Как искусственный интеллект повлияет на развитие мировой музыки?

PlayboyHi-Tech

Перекресток 2.0: Музыка и искусственный интеллект

Выведет ли искусственный интеллект поп-музыку на новый уровень или его совершенство уничтожит в ней жизнь?

Текст Aaron Carnes. Перевод Táta Senique

Типичная музыкальная сессия с A.I. Duet

С пылом одержимого дирижера, роющегося в нотах, Джесси Энгел настраивает свой ноутбук. Это 35-летний высокий мужчина, с растрепанной бородой и длинными темными волосами. В узких джинсах и белой футболке с калейдоскопическим рисунком он больше похож на гастролирующего басиста, чем на научного работника Google. Мы находимся на пятом этаже офиса Google в Сан-Франциско, в прекрасно оборудованной музыкальной студии, где нас знакомят с Project Magenta. Это проект, который с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения создает новые инструменты для написания музыки. Команда Magenta использует искусственные нейронные сети, построенные по принципу функционирования нейронных сетей человеческого мозга и наученные выполнять различные задания, чтобы обучить машины разным видам музыки и собрать звучания разных музыкальных инструментов. Пользователи могут экспериментировать с кодами и наработками нейронной сети. Благодаря Magenta творческие и технически направленные люди могут объединяться в сообщества и делиться результатами экспериментов.

За синтезатором сидит Дуглас Экк, главный научный сотрудник в Google. Дугласу 48 лет, и он выглядит как преподаватель колледжа. Именно он придумал проект Magenta в 2015 году. В июне 2016-го проект уже появился в публичном доступе.

Сейчас мы проведем незапланированный джем-сейшен. Экк и Энгел хотели продемонстрировать мне и моему другу Адаму Дэвису программное обеспечение, но Экк уже забыл о плане. Ведь если сыграть с Magenta как с живым музыкантом, представление о программе будет более полным?

Я сажусь за электронную барабанную установку. Дэвис хватает гитару Fender Strat. Экк – на клавишах. На терменвоксе (электронный инструмент, на котором играют, размахивая над ним руками, подобно волшебникам) – интерн Кори Мэтьюсон, который все свое свободное время играет импровизации с роботами. Именно это, говорит Экк с ухмылкой, сыграло главную роль при приеме Мэтьюсона на работу.

Но остался еще один член группы: использующая технологию Magenta программа A.I. Duet. Вы играете мелодию на подключенной клавиатуре, а программа узнает общие музыкальные рисунки, основываясь на наборе нот, ритме, синкопах и музыке, которую она «слышала» ранее. Затем программа генерирует несколько новых музыкальных строк, практически в стиле вопрос-ответ. Наша версия для внутреннего использования может контролировать случайность ответов программы в зависимости от того, насколько высокий задается «накал». Энгел выбирает подходящий звук для бас-гитары и начинает наигрывать мелодии. Как только он получает от программы удовлетворяющий его ответ, он его фиксирует. Затем Энгел берет гитару Gibson Les Paul, и джем-сейшен начинается.

Результат нас вполне удовлетворяет, но меня больше впечатлила басовая партия, которую извлекла программа A.I. Duet. Если бы мы были реальной группой, я бы продолжил с ней джемить дальше. Музыкантам часто не хватает свежих идей, а эта программа идеально подходит для того, чтобы выдавать на-гора их бесконечный поток.

«Кажется, как будто в комнате есть еще один музыкант», – говорит Дэвис. Он тоже попробовал играть вместе с Duet. Приноровившись к инструменту, Дэвис начинает выходить за рамки, к большому удовольствию участников группы. («Нам на самом деле не терпится посмотреть, как люди будут нарушать правила», – говорит Энгел.) Дэвис максимально наращивает градус, получая депрессивные, страшные интонации, весьма отдаленно напоминающие мелодии на входе. Он играет Twinkle, Twinkle, Little Star, просто чтобы посмотреть, как ответит программа. При максимальном градусе мелодия звучит так, как будто у рождественской песенки случился приступ галлюцинаторного бреда.

«Технологии очень важны для искусства, – говорит Экк. – Так бы звучал этот гитарный аккорд при неподключенной гитаре. А теперь подключите ее к этому усилителю. Для получения хорошего результата мы полагаемся на технологические достижения». Пока они не уверены, как именно технологии повлияют на музыку или будут ли их применять согласно первоначальной задумке. Мне напомнили о записывающей программе AutoTune, функцией которой была коррекция фальшивых вокальных партий в маловыразительной поп-музыке; затем рэперы типа Ти-Пейна и Канье Уэста перевернули эту технологию с ног на голову, выжав из программы максимум и создав очень странное новое звучание.

Что бы ни случилось с технологией генерирования музыки искусственным интеллектом (ИИ), Экк считает, что это будет эпохально. «Мы пойдем за музыкантами, – говорит он. – Если кто-то воспользуется нашими наработками и сделает что-то потрясающее, то мы скажем: «Класс, давайте еще что-то такое провернем!»

Слушая Экка, я вижу, что его мозг заточен на выявление алгоритмов, а его страсть к музыке ведет его к созданию инструментов для музыкантов всех мастей. Когда я спрашиваю Экка о его собственной музыке, то с удивлением узнаю, что в свои ранние годы он не корпел над нотами, сгорбившись за синтезатором: Экк стыдливо рассказывает мне о своих первых экспериментах с игрой на гитаре в полупустых кофейнях.

