Со временем все проходит?
Без памяти, без корней мы были бы существами, лишенными идентичности, не имеющими опоры в жизни. Но иногда прошлое преследует нас. Можем ли мы освободиться от него?
Нужно ли освободиться от прошлого, чтобы построить будущее? Если мы узнали на своем опыте самое худшее, если чувствуем себя подавленными, ограниченными тем, чего не хватало в жизни, или тем, что случилось с нами, этот вопрос вполне оправдан. Но что значит «освободиться»? По мнению психоаналитического психотерапевта Елены Ратнер, «напрасно было бы надеяться, что мы забудем. Важно уметь преображать воспоминание, сделать так, чтобы событие заняло другое место в нашем опыте, чтобы оно отразилось на нас по-другому. Речь идет о том, чтобы в итоге принять то, что случилось, перестать с этим бороться. И больше того: сделать из него что-то новое». Например, некоторые родители, потерявшие детей, или жертвы насилия создают общественные организации, чтобы предотвращать такие случаи или помогать другим оправиться от пережитого.
Восстановить равновесие после потрясений чаще всего помогает психотерапевтическое сопровождение. В некоторых случаях эффективны ритуалы, цель которых – почтить память ушедших и осмыслить случившееся, отвести болезненным переживаниям определенное место, чтобы они больше не мешали жить в настоящем. Время также делает свое дело – не стирая шрамы, а позволяя развернуться процессам заживления.
Неосознанные травмы
А как насчет тех из нас, кто не пережил никаких явных драм? Или все мы в той или иной степени не в ладу с корнями, с детством или уроками, извлеченными из опыта? «С точки зрения психоанализа мы все ранены», – подтверждает Елена Ратнер. Травма – не обязательно результат несчастного случая или катастрофы, она бывает вызвана событием, которое мы не осознали, не прожили. Из-за того, что оно было слишком тяжелым (плохое обращение, нападение) или произошло слишком быстро (преждевременные роды); потому что оно случилось слишком рано (отделение от родителей, несчастная любовь в подростковом возрасте) или не было названо (мать, которая не рассказывает, что пережила изнасилование, но помимо воли свидетельствует об этом тем, как она одевается или одевает дочерей), или представляется слишком страшным (пубертат, которого девушка хочет избежать, заболевая анорексией)… «Травматично то, что мы не можем ни высказать, ни представить себе, – обобщает психотерапевт. – И от чего, следовательно, не можем избавиться». Мы продолжаем страдать от прошлого, помимо воли исполнять роли, разыгрывать сценарии, которые не сознаем и которые нами управляют. «Освободиться от прошлого – значит восстановить свое место субъекта в тех событиях, когда мы были объектом, которому что-то навязывалось», – уточняет психотерапевт. Возвращение к себе начинается с того, что мы обретаем силы сказать: «Я был не согласен».