Трафик
Психология поведения на дорогах
Для кого эта книга?
Наверняка каждый, кому хоть раз удавалось побывать за рулем автомобиля, наблюдал со стороны очень странное поведение других участников дорожного движения. Кто-то, кажется, начисто забыл о том, как включать поворотники, а этот водитель настолько спешит, что вопреки всем правилам пытается объехать пробку по обочине, в итоге замедляя движение еще сильнее… Если вам знакомы подобные персонажи и вы хотели бы узнать, что творится в голове у этих людей, то книга «Траффик» – то, что нужно. Она познакомит вас с психологическими механизмами, меняющими поведение людей на дороге до неузнаваемости.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Трафик» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Как мы ведем себя за рулем автомобиля?
Разве не забавно, насколько меняются люди, когда садятся за руль автомобиля? Тихие интроверты становятся жестокими и злыми. Кроткие бабушки превращаются в яростных крикунов. Почему садясь в машину, мы так сильно меняемся?
Чтобы объяснить этот непонятный феномен, автор этой книги Том Вандербильт изучил психологию вождения и попробовал понять предпосылки наших водительских причуд. Также его «Трафик» дает несколько советов о том, как избежать пробок и получать больше удовольствия от вождения.
Из этого обзора вы узнаете:
- почему перестроения не помогут вам доехать быстрее;
- как правильное отключение внимания поможет нам управлять автомобилем;
- и почему строительство дополнительных дорог не снизит количество пробок.
Дорожное движение, как правило, выявляет худшее в нас
Помните свою реакцию, когда вы были за рулем, а кто-то подрезал вас на перекрестке? Превратилось ли ваше обычное, спокойное «я» в психотического демона, сигналящего изо всех сил и матерящегося в окно?
Не переживайте, периодически так делают все. Такие эмоциональные всплески случаются потому, что по своей природе человек не создан для того, чтобы быть запертым в маленьких движущихся металлических коробках, которые мы называем автомобилями. Человек – социальное существо, а замкнутые и изолированные пространства автомобилей мешают нам правильно выражать себя. Поэтому, когда что-то нас беспокоит, мы становимся раздражительными и агрессивными, вместо того чтобы успокоиться и подумать о ситуации.
Никакие современные технологии автомобилестроения не могут остановить человеческую природу – и мы стараемся делать все, чтобы донести до других участников дорожного движения наше послание – каким бы абсурдным оно ни было.
Рассмотрим исследование о том, как водители реагируют на то, что им сигналят. Его результаты показывают, что более семидесяти пяти процентов реагировали словесно, хотя другой водитель не мог их услышать!
Водители часто пытаются посылать сигналы, которые никак не улучшают ситуацию. Например, когда кто-то опасно подрезает ваш автомобиль, вы, пытаясь показать негодяю, что он ведет себя неправильно, и подрезаете его в ответ. Или показываете водителю соседней машины средний палец за то, что он нам сигналит, – и все это злит другого водителя еще больше.
На самом деле, весь этот гнев имеет более глубокий смысл: мы используем его, чтобы сохранить нашу утраченную человеческую идентичность.
Когда вы садитесь в машину, все ваше самоощущение сосредоточено в безымянной металлической коробке, в которой вы едете. В каком-то смысле, вы становитесь в меньшей степени человеком и в большей – машиной. И когда кто-то подрезает ваш автомобиль, в этом состоянии киборга вы чувствуете, будто подрезают вас самих. И, в тщетной попытке защитить свою личность, набрасываетесь на других киборгов на дороге.
Пробки мешают нашему восприятию времени и социальной справедливости.
Представьте, что вы застряли в пробке. Автомобилей впереди так много, что не видно начала затора. Ваш телефон сел, мочевой пузырь лопается, вы смотрите на часы и понимаете, что опаздываете на важную встречу.
И вдруг машины на другой полосе начинают двигаться. Даже если в глубине души вы знаете, что ваша полоса через мгновение продвинется вперед, а соседняя – остановится, вы злитесь еще сильнее.