«Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова…» (стихи Тимофея Белозерова). Летние театры Российской империи
100–120 лет назад москвичи и петербуржцы покидали пыльные города и селились на дачах. Вот только там они хотели иметь все городские развлечения. В том числе и театр. Летние театры вскоре достигли такой популярности, что их открывали практически при каждом большом дачном поселке. Но были среди них воистину легендарные. Об этом мы и расскажем в статье.
Летний театр в Малаховке открыл публике Раневскую
Там, где находился этот прославленный театр, сейчас расположен Малаховский парк, в котором проходят развлекательные мероприятия для жителей поселка. Но когда-то слово «Малаховка» для всех театралов означало лучшие представления, на которые нужно ехать из Москвы. А начиналось все так...
В 1885 году предприниматель Федор Шпигель построил в Малаховке первые дачи. Постепенно тут появились почта, аптека, магазины... В начале XX века Малаховка превратилась в популярный дачный поселок, где жили известные люди. В доме Николая Телешова, писателя и организатора кружка московских писателей «Среда», гостил Федор Шаляпин с семьей. В поселке жил художник Василий Суриков. В 1915 году именно в Малаховке Владимир Маяковский познакомился с Лилей Брик и ее мужем. Здесь же нередко у друзей гостил Сергей Есенин. Впервые о том, что в Малаховке ставили пьесы, упоминается в 1896 году. Сначала это была просто открытая сцена. Вскоре в Малаховском парке возвели театр, но он сгорел в 1910-м.
Меценат Павел Соколов в 1911 году отстроил новый театр на 500 мест, который назвали Летним. Как рассказывали местные жители, Федор Шаляпин поспорил с плотниками, что они не успеют к открытию сезона, и в результате те справились за 52 дня. Певцу пришлось поставить выигравшим ящик шампанского. Театр был выполнен в стиле модерн. Он имел полукруглый фасад, который поддерживали шесть колонн. Такой красоты никакие дачные поселки не видели! Настоящая глубокая сцена, а перед ней — место для оркестра. Здесь был также партер, где проводились балы. Были даже ложи, что не свойственно летним театрам. Соколов специально построил электростанцию, обеспечивавшую театр энергией, — по тем временам это было еще в диковинку.
Летний театр в Малаховке быстро стал популярен. Здесь показывали спектакли из репертуара знаменитых московских театров: Малого, Художественного, Корша, Незлобина и других. На сцене Летнего театра поставили почти все пьесы Александра Островского, а также Антона Чехова, Шекспира и других великих драматургов. Всего в репертуаре значилось порядка 500 спектаклей! У театра была постоянная труппа. Осенью 1915 года в нее вошла и Фаина Раневская. Вот как она вспоминает об этом в своих мемуарах:
«Это был дачный театр в подмосковном поселке Малаховка, в 25 километрах от центра Москвы, не доезжая теперешнего аэропорта Быково, — пыльные, пахнущие сосной тропинки, зеленые палисадники, за которыми теснятся деревянные и кирпичные дачи. Этот театр в старом парке существует и сейчас. «Памятник культуры Серебряного века» — начертано на черной мемориальной доске. Тогда, в 1915 году, на его сцене шли пьесы лучших драматургов того времени, ставили спектакли известные режиссеры. На премьеру сюда поездом съезжалась театральная московская публика — несколько вагонов тянул паровичок «кукушка». Многие приезжали в нарядных экипажах.
В Малаховском летнем театре началась моя артистическая деятельность. В те далекие годы в Малаховке гастролировали прославленные актеры Москвы и Петрограда: великолепный Радин, Петипа (его отец — Мариус Петипа) и еще много неповторимых, среди них был и Певцов. Помню хорошо прелестную актрису, очаровательную молоденькую Елену Митрофановну Шатрову. И это была счастливейшая пора моей жизни, потому что в Малаховском театре я видела великую Ольгу Осиповну Садовскую.
Я очень хорошо помню, каким потрясением в Малаховском театре была для меня встреча с великим трагическим актером Певцовым...
Об этом изумительном художнике и большом человеке вспоминаю благоговейно. Считаю его первым моим учителем. Он очень любил нас, молодежь. После спектакля брал нас с собой гулять. Он учил нас любить природу. Он внушал нам, что настоящий артист обязан быть образованным человеком. Должен знать лучшие книги мировой литературы, живопись, музыку.
Я в точности помню его слова, обращенные к молодым актерам: «Друзья мои, милые юноши, в свободное время путешествуйте, а в кармане у вас должна быть только зубная щетка. Смотрите, наблюдайте, учитесь».
Он убивал в нас все обывательское, мещанское. Он повторял: «Не обзаводитесь вещами, бегайте от вещей». Ненавидел стяжательство, жадность, пошлость. Его заветами я прожила долгую жизнь».
Помимо Раневской, на сцене Летнего театра выступали знаменитые актеры Александра Яблочкина, Елена Шатрова, Александр Остужев и другие. Здесь давали концерты Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Александр Вертинский, Федор Шаляпин, танцевала прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер.
До событий октября 1917 года летнюю антрепризу составляли постоянные труппы из ведущих актеров театров Москвы и Петрограда. После революции постоянных трупп в Малаховке не стало. Здесь проводились гастрольные выступления. С 1934 года здание стало обычным кинотеатром. Тем не менее в том или ином виде оно просуществовало 90 лет и в конце девяностых, как раз когда местные жители заговорили о возрождении театра, сгорело. До сих пор малаховцы пишут бумаги о необходимости возрождения театра. Но пока никто этим не занялся.
Жители села Богородского имели самый роскошный театр
С развитием железнодорожного транспорта Москву в большом количестве окружили дачные поселки. Во многих дачных комплексах устраивались частные летние театры. Один из самых обширных располагался в Богородском. Здесь меценат Ляхова и создала театр, отдав под него два участка. А участки тогда были намного больше, чем сейчас. В 1880—1890-е годы здесь работал театральный антрепренер Вейхель, именно благодаря ему в театре выступали сильные труппы. Чаще всего перед спектаклем, который начинался в девять вечера, уже с семи часов на сцене играл оркестр, а пришедшие дачники общались и гуляли. Для них визит в летний театр был поводом увидеть соседей, завести новые знакомства. А для молодежи после спектакля устраивались танцы.
Еще один летний театр, который был создан в этих местах, принадлежал меценату и коммерсанту Медведскому. Сначала здесь была открыта кофейня, пользовавшаяся у дачников невероятным успехом и ставшая местом всех встреч. Так что, можно сказать, место для создания театра было уже публике знакомо. Первое здание построили, не экономя, и оно, как водится, сгорело. Почему театры так часто были подвержены пожарам — вопрос... Но вслед за другими владельцами Медведский тут же принялся строить новое. В 1905 году театр открылся и сразу же стал популярен. Билеты достать было тяжело, всегда аншлаги, что бы ни давали. Сюда даже собирались провести трамвайную линию от Сокольников, потому что к 1910 году театр «Националь», как он стал называться, достиг зенита славы. Здесь даже завели собственные «деньги» — железные жетоны, которыми можно было расплатиться в кафе или тире. По сути, это был прообраз «парка развлечений», так как все, что появлялось нового, покупали. Например, в 1913 году уже был свой синематограф. К революционному времени работало четыре ресторана. Все закончилось в 1917-м. Здесь стали собираться для митингов, а спектакли если и ставили, то любительские, на революционную тему. С 1922 года центр культурной жизни района окончательно перемещается в только что открытый клуб имени Ильича на Краснобогатырской улице.