 3-й, для небольших фермерских хозяйств. Первый класс – мотоблоки с функцией среза и сноповязалкой, а комбайном нулевого класса в шутку называют серп.
Кабина для пилота
Наш визит в Ростов-на-Дону оказался удачным – Ростовская область только что собрала рекордный за всю историю урожай. Удалось и покататься на машинах. Удобная лестница ведет в кабину на высоту метров четырех. Сказать, что кабина огромная, – не сказать ничего. Я, например, не сразу заметил затерявшийся в ней холодильник. В кабине свободно помещаются трое, а двоим там полное раздолье. Пятая точка с комфортом утопает в подрессоренном кресле. В комбайне очень простая и неубиваемая безамортизационная подвеска, поэтому с неровностями и вибрациями сначала сражаются огромные колеса низкого давления, потом – подрессоренная кабина, и последний рубеж – кресло механизатора. Если раньше комбайнеры старались работать на заре или на закате, а полдень коротать в тени, то сейчас самое прохладное и комфортное место во время уборки – это кондиционированная кабина комбайна. Управление этой гигантской машиной простое, но непривычное. Небольшого размера рулевое колесо вращается левой рукой, для этого к ободу крепится удобная рукоятка. Правая рука лежит на джойстике, знакомом всем любителям компьютерных игр. Двигаешь джойстик вперед – комбайн плавно начинает движение, назад – дает задний ход. Там, где у геймеров кнопки переключения видов оружия и управления огнем, здесь – клавиши управления навесным оборудованием и собственно функциями комбайна. Помимо этого, вся информация выводится на дисплей. А еще комбайн может разговаривать на 14 языках, механизаторы зовут невидимую голосовую помощницу «Наташей».
Cтавлю вторую передачу, плавно начинаю движение (чуть не написал «заплыв» – внутри чувствуешь себя как на корабле). Все машины вежливо уступают тебе дорогу, а инструктор только просит аккуратно проходить повороты – рулевые колеса у комбайна задние, поэтому с непривычки можно кормой что-нибудь снести и не заметить.
Самодвижущаяся фабрика
Головная площадка «Ростсельмаша» – одна из немногих в мире с почти полным циклом производства, на ее территории можно найти практически всё: от корпусов литья до современных складов, от рядов суперсовременных станков лазерной резки до испытательных полигонов и, конечно, несколько конвейеров для сборки комбайнов. Конвейер, на котором собирают одни из самых эффективных машин в мире, движется не по прямой, о ленте тут речь не идет. Огромные рамы с колесами устанавливают на квадратные поддоны размером с волейбольную площадку, они передвигаются на роликах, как квадраты в старой детской игре «пятнашки». К конечной точке приезжает почти собранный комбайн, только без кузовных панелей.
Такие «полуголые» комбайны выглядят как нечто среднее между фантастическими стимпанковскими механизмами и гигантскими часами. Огромное количество приводов, шкивов, передач, шестерней завораживает и не добавляет понимания того, как это все работает. Комбайны никогда не были маленькими – по сути это самодвижущаяся фабрика: срезает колосья, выбивает из колосков зерна, очищает зерна струей воздуха и еще много чего делает. Уже в середине XX века масса комбайна превысила 15 т, а стоящий перед нами на конвейере RSM 161 пустым весит более 16 т. И пока он едет по конвейеру, обрастая плотью, можно подробно разглядеть его устройство и разобраться в принципах работы.