Перекресток 2.0: Музыка и искусственный интеллект
Выведет ли искусственный интеллект поп-музыку на новый уровень или его совершенство уничтожит в ней жизнь?
С пылом одержимого дирижера, роющегося в нотах, Джесси Энгел настраивает свой ноутбук. Это 35-летний высокий мужчина, с растрепанной бородой и длинными темными волосами. В узких джинсах и белой футболке с калейдоскопическим рисунком он больше похож на гастролирующего басиста, чем на научного работника Google. Мы находимся на пятом этаже офиса Google в Сан-Франциско, в прекрасно оборудованной музыкальной студии, где нас знакомят с Project Magenta. Это проект, который с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения создает новые инструменты для написания музыки. Команда Magenta использует искусственные нейронные сети, построенные по принципу функционирования нейронных сетей человеческого мозга и наученные выполнять различные задания, чтобы обучить машины разным видам музыки и собрать звучания разных музыкальных инструментов. Пользователи могут экспериментировать с кодами и наработками нейронной сети. Благодаря Magenta творческие и технически направленные люди могут объединяться в сообщества и делиться результатами экспериментов.
За синтезатором сидит Дуглас Экк, главный научный сотрудник в Google. Дугласу 48 лет, и он выглядит как преподаватель колледжа. Именно он придумал проект Magenta в 2015 году. В июне 2016-го проект уже появился в публичном доступе.
Сейчас мы проведем незапланированный джем-сейшен. Экк и Энгел хотели продемонстрировать мне и моему другу Адаму Дэвису программное обеспечение, но Экк уже забыл о плане. Ведь если сыграть с Magenta как с живым музыкантом, представление о программе будет более полным?
Я сажусь за электронную барабанную установку. Дэвис хватает гитару Fender Strat. Экк – на клавишах. На терменвоксе (электронный инструмент, на котором играют, размахивая над ним руками, подобно волшебникам) – интерн Кори Мэтьюсон, который все свое свободное время играет импровизации с роботами. Именно это, говорит Экк с ухмылкой, сыграло главную роль при приеме Мэтьюсона на работу.
Но остался еще один член группы: использующая технологию Magenta программа A.I. Duet. Вы играете мелодию на подключенной клавиатуре, а программа узнает общие музыкальные рисунки, основываясь на наборе нот, ритме, синкопах и музыке, которую она «слышала» ранее. Затем программа генерирует несколько новых музыкальных строк, практически в стиле вопрос-ответ. Наша версия для внутреннего использования может контролировать случайность ответов программы в зависимости от того, насколько высокий задается «накал». Энгел выбирает подходящий звук для бас-гитары и начинает наигрывать мелодии. Как только он получает от программы удовлетворяющий его ответ, он его фиксирует. Затем Энгел берет гитару Gibson Les Paul, и джем-сейшен начинается.
Результат нас вполне удовлетворяет, но меня больше впечатлила басовая партия, которую извлекла программа A.I. Duet. Если бы мы были реальной группой, я бы продолжил с ней джемить дальше. Музыкантам часто не хватает свежих идей, а эта программа идеально подходит для того, чтобы выдавать на-гора их бесконечный поток.
«Кажется, как будто в комнате есть еще один музыкант», – говорит Дэвис. Он тоже попробовал играть вместе с Duet. Приноровившись к инструменту, Дэвис начинает выходить за рамки, к большому удовольствию участников группы. («Нам на самом деле не терпится посмотреть, как люди будут нарушать правила», – говорит Энгел.) Дэвис максимально наращивает градус, получая депрессивные, страшные интонации, весьма отдаленно напоминающие мелодии на входе. Он играет Twinkle, Twinkle, Little Star, просто чтобы посмотреть, как ответит программа. При максимальном градусе мелодия звучит так, как будто у рождественской песенки случился приступ галлюцинаторного бреда.
«Технологии очень важны для искусства, – говорит Экк. – Так бы звучал этот гитарный аккорд при неподключенной гитаре. А теперь подключите ее к этому усилителю. Для получения хорошего результата мы полагаемся на технологические достижения». Пока они не уверены, как именно технологии повлияют на музыку или будут ли их применять согласно первоначальной задумке. Мне напомнили о записывающей программе AutoTune, функцией которой была коррекция фальшивых вокальных партий в маловыразительной поп-музыке; затем рэперы типа Ти-Пейна и Канье Уэста перевернули эту технологию с ног на голову, выжав из программы максимум и создав очень странное новое звучание.
Что бы ни случилось с технологией генерирования музыки искусственным интеллектом (ИИ), Экк считает, что это будет эпохально. «Мы пойдем за музыкантами, – говорит он. – Если кто-то воспользуется нашими наработками и сделает что-то потрясающее, то мы скажем: «Класс, давайте еще что-то такое провернем!»
Слушая Экка, я вижу, что его мозг заточен на выявление алгоритмов, а его страсть к музыке ведет его к созданию инструментов для музыкантов всех мастей. Когда я спрашиваю Экка о его собственной музыке, то с удивлением узнаю, что в свои ранние годы он не корпел над нотами, сгорбившись за синтезатором: Экк стыдливо рассказывает мне о своих первых экспериментах с игрой на гитаре в полупустых кофейнях.
***
ИИ и музыка давно идут рука об руку, так же как и дебаты о том, насколько уместен человеческий фактор. В 1950-х авангардные композиторы Леджарен Хиллер и Леонард Айзексон воспользовались помощью компьютера, чтобы написать сюиту «Иллиак». Партитура состоит из нот, сгенерированных статистическим методом по определенным музыкальным принципам и правилам традиционной музыки.
До недавнего времени созданная с помощью ИИ музыка не выходила за пределы научного сообщества. Теперь же Google, Sony, IBM и другие начали крупные исследовательские проекты. А стартапам типа Jukedeck, который использует ИИ для генерирования джинглов и фонов для видеороликов, и Brain.fm, который создает функциональную музыку с помощью ИИ (для релакса, концентрации, сна и пр.), эта технология уже дает материальную выгоду.
Разные группы, занимающиеся этим вопросом, приходят к похожим результатам, но имеют разные цели. Google разрабатывает инструменты для музыкантов и работает над открытыми экспериментальными программами, усиливающими креативность. Jukedeck сконцентрирован на простоте использования, предлагая свои находки компаниям, которые хотят сэкономить деньги на саундтреках к видеороликам. Один из создателей Jukedeck, Патрик Стоббс, говорит мне, что компания надеется расширить свою клиентскую базу настолько, чтобы включить всех, кого интересует создание музыки: они хотят с помощью технологий помогать начинающим музыкантам писать песни, даже если те не умеют играть на музыкальных инструментах.