Странная принцесса
Принцесса Александра Фредерика Вильгельмина Ольденбургская прожила необычную жизнь. И если первая её половина могла послужить сюжетом для дамского романа, то вторая стала основой для жития святой.
Принцесса принадлежала к древнему немецкому владетельному дому и одновременно являлась правнучкой Павла I. Отец — принц Пётр Георгиевич был сыном великой княгини Екатерины Павловны и принца Петра Фридриха Георга Голштейн-Ольденбургского.
Детство принцессы прошло счастливо. Дворец её родителей, расположенный рядом с Летним садом, был, по мнению современников, «красою столицы по своей изящной, простой и лёгкой архитектуре». На вечера, которые устраивали Ольденбургские, собирался весь цвет литературной и художественной жизни столицы, а их рауты и балы пользовались популярностью в высшем свете. Но над хозяевами подсмеивались. Те предпочитали светским развлечениям занятия благотворительностью. Приёмы же устраивали по необходимости (этого требовало высокое положение Ольденбургских) и отправляли на благие дела суммы, равные затраченным на каждое светское мероприятие. Принц Пётр Георгиевич успешно руководил Ведомством учреждений императрицы Марии, в которое входили все благотворительные учреждения империи, и, кроме того, тратил на них крупные собственные средства. Благодаря Ольденбургским в Петербурге появились новые больницы, сиротские приюты, учебные заведения (в том числе знаменитое Училище правоведения) и даже полицейские будки, в которых могли укрыться от непогоды городовые.
В возрасте 17 лет в 1855 году принцессу Александру Ольденбургскую выдали замуж за брата императора Александра II великого князя Николая Николаевича. Легкомысленного Низи, как его называли домашние, пришла пора образумить, и этот брак во всех отношениях устраивал обе семьи. Великий князь был красив, импозантен, но ограничен и неумён. «Как человек такой непомерной глупости может, тем не менее, сойти с ума?» — с иронией вопрошал великий князь Михаил Николаевич, когда узнал о помрачении рассудка брата в конце его жизни.
Перед свадьбой, отпразднованной с великой пышностью, принцесса перешла в православие, стала зваться Александрой Петровной и получила высокий титул великой княгини. Её супружеская жизнь некоторое время складывалась неплохо. Мужа она полюбила всей душой, в браке родились сыновья — Николай (Николай Николаевич Младший) и Пётр. Но счастливый период продлился недолго. В 1865 году в театре Красного Села, где происходили учения гвардии, Николай Николаевич увидел балерину Екатерину Числову, влюбился и совершенно потерял голову.
Он поселил любовницу вблизи от Николаевского дворца, где жил с законной семьёй, и большую часть времени проводил у балерины, которая родила ему пять детей. На их содержание очаровательная Катенька требовала огромные суммы денег (после смерти великого князя великолепный Николаевский дворец отойдёт в Управление Уделов за долги), да и характер у танцовщицы был отвратительный. Она устраивала великому князю грандиозные скандалы, иногда даже поднимала на своего покровителя руку, но это нисколько не задевало его чувств. Гораздо больше Николая Николаевича раздражала вежливая ирония Александры Петровны, которой она маскировала своё разочарование и унижение, и постепенно тугодум Низи возненавидел супругу.
При дворе за спиной великой княгини перешёптывались и смеялись, а Николая Николаевича оправдывали тем, что Александра Петровна потеряла привлекательность, перестала наряжаться и вообще вела себя странно, пренебрегая светской жизнью и полностью отдавшись делам благотворительности. Многие, впрочем, считали подобное «опрощение» великой княгини тщательно продуманной программой действий и следствием неуёмного честолюбия. «Она жаждала деятельности, искала популярности… любила суету благотворительности, как спорт, а не влечение сердца. Горделивая, сухая, властная, но и необыкновенно остроумная и саркастическая, она охотно прикидывалась смиренной и простой» (граф Сергей Шереметев).