***

ИИ и музыка давно идут рука об руку, так же как и дебаты о том, насколько уместен человеческий фактор. В 1950-х авангардные композиторы Леджарен Хиллер и Леонард Айзексон воспользовались помощью компьютера, чтобы написать сюиту «Иллиак». Партитура состоит из нот, сгенерированных статистическим методом по определенным музыкальным принципам и правилам традиционной музыки.

До недавнего времени созданная с помощью ИИ музыка не выходила за пределы научного сообщества. Теперь же Google, Sony, IBM и другие начали крупные исследовательские проекты. А стартапам типа Jukedeck, который использует ИИ для генерирования джинглов и фонов для видеороликов, и Brain.fm, который создает функциональную музыку с помощью ИИ (для релакса, концентрации, сна и пр.), эта технология уже дает материальную выгоду.

Разные группы, занимающиеся этим вопросом, приходят к похожим результатам, но имеют разные цели. Google разрабатывает инструменты для музыкантов и работает над открытыми экспериментальными программами, усиливающими креативность. Jukedeck сконцентрирован на простоте использования, предлагая свои находки компаниям, которые хотят сэкономить деньги на саундтреках к видеороликам. Один из создателей Jukedeck, Патрик Стоббс, говорит мне, что компания надеется расширить свою клиентскую базу настолько, чтобы включить всех, кого интересует создание музыки: они хотят с помощью технологий помогать начинающим музыкантам писать песни, даже если те не умеют играть на музыкальных инструментах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
Уже не Нольтрофеич Уже не Нольтрофеич

«Спартак» — чемпион! Первый раз с 2001 года и впервые за 13 лет при Федуне

Forbes
2010: Программа «Сегодня» 2010: Программа «Сегодня»

На момент сдачи номера 2010-е еще не закончились, но изменилось многое

Esquire
День согласия и примирения День согласия и примирения

Глеб Амуров препарирует главную новогоднюю примету

Glamour
Больше не надо Больше не надо

Что делать, если партнер настроен на секс, а вам этого не особенно хочется?

Добрые советы
Шоу за стеклом Шоу за стеклом

Жизнь Ким Кардашьян — это, пожалуй, самое успешное реалити-шоу в истории

Glamour
Под крышей дома своего Под крышей дома своего

Старинный дом Клаудии Шиффер и Мэтью Вона в сельской Англии

Vogue
Кафе, корпоратив и домашние застолья Кафе, корпоратив и домашние застолья

Как не набрать вес в праздники?

Домашний Очаг
Реально ли планировать время в большом городе? Реально ли планировать время в большом городе?

Учащенное сердцебиение, то жар, то холод, несмолкающий рой мыслей в голове: «Почему ты не могла выйти на 10 минут пораньше?!», «Ну как так можно?», «Боже, как стыдно!..» Именно так многие из нас чувствуют себя при опозданиях. Можно ли предотвратить такие ситуации? Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Макс атакует Макс атакует

Максим Виторган — о театре и кино, вдумчивом характере и жизни с Ксенией Собчак

Vogue
Свое, родное Свое, родное

Рецепты русской кухни

9 месяцев
Выходцы из среднего класса Выходцы из среднего класса

Hyundai Elantra – Toyota Corolla

АвтоМир
Будущее наступило или нет Будущее наступило или нет

Когда у нас будут квантовые компьютеры?

РБК
Зачем ты паришься? Зачем ты паришься?

Как сделать поход в парную максимально полезным для здоровья и красоты

Cosmopolitan
Бекс бьет правой Бекс бьет правой

Чем живет легендарный Дэвид Бекхэм после футбольной карьеры

GQ
Психология зачатия: как влияют эмоции? Психология зачатия: как влияют эмоции?

Тщательная подготовка – залог благополучного появления долгожданного малыша

9 месяцев
Рио Рита Рио Рита

После двух лет молчания Рита Ора выпускает альбом

Vogue
Шоу в голос Шоу в голос

Хью Джекман больше не хочет быть супергероем

GQ
15 мыслей Гильермо дель Торо 15 мыслей Гильермо дель Торо

Режиссер рассказал GQ о пользе мастурбации и о том, как подружиться с монстрами

GQ
Экспресс-уборка Экспресс-уборка

Алгоритм быстрой уборки перед приездом гостей

Домашний Очаг
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика
Робот по имени Федор Робот по имени Федор

Как магнитогорская «Андроидная техника» создала робота по имени Федор

РБК
Зима надежды нашей Зима надежды нашей

У сборной России — великие планы и новая форма

Vogue

На связи с психотерапевтом – 29-летний Андрей, IT-специалист из Саратова

Psychologies
Что говорит о вас домашняя одежда? Что говорит о вас домашняя одежда?

Мы серьезно подходим к выбору одежды для работы или торжественных событий, но дома иногда позволяем себе носить откровенно неопрятные вещи. Меж тем отношение к себе проявляется именно за закрытыми дверями. О чем свидетельствуют вещи, в которых мы ходим дома?

Psychologies
Елена Яковлева: «Елки проверяют на прочность» Елена Яковлева: «Елки проверяют на прочность»

Интервью с актрисой, известной как «интердевочка» и Каменская

Лиза
Вуди Харрельсон Вуди Харрельсон

Вуди Харрельсон – дебошир и любимец режиссеров

Playboy
Быть влюбчивым после 50-ти – это ненормально Быть влюбчивым после 50-ти – это ненормально

Интервью с Алексеем Кортневым

Лиза
В кейптаунском порту В кейптаунском порту

Кейптаун стал центром современного африканского искусства

Vogue
Балерина vs ЦК Балерина vs ЦК

Матильда Кшесинская оставила о себе память и в судебных архивах

Дилетант
Открыть в приложении