FLNG «Prelude»
В настоящее время разрабатываются крупные месторождения газа в Северном и Баренцевом морях, в Мексиканском заливе, у побережья Сахалина, Австралии, Малайзии и Индонезии.
Строительство заводов по сжижению газа морских месторождений требует огромных затрат для прокладки морских трубопроводов для транспортировки газа на переработку. Это становится нерентабельным в случае разработки малых газовых месторождений шельфа в силу их удаленности от берега. Для таких месторождений крупными компаниями-разработчиками были предложены плавучие заводы-хранилища сжиженного природного газа (СПГ – LNG), так называемые FLNG (Floating Liquified Natural Gas). Возможно использование таких судов и для переработки LPG (liquefied petroleum gas – сжиженный нефтяной газ) и газового конденсата.
Плавучий завод сжиженного природного газа представляет собой судно с функциями добывающей морской платформы, на борту которого размещены установки подготовки, очистки и осушки газа, технологические линии для его разделения и сжижения, танки для хранения СПГ. Завод оснащается системой отгрузки сжиженного газа на суда-газовозы.
FLNG располагается над месторождением газа, что позволяет избежать необходимости строительства длинных подводных трубопроводов и оставаться на месте до полного истощения месторождения. Поэтому очень важно, чтобы завод был устойчив ко всем неблагоприятным погодным явлениям, а в крайнем случае должна существовать возможность перемещения его в безопасное место.
Первым таким судном-заводом стал PFLNG Satu компании Petronas, установленный на газовом месторождении Kanowit у побережья Саравака в Малайзии. Первая продукция плавзавода была отгружена 3 апреля 2017 года на газовоз «Seri Camellia» грузовместимостью 150 200 м3. С середины 1990-х годов компания Royal Dutch Shell начала разрабатывать собственную технологию FLNG с намерением использовать ее для эксплуатации потенциальных газовых месторождений у побережья Намибии, Восточного Тимора, Австралии и Нигерии.
В 2010 году для реализации проекта FLNG был создан консорциум с участием Royal Dutch Shell (67,5%), южнокорейской компании Korea Gas Corporation (10%), японской Inpex (17,5%) и тайваньской CPC Corporation (5%). Стоимость проекта оценивалась в 14 млрд долл., его планировалось использовать для эксплуатации месторождений Prelude и Concerto, расположенных в 200 км к северу от Австралии. Запасы месторождений оцениваются в 85 млрд м3.
Для проектирования данного FLNG, получившего название «Prelude», в марте 2010 года был заключен контракт с консорциумом TSC (Technip и Samsung Heavy Industries), а в мае следующего года и контракт на его постройку. Строительство судна велось на верфи Samsung Heavy Industries, расположенной в Кодже (Geoje, Южная Корея). Тем временем в Австралии буровая платформа Noble Clyde Boudreaux осуществляла бурение семи добывающих скважин.
Резку стали для нового судна начали в октябре 2012 года, торжественная закладка киля состоялась 8 мая следующего года, спуск на воду – в декабре 2013 года. Строительство судна закончилось в июле 2017 года. 25 июля, совершив переход протяженностью более 3130 морских миль, «Prelude» прибыл в район газового месторождения.
В начале ноября 2018 года закончился монтаж подводной инфраструктуры на глубине 250 м в районе работы «Prelude». В дно вбили 16 изготовленных в Малайзии стальных трубчатых свай диаметром 5,5 и длиной 65 м, на которые с судна завели 16 тросово-цепных швартовов. Швартовы в свою очередь закреплены к огромной «Turret Mooring System» (TMS) – размещенной в носовой части судна турели диаметром около 30 м, высотой 94 м и весом 11 тыс. т, позволяющей судну вращаться вокруг нее на 360º. Согласно расчетам, эта система может противостоять возможному только раз в 10 тыс. лет урагану, превышающему категорию 5 по шкале Saffir–Simpson hurricane wind scale (SSHWS) – скорости ветра 178 узлов (92 м/сек) при высоте волны до 27,5 м.