Пруст и кальмар
История и наука читающего мозга
В книге «Пруст и кальмар» (2007 год) описывается захватывающая история о том, как человек (а вернее, человеческий мозг) научился читать. Автор анализирует самые разные аспекты этого процесса, начиная от изобретения первых систем письменности до удивительной способности нашего мозга перестраиваться и адаптироваться к обучению. Марианна Вулф объясняет, как умение читать развивалось на протяжении всей человеческой истории, каким образом чтение меняет наш мозг, мысли и культуру, и почему некоторым людям тяжело научится читать.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Пруст и кальмар» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Жажда общения и жизненно важная необходимость людей понимать друг друга дала нам поистине удивительные способности, которые не были заложены в нас природой. Сначала человек совершил первый гигантский прорыв – научился говорить. Потом у него возникла бытовая необходимость сохранять и передавать свои мысли через время и расстояние. Когда же человеческое развитие достигло некой критической точки, люди создали, возможно, величайшее свое изобретение – алфавит. Именно благодаря ему мы совершенно справедливо считаем Грецию колыбелью современной цивилизации. А родившая с алфавитом способность к чтению стала основой всех научных и культурных достижений следующих тысячелетий.
Узнайте, как чтение меняет наш мозг, мысли и культуру.
Когда вы садитесь почитать книгу, листаете журнал или читаете текстовое сообщение на своем телефоне, задумываетесь ли вы, насколько удивительна способность читать? Волшебным образом маленькие строчки из букв на странице или на экране преобразуются в слова и предложения. Как же наш мозг этому научился?
Из этого обзора вы узнаете:
- какую роль в умении читать сыграли история, эволюция и нейробиология;
- как процесс чтения реструктурирует наш мозг и почему некоторым людям чтение дается с таким трудом;
- что мозг Эйнштейна говорит нам о дислексии;
- и как Сократ предвосхитил сегодняшний скептицизм, вызванный развитием технологий.
Когда люди научились писать, человеческий мозг перестроился, чтобы научиться читать.
История чтения долгая и запутанная, но очевидно одно: наш мозг научился читать, когда мы начали писать. Трудно точно определить, когда именно люди изобрели письменность. Но похоже, это случилось задолго до появления разных алфавитов, в которых буквы представляют звуки конкретного языка. Сначала люди стали записывать информацию с помощью визуальных символов.
Один из самых ранних таких примеров можно найти в пещере Бломбос в Южной Африке. На камнях этой пещеры археологи обнаружили перечеркнутые линии, возраст которых составляет почти 80 000 лет! Непонятно, чем являются эти линии, но есть примеры других ранних человеческих культур, которые использовали аналогичным образом помеченные камни, раковины и кусочки глины для того, чтобы вести учет экономических операций. Поэтому есть веские основания предположить, что обнаруженные в пещере линии – не просто каракули, а осмысленные записи.
Открытие того факта, что события и вещи можно представить в виде абстрактных символов и донести эти знания до будущих поколений, стало революционным. Настолько революционным, что в конечном итоге оно изменило человеческий мозг: когда люди начали писать, человеческий мозг перестроился, чтобы научиться читать.
Наш мозг состоит из миллиардов взаимодействующих между собой нервных клеток, или нейронов. Они обладают удивительной способностью перестраиваться и образовывать новые связи, в зависимости от того, для чего мы их используем. Ученые называют это явление «нейропластичностью».
Когда люди впервые научились читать, в их мозгу сформировались новые нейронные связи, которые позволили им быстро обнаруживать и расшифровывать сложные визуальные символы. Если вы вспомните, как учились читать в детстве, то поймете, насколько мощной может быть эта трансформация. Сначала вы не знаете, что делать с этими странными значками на странице, а потом ваши навыки чтения достигают автоматизма, и вы уже не можете не составлять буквы в слова.
Нейробиологи выяснили, что когда мы смотрим на незнакомые для нас формы, похожие на буквы, активизируется лишь небольшая часть зрительных областей, расположенных в задней части нашего мозга. Но когда мы видим знакомые буквы, активность нашего мозга утраивается. Он не только начинает в большей степени задействовать зрительные области, но и активизирует те части мозга, которые отвечают за язык, слух и абстрактные понятия.
Одной из самых важных новых связей, сформировавшихся в мозге наших предков, когда они научились читать, была связь между областью задней части мозга, называемой угловой извилиной (она отвечает за ассоциативное мышление) и областями, участвующими в распознавании объектов. Этот прорыв в развитии нейронов лег в основу первых сложных систем письма, с которыми мы познакомимся в следующих главах.
Первые алфавиты произвели революцию в способности человека записывать свои мысли, а также в самом процессе формирования этих мыслей.
Как известно, на протяжении человеческой истории письменность изобретали несколько раз в разных частях света.
Двумя наиболее изученными ранними системами письма являются шумерская клинопись, знаки которой напоминают птичьи следы, и египетские иероглифы. Две эти системы возникли совершенно независимо друг от друга около 3200 года до н. э. в Месопотамии и Древнем Египте.
Обе системы письма зарождались как инструменты администрирования и учета. Первоначально они были пиктографическими, то есть символы приблизительно напоминали то, что они изображали. Например, египетский иероглиф «дом» выглядел как древнеегипетский дом, если смотреть на него сверху (как это делают боги). Чтобы быстро расшифровать эти пиктограммы, в мозге человека должны были сформироваться новые связи между областями, отвечающими за зрение и за зрительные ассоциации (это области, ответственные за язык) и лобными долями, где происходит высшая мыслительная деятельность.
Со временем эти две системы письма становились все более сложными и абстрактными. К концу египетского периода число иероглифов резко возросло с семисот до нескольких тысяч. Некоторые иероглифы представляли собой слово, первый слог или звук в этом слове. Из-за такой сложности на освоение древних систем письменности у человека уходило несколько лет. Так было до тех пор, пока древние греки не обнаружили, что можно легко писать, если использовать алфавит.
Около 750 года до н. э. древние греки обнаружили, что их язык можно разбить на определенное число звуков, каждый из которых можно представить буквой. Вероятно, греков вдохновило фонетическое письмо финикийцев, но они пошли еще дальше. Греческий алфавит стал первой системой письма, в которой использовались только буквы, соответствующие звукам, и не использовались символы для обозначения слов или слогов. Это позволило грекам легко записывать сложный разговорный язык.