Как за последние годы изменилась доступность общественного транспорта

СНОБОбщество

Как изменилась доступность общественного транспорта

Важнейшая составляющая доступной городской среды — общественный транспорт. «Сноб» разбирается, как за последние годы изменилась доступность общественного транспорта и какую роль в этом сыграли российские автопроизводители

Подготовил Валерий Абрамов

416270ab48deb19b3aec42dd25d230da4dd4075870844233f94704c983e64e01.jpg
Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Кому нужна безбарьерная среда

Во второй половине XX века сформировалась концепция доступной среды и универсального дизайна, цель которого — минимизировать или полностью устранить физические, сенсорные и когнитивные барьеры на пути людей через городское пространство. Понятие доступной городской среды обычно ассоциируется с потребностями инвалидов. На самом деле остро нуждающихся в ней людей гораздо больше: беременные, мамы с колясками, маленькие дети, пожилые люди. В целом, к этой категории можно отнести вообще всех, чей образ жизни или временные потребности страдают от разного рода препятствий: велосипедисты, скейтеры, бегуны, пешеходы с большим багажом, иностранцы (у них языковой барьер) и т. д. По большому счету, преимуществами доступного городского окружения пользуются все жители города.

Общественный транспорт — важнейшее звено доступной среды, особенно в мегаполисе с его расстояниями и функциональной специализацией удаленных друг от друга районов — спальных, деловых, рекреационных. В России с 2011 года действует государственная целевая программа «Доступная среда», ставшая первым шагом на пути к реализации Конвенции ООН «О правах инвалидов». Заметное место в этой программе отведено вопросам транспортной доступности. Также на региональном уровне принято более 175 законов, затрагивающих эту проблему.

Однако опросы показывают, что маломобильные россияне по-прежнему низко оценивают уровень доступности общественного транспорта. По мнению респондентов, он в наименьшей степени адаптирован для нужд людей с ограниченными возможностями.

Не секрет, что финансовые ресурсы регионов России сильно различаются. Если Москва тратит на доступную среду 1,2 млрд рублей в год, то, например, в Пензенской области на эти нужды в 2020 году выделено всего 3,8 млн рублей. Неудивительно, что Москва лидирует по показателям транспортной безбарьерности. Особенно заметен прогресс на наземном транспорте: в настоящее время 96% автобусов, 84% троллейбусов и 58% трамваев имеют низкий пол и оборудованы для проезда маломобильных пассажиров. Но на маршрутах других городов тоже постепенно появляется низкопольный подвижной состав.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении