10 методов, которыми нас воспитывали: от худшего к лучшему
В детстве нас воспитывают родители и учителя, во взрослой жизни — близкие, начальники и общество в целом. В педагогике принято говорить о воспитании в положительном контексте, но на самом деле бывает, что оно приводит совершенно не к тем результатам… Что же происходит? Очевидно, что при воздействии на личность допускается какая-то ошибка. Попробуем разобраться.
Воспитание — это процесс воздействия на личность с целью достижения конкретных результатов. Занимаясь воспитанием, можно использовать разные методы. Предполагается, что их применение даст определенные результаты. Но мы по себе знаем, как токсичные слова или действия приводят ровно к обратному. Здесь своеобразная классификация методов — от тех, что наименее результативны, к более эффективным.
От худшего к лучшему
10. Унижение и обесценивание
Идеальный путь к низкой самооценке или полной потере взаимопонимания с ребенком в будущем. Но зато этот подход позволяет укрепить родительскую (или учительскую) самооценку: воспитатель уж точно лучше и сильнее ребенка!
9. Принуждение
«Не умеешь — научим, не хочешь — заставим!» «Я лучше знаю, что пригодится тебе в жизни и как правильно нужно поступать!». Используя данный метод, можно легко получить протест и негативное отношение к тому, к чему ребенка принуждают.
8. Наказание
Ни один поступок не должен остаться безнаказанным! Даже хороший и добрый. Ну и впоследствии при использовании физического наказания мы получим установку: «Бьет — значит, любит!».
Бывают моменты, когда наказание применять необходимо, для того чтобы ребенок правильно понимал границы допустимого поведения. Тут мы говорим о нарушении норм общества. Но наказание должно быть справедливым и понятным, только в этом случае получается позитивный эффект.