Подвиг маркетолога
Инвестиции, стратегии, связи, рекламный бюджет – все это, конечно, необходимые условия для успешного развития твоего бизнеса. Но иногда их может заменить одна нестандартная находчивая идея! Мы собрали успешные истории бизнес-хакеров, которые нашли обходные пути в мире бескомпромиссной наживы и циничного чистогана, придумав ловкий парадоксальный ход!
1
АВТОР: Apple
ИДЕЯ: белые наушники
Одним из самых неоднозначных и в итоге самых успешных решений Apple было сделать ставку на необычный дизайн – в частности, на радикально-белый цвет гаджетов. Белые ноутбуки со светящимся яблоком издалека сигнализировали о креативности их владельца (а также об отсутствии в его жизни грязных пальцев и наличии очищающих салфеток для техники). Но по-настоящему массовое признание этой компании принесли маленькие белые наушники для айподов. Сам плеер мог лежать в кармане или в рюкзаке, однако наушники тут же выдавали их гордого владельца с головой, ведь подавляющее большинство «таблеток» до этого были черными. Кстати, отсутствие провода в новой модели в немалой степени работает по той же схеме: это не только удобно, но и сразу видно, насколько дорого.
2
АВТОР: Герберт Доу
ИДЕЯ: продать, купить и снова продать, но уже дороже
Одиозную угрозу Паниковского удалось выполнить предпринимателю Герберту Доу в начале XX века. Эта история началась с того, что талантливый химик Доу нашел способ извлечения брома из отходов бурения. В те времена бром использовали в фотографии и фармацевтической промышленности для изготовления успокоительного, и спрос на него был весьма стабильным. Вскоре Герберту удалось создать химический завод и компанию для торговли своим дешевым бромом. Дела шли неплохо. В США Доу был фактически монополистом. Однако брома получалось много, девать его было уже некуда, и тогда начинающий предприниматель начал экспорт своего продукта в Европу. Бром Доу по 36 центов за фунт серьезно перешел дорогу огромному немецкому фармацевтическому картелю, который благополучно торговал этим химическим веществом по 49 центов. Немцы негодовали. Однажды представитель картеля явился к Доу в офис и заявил, чтобы американец убирался из Европы, иначе худо будет. Эта угроза имела под собой реальные основания: немецкий картель не в первый раз столкнулся с конкуренцией и организовал специальный фонд, который с помощью демпинга вытеснял свободных продавцов с рынка. Американец только усмехнулся. Торговая война началась.
Однако с первых же шагов немцы допустили серьезный промах. Они стали экспортировать бром в США по рекордно низкой цене – 15 центов, однако в Европе оставили свои обычные расценки. Герберт Доу поступил просто гениально. Он нанял агента, который еще в порту скупал весь немецкий бром, привозимый в США. Дальше вещество переупаковывали и благополучно отправляли обратно в Европу, где продавали аж по 27 центов! Немцы были в смятении. Они не понимали, откуда в Европе взялся еще более наглый новый продавец, и подозревали в предательстве членов своего собственного картеля. Они несли огромные, уже почти непереносимые убытки! А Доу только посмеивался в усы. В конце концов все же настал момент, когда немцы вычислили, что происходит, и самоустранились из торговой войны, признав конец своей монополии. Доу было уже не остановить. В дальнейшем он точно так же обрушил немецкую монополию на производство красителей для тканей и магния.
3
АВТОР: Oakley
ИДЕЯ: подарить заваленным чилийским шахтерам солнечные очки
Катастрофа в чилийской шахте в 2010 году с самого начала тянула на идеальную медиаисторию. Через 17 дней безуспешных поисков 33 человека прислали записку из-под земли о том, что живы и здоровы! Власти Чили, США и нескольких других стран развернули дорогую и высокотехнологичную операцию по их спасению, и после 69 невероятных дней под землей всех шахтеров в целости и сохранности извлекли на поверхность! За финалом этого блокбастера в новостях наблюдала половина земного шара. И все, конечно, обратили внимание на модные солнечные очки с логотипом, которые были на каждом выходившем на свет шахтере. По словам спасателей, сделано это было для того, чтобы горняки не повредили глаза, которые более двух месяцев не видели света. У этого есть медицинская подоплека: если пробыть в полной темноте хотя бы месяц, начинает атрофироваться зрительный нерв, а если год, то человеку грозит частичная потеря зрения. Глаза шахтеров можно было защитить и обычной маской или повязкой, но раздача всем солнечных очков была целиком и полностью инициативой удачно подсуетившейся американской компании Oakley.
4
АВТОР: Сара Блейкли
ИДЕЯ: пригласить начальницу крупнейшей сети женского белья с собой в туалет
Бизнес-карьера будущей миллиардерши Сары Блейкли началась с того, что в 1998 году она купила себе дорогие кремовые брюки. Как это часто бывает, в магазине брюки сидели идеально, а вот дома начали подло собираться складками, просвечивать и демонстрировать все недостатки фигуры. Сара не сдавалась. Она повесила брюки в шкаф до того момента, как похудеет до идеального веса. Прошел год, а брюки по-прежнему с укоризной висели в шкафу, ни разу не надетые. Тогда Сара взялась за дело с другой стороны. Она примерила брюки с утягивающими колготками, и все встало на свои места. Но вот досада, брюки-то были летние, куплены под замечательные босоножки, так что носить их с колготками во Флориде было совершенно неудобно. Сара отправилась в магазин женского белья, где долго объясняла, что ей нужны «такие, как колготки, только шорты». Продавец заявил, что таких не существует в природе. Мисс Блейкли не поверила и посвятила пару месяцев поискам в Интернете и обзвону крупнейших магазинов белья. Это было правдой: утягивающие шорты пока еще не выпускались американской чулочно-носочной промышленностью. В процессе этих поисков Сару все больше и больше охватывал азарт кладоискателя. Кажется, она нашла совершенно гениальную бизнес-идею! Еще год ушел на то, чтобы уговорить хотя бы одну чулочную фабрику изготовить прототип (в итоге согласился только один фабрикант, у которого были три дочери, и именно они поддержали идею «обрезанных колготок»). Наступил 2000 год, и наконец Сара с прототипом в сумочке и в любимых кремовых брюках отправилась на встречу с байером Neiman Marcus – крупнейшей сети женского белья в США